--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Знаменитый британский документалист Овидио Салазар, много лет изучавший ислам и снимавший о нём кино, в итоге доизучался до произнесения шахады. Став мусульманином, Салазар реализует крупные кинопроекты, посвящённые самой молодой из мировых религий. В этот раз он привёз завораживающее и поэтическое кинопутешествие «По следам Пророка» - прошёл дорогой хиджры 622 г., по следам пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. 400 километров изнуряющего пути по пустыне - у зрителя складывается полное ощущение, что он следует за паломником Салазаром в режиме реального времени, изматывающе, но очень интересно. Каждый камень на этом пути что-то символизирует, каждый поворот отмечен следом Пророка, каждому дереву, встреченному во время хиджры, соответствует своя библейская страница. Поначалу кажется, что монотонное следование за спиной в белых одеяниях (по исламским заветам, никто не может видеть лицо Пророка) быстро наскучит, но потом ловишь себя на том, что ты приклеился к экрану и проходишь весь путь хиджры до конца.
Ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие доставляет киноочерк иранского документалиста Алирезы Дехгана «Исатис». Исатис - древнее название Йезда, первого в истории глинобитного города, города-музея, находящегося под защитой ЮНЕСКО и, как считают иранцы, «под защитой четырёх стихий - Воды, Ветра, Огня и Земли», главного центра зороастризма в Иране. Большая часть зороастрийцев уехала из Йезда в Индию около 40 лет назад, но около 4 тысяч осталось в городе. Сегодня Йезд - веротерпимый город: наряду с 1400-летней мечетью Фарадж, есть христианский храм и синагога. Но самая главная достопримечательность нынешнего Йезда - сохранившиеся до сих пор зороастрийские «башни тишины» с трупами на крышах - захоронения под открытым небом. Оператор снимает город с коптера, сверху - невероятная геометрия построек, улиц, силуэтов зданий, мечетей и древних стен, главное достоинство фильма - визуальный ряд (при довольно банальном закадровом тексте, дословно повторяющем туристические путеводители).