Заметки на полях КМФМК - 8

Oct 23, 2023 23:13

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Знаменитый британский документалист Овидио Салазар, много лет изучавший ислам и снимавший о нём кино, в итоге доизучался до произнесения шахады.  Став мусульманином, Салазар реализует крупные кинопроекты, посвящённые самой молодой из мировых религий.  В этот раз он привёз завораживающее и поэтическое кинопутешествие «По следам Пророка»   -   прошёл дорогой хиджры 622 г., по следам пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.  400 километров изнуряющего пути по пустыне    -   у зрителя складывается полное ощущение, что он следует за паломником Салазаром в режиме реального времени, изматывающе, но очень интересно.  Каждый камень на этом пути что-то символизирует, каждый поворот отмечен следом  Пророка, каждому дереву, встреченному во время хиджры, соответствует своя библейская страница.  Поначалу кажется, что монотонное следование за спиной в белых одеяниях  (по исламским заветам, никто не может  видеть лицо Пророка)  быстро наскучит, но потом ловишь себя на том, что ты приклеился к экрану и проходишь весь путь хиджры до конца.



Ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие доставляет киноочерк иранского документалиста Алирезы Дехгана «Исатис».  Исатис   -  древнее название Йезда, первого в истории глинобитного города, города-музея, находящегося под защитой ЮНЕСКО и, как считают иранцы, «под защитой четырёх стихий  -  Воды, Ветра, Огня и Земли», главного центра зороастризма в Иране. Большая часть зороастрийцев   уехала из Йезда в Индию около 40 лет назад, но около 4 тысяч осталось в городе. Сегодня Йезд   -    веротерпимый город:   наряду с 1400-летней мечетью Фарадж, есть христианский храм и синагога.  Но самая главная достопримечательность нынешнего Йезда  -  сохранившиеся до сих пор зороастрийские «башни тишины» с трупами на крышах    -     захоронения под открытым небом.  Оператор снимает город с коптера, сверху   -    невероятная геометрия построек, улиц, силуэтов зданий, мечетей и древних стен, главное достоинство фильма  -  визуальный ряд  (при довольно банальном закадровом тексте, дословно повторяющем туристические путеводители). 

КМФМК

Previous post Next post
Up