Заметки на полях КМФМК - 9

Nov 02, 2023 22:07

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Две документальные ленты на XIX-м Казанском Международном Фестивале Мусульманского Кино вызвали, как минимум, недоумение.  Первая   -  биографический оммаж турецкого режиссёра  Камиля Энгина советскому и азербайджанскому режиссёру Тофику Исмайлову  «Интеллектуал Азербайджана   -  звезда Тофик Исмайлов».  Энгин учился у Исмайлова, бежавшего от «лихих  90-х» в Стамбул и 14 лет там прожившего  -  специально под него в университете культуры и искусств открыли факультет кинематографии. Тофик Исмайлов, гордость советского азербайджанского кинематографа, учился у Тарковского, снимал как художественное  (особенно любил детское, обладая, подобно Ролану Быкову, большим талантом общения с маленькими актёрами) кино, так и документальное   -   первым фильмом, прославившим Исмайлова, был «Поёт Муслим Магомаев» (1971).  В фильме о Тофике Исмайлове говорят друзья, коллеги-кинематографисты..  И тут  у зрителя возникает неиллюзорный когнитивный диссонанс. Сначала   соотечественник Исмайлова  Октай Миркасым ничтоже сумняшеся заявляет, что Исмайлов «всю жизнь был верен только Азербайджану»   -  заявление смехотворное, потому что Тофик Исмайлов был именно советский режиссёр, наследник лучших советских киношкол и сам создатель киношколы собственной.  Дальше  -  больше:  на экране появляются турецкие кинематографисты   -  сам режиссёр Камиль Энгин, известный киновед Ихсан Кабиль, которые полфильма нам доказывают, что Тофик Исмайлов был…. турком и турецким режиссёром    -   «всю жизнь говорил по-турецки, несмотря на запрет советской власти»,  «мечтал об объединении тюркского мира».  В качестве аргумента приводится написанный Исмайловым трёхтомник «Кино тюркского мира»  (первый том посвящён азербайджанскому кино, второй  -  казахскому и третий    -  киргизскому)  -   то есть, советское кино во всём его художественном и национальном многообразии выдаётся за «тюркское».  Лихо!

А вы верите, что советский режиссёр, житель советского Баку, в 1960-е  - 1970-е гг. грезил «об объединении тюркского мира»??  Вот и я нет.



Другая лента, повергшая в шок   -   «Три соратника»:  казахстанский биографический очерк, режиссировать который наши казахстанские коллеги почему-то пригласили питерского документалиста Владимира Тюлькина.   Картина о трёх выдающихся деятелях казахстанской науки и культуры   -  археологе Алькее Маргулане, отце казахстанской геологии и медной индустрии Каныше Сатпаеве и писателе Мухтаре Ауэзове.  Предварив фильм короткой нарезочкой   -  соцопросом жителей Алматы, которые по непонятному недоумению  «не знают никого из троих», режиссёр  весьма подробно останавливается на личности каждого, страстно доказывая зрителю, что все трое  -  невинно пострадавшие от советской власти.

Представьте себе Ауэзова, в 1919 г. вступившего в партию, продвинувшегося до председателя Семипалатинского губисполкома, вовсю сотрудничавшего с алаш-ординцами,  в 1922 г. исключённого из партии и…… и тут же поступившего в Петроградский университет, получившего Сталинскую премию, а после увольнения из университета вместо ареста…. обласканного в ЦК КПСС и принятого преподавать в  МГУ им. М.В. Ломоносова. Представили?....

Представьте себе Каныша Сатпаева, выходца из бедной семьи ставшего первым  (!!!) казахом  - горным инженером, избранным народным судьёй, ставшего директором института,  первым казахским академиком, потом  -  руководителем Казахского филиала АН СССР, за время войны организовавшего 350 геологических экспедиций, построившего Джезказганский и Балхашский медеплавильные заводы.  Представили??....

То, что Маргулан, Сатпаев и Ауэзов шибко «преследовались советской властью», мы узнаём от их детей и внуков, родившихся с серебряной ложкой во рту.  Три корифея советской науки и искусства,  с ранних лет входившие в, высшие слои советского общества, к которым прислушивались с любых кабинетах, портреты которых   -  прижизненно!  -  висели в цехах, студенческих аудиториях   -  это они-то преследовались???...

И ведь подклеены эти кусочки про «невинно пострадавших»  к совершенно добротному байопику о трёх соратниках, составлявших гордость Казахстана. Своеобразный взгляд на историю!

В целом нельзя не отметить, что в этом году все четыре основных номинации были представлены очень сильными работами.  А удивляться историческим трактовкам приходится не только в отношении постсоветского кино,   -   как будто у нас самих с трактовками всё слава Богу!...

КМФМК

Previous post Next post
Up