Заметки на полях КМФМК - 5

Oct 17, 2023 15:42

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Лично для меня победителем XIX-го КМФМК стала дипломная работа «Фортуна» молодого таджикского режиссёра Мухиддина Музаффара (Джураева). Много ли вы видели современного таджикского кино?... Таджикистан в последние годы не часто нас радует полнометражными картинами, в основном они не выходят за рамки события национального масштаба.  Но «Фортуна», без преувеличения, стала настоящим открытием 2023 киногода   -   кино большого стиля, кино, несомненно, этапное для всего постсоветского, да и мирового, что уж там, кинематографа.

Ученик Валерия Ахадова, Мухиддин Музаффар не первый раз приезжает на казанский кинофестиваль, и каждая новая его картина  это очевидный шаг вперёд.  «Фортуна»   -  это не просто зрелая работа состоявшегося режиссёра, это, наверно, первый на постсоветском пространстве киноопыт осмысления распада Советского Союза и трансформации советского общества на сломе исторических эпох.  В бывших республиках СССР до сего времени рефлексировать на эту тему было крайне немодно,  -  умерла, так умерла.  Начинающий таджикский  режиссёр стал первым, кто препарировал общество переходного периода, с фотографической точностью и документальной дотошностью реконструировав начало 90-х.  В 1992 - 1993 гг. в Таджикистане  в самом разгаре бушевала гражданская война, а советские люди из расслабленно-беззаботного социализма в одночасье телепортировались в капитализм первоначального накопления, в котором выживает сильнейший, умри ты сегодня, а я завтра.  Главные герои  -  закадычные друзья-не разлей вода Кахор и Маннон из маленького городка в Исфаринском районе    -  всю жизнь поддерживали друг друга, были друг другу опорой в самых непростых обстоятельствах.   Простые работяги, они играют в самодеятельном ансамбле и кое-как сводят концы с концами.  Согласившись подворовывать боеприпасы с военного завода, друзья запускают цепь роковых событий, в результате убивших одного из них и сломавших жизнь второму. Шальные деньги и выигранный в «Спортлото» автомобиль не приносят счастья, а лишь сталкивают друзей лбами, и этой проверки на прочность один из них не выдерживает.   Капитализм неизбежно оскотинивает людей, превращает их жизнь в ад, и ад этот рукотворен.  Весть о том, что сын, которого он с огромным трудом отправил учиться в Московскую Консерваторию, таксует в Москве, доводит Кахора до инфаркта и гибели   -   страшно подумать, сколько наших бывших соотечественников пошли по такой же траектории, пожертвовав своим трудом и талантом, пытаясь выжить в водовороте перемен. Трагедия маленьких людей, у которых мир рушится и земля уходит из-под ног, приобретает поистине шекспировские масштабы.   Невиданная доселе в кино реконструкция республиканского быта начала 90-х, всеобщего распада и деградации, одичания людей и слома их психики    -  всё это в интерпретации самобытнейшего национального кинематографа мы видим, можно сказать, впервые.

Работа Мухиддина Музаффара «Фортуна» была награждена призом жюри за лучший сценарий к полнометражному игровому фильму. Я бы, будь моя воля, дала Гран-При и приз за лучшую мужскую роль поделила бы между Абдумумином Шарифи и Салохиддином Шукурзодой.



А достался  Гран-При иранскому фильму   -   жюри КМФМК, вслед за жюри Московского Международного Кинофестиваля-2022, присудило высшую награду фильм Бехруза Шоайби  «Без предварительной договоренности». Главная героиня (Пега Ахангарани получила приз за лучшую женскую роль также на обоих фестивалях)   возвращается в Тегеран, почти всю жизнь прожив в эмиграции в Берлине.  Выясняется, что её отец, которого она с детства не видела и по которому отнюдь не скучала, отходя в мир иной, оставил ей наследство.  Фильм, с одной стороны, о хрупкости семейных отношений, о пропасти, пролегающей между близкими людьми, а с другой    -    о том, как люди вдали от Родины утрачивают национальную идентичность и с каким трудом вновь обретают.  

КМФМК

Previous post Next post
Up