------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Две документальные ленты на XIX-м Казанском Международном Фестивале Мусульманского Кино вызвали, как минимум, недоумение. Первая - биографический оммаж турецкого режиссёра Камиля Энгина советскому и азербайджанскому режиссёру Тофику Исмайлову «Интеллектуал Азербайджана - звезда Тофик Исмайлов». Энгин учился у Исмайлова, бежавшего от «лихих 90-х» в Стамбул и 14 лет там прожившего - специально под него в университете культуры и искусств открыли факультет кинематографии. Тофик Исмайлов, гордость советского азербайджанского кинематографа, учился у Тарковского, снимал как художественное (особенно любил детское, обладая, подобно Ролану Быкову, большим талантом общения с маленькими актёрами) кино, так и документальное - первым фильмом, прославившим Исмайлова, был «Поёт Муслим Магомаев» (1971). В фильме о Тофике Исмайлове говорят друзья, коллеги-кинематографисты.. И тут у зрителя возникает неиллюзорный когнитивный диссонанс. Сначала соотечественник Исмайлова Октай Миркасым ничтоже сумняшеся заявляет, что Исмайлов «всю жизнь был верен только Азербайджану» - заявление смехотворное, потому что Тофик Исмайлов был именно советский режиссёр, наследник лучших советских киношкол и сам создатель киношколы собственной. Дальше - больше: на экране появляются турецкие кинематографисты - сам режиссёр Камиль Энгин, известный киновед Ихсан Кабиль, которые полфильма нам доказывают, что Тофик Исмайлов был…. турком и турецким режиссёром - «всю жизнь говорил по-турецки, несмотря на запрет советской власти», «мечтал об объединении тюркского мира». В качестве аргумента приводится написанный Исмайловым трёхтомник «Кино тюркского мира» (первый том посвящён азербайджанскому кино, второй - казахскому и третий - киргизскому) - то есть, советское кино во всём его художественном и национальном многообразии выдаётся за «тюркское». Лихо!
А вы верите, что советский режиссёр, житель советского Баку, в 1960-е - 1970-е гг. грезил «об объединении тюркского мира»?? Вот и я нет.
Другая лента, повергшая в шок - «Три соратника»: казахстанский биографический очерк, режиссировать который наши казахстанские коллеги почему-то пригласили питерского документалиста Владимира Тюлькина. Картина о трёх выдающихся деятелях казахстанской науки и культуры - археологе Алькее Маргулане, отце казахстанской геологии и медной индустрии Каныше Сатпаеве и писателе Мухтаре Ауэзове. Предварив фильм короткой нарезочкой - соцопросом жителей Алматы, которые по непонятному недоумению «не знают никого из троих», режиссёр весьма подробно останавливается на личности каждого, страстно доказывая зрителю, что все трое - невинно пострадавшие от советской власти.
Представьте себе Ауэзова, в 1919 г. вступившего в партию, продвинувшегося до председателя Семипалатинского губисполкома, вовсю сотрудничавшего с алаш-ординцами, в 1922 г. исключённого из партии и…… и тут же поступившего в Петроградский университет, получившего Сталинскую премию, а после увольнения из университета вместо ареста…. обласканного в ЦК КПСС и принятого преподавать в МГУ им. М.В. Ломоносова. Представили?....
Представьте себе Каныша Сатпаева, выходца из бедной семьи ставшего первым (!!!) казахом - горным инженером, избранным народным судьёй, ставшего директором института, первым казахским академиком, потом - руководителем Казахского филиала АН СССР, за время войны организовавшего 350 геологических экспедиций, построившего Джезказганский и Балхашский медеплавильные заводы. Представили??....
То, что Маргулан, Сатпаев и Ауэзов шибко «преследовались советской властью», мы узнаём от их детей и внуков, родившихся с серебряной ложкой во рту. Три корифея советской науки и искусства, с ранних лет входившие в, высшие слои советского общества, к которым прислушивались с любых кабинетах, портреты которых - прижизненно! - висели в цехах, студенческих аудиториях - это они-то преследовались???...
И ведь подклеены эти кусочки про «невинно пострадавших» к совершенно добротному байопику о трёх соратниках, составлявших гордость Казахстана. Своеобразный взгляд на историю!
В целом нельзя не отметить, что в этом году все четыре основных номинации были представлены очень сильными работами. А удивляться историческим трактовкам приходится не только в отношении постсоветского кино, - как будто у нас самих с трактовками всё слава Богу!...