-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лично для меня победителем XIX-го КМФМК стала дипломная работа «Фортуна» молодого таджикского режиссёра Мухиддина Музаффара (Джураева). Много ли вы видели современного таджикского кино?... Таджикистан в последние годы не часто нас радует полнометражными картинами, в основном они не выходят за рамки события национального масштаба. Но «Фортуна», без преувеличения, стала настоящим открытием 2023 киногода - кино большого стиля, кино, несомненно, этапное для всего постсоветского, да и мирового, что уж там, кинематографа.
Ученик Валерия Ахадова, Мухиддин Музаффар не первый раз приезжает на казанский кинофестиваль, и каждая новая его картина это очевидный шаг вперёд. «Фортуна» - это не просто зрелая работа состоявшегося режиссёра, это, наверно, первый на постсоветском пространстве киноопыт осмысления распада Советского Союза и трансформации советского общества на сломе исторических эпох. В бывших республиках СССР до сего времени рефлексировать на эту тему было крайне немодно, - умерла, так умерла. Начинающий таджикский режиссёр стал первым, кто препарировал общество переходного периода, с фотографической точностью и документальной дотошностью реконструировав начало 90-х. В 1992 - 1993 гг. в Таджикистане в самом разгаре бушевала гражданская война, а советские люди из расслабленно-беззаботного социализма в одночасье телепортировались в капитализм первоначального накопления, в котором выживает сильнейший, умри ты сегодня, а я завтра. Главные герои - закадычные друзья-не разлей вода Кахор и Маннон из маленького городка в Исфаринском районе - всю жизнь поддерживали друг друга, были друг другу опорой в самых непростых обстоятельствах. Простые работяги, они играют в самодеятельном ансамбле и кое-как сводят концы с концами. Согласившись подворовывать боеприпасы с военного завода, друзья запускают цепь роковых событий, в результате убивших одного из них и сломавших жизнь второму. Шальные деньги и выигранный в «Спортлото» автомобиль не приносят счастья, а лишь сталкивают друзей лбами, и этой проверки на прочность один из них не выдерживает. Капитализм неизбежно оскотинивает людей, превращает их жизнь в ад, и ад этот рукотворен. Весть о том, что сын, которого он с огромным трудом отправил учиться в Московскую Консерваторию, таксует в Москве, доводит Кахора до инфаркта и гибели - страшно подумать, сколько наших бывших соотечественников пошли по такой же траектории, пожертвовав своим трудом и талантом, пытаясь выжить в водовороте перемен. Трагедия маленьких людей, у которых мир рушится и земля уходит из-под ног, приобретает поистине шекспировские масштабы. Невиданная доселе в кино реконструкция республиканского быта начала 90-х, всеобщего распада и деградации, одичания людей и слома их психики - всё это в интерпретации самобытнейшего национального кинематографа мы видим, можно сказать, впервые.
Работа Мухиддина Музаффара «Фортуна» была награждена призом жюри за лучший сценарий к полнометражному игровому фильму. Я бы, будь моя воля, дала Гран-При и приз за лучшую мужскую роль поделила бы между Абдумумином Шарифи и Салохиддином Шукурзодой.
А достался Гран-При иранскому фильму - жюри КМФМК, вслед за жюри Московского Международного Кинофестиваля-2022, присудило высшую награду фильм Бехруза Шоайби «Без предварительной договоренности». Главная героиня (Пега Ахангарани получила приз за лучшую женскую роль также на обоих фестивалях) возвращается в Тегеран, почти всю жизнь прожив в эмиграции в Берлине. Выясняется, что её отец, которого она с детства не видела и по которому отнюдь не скучала, отходя в мир иной, оставил ей наследство. Фильм, с одной стороны, о хрупкости семейных отношений, о пропасти, пролегающей между близкими людьми, а с другой - о том, как люди вдали от Родины утрачивают национальную идентичность и с каким трудом вновь обретают.