Заметки на полях КМФМК - 1

Oct 10, 2023 22:52

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Мрачновато-хлёсткая психологическая драма «Клетка: Между двумя битвами» (2022)   -   дебютная режиссёрская работа турецкого актёра Дженка Изгёрена, в которой он исполнил главную роль   -  о посттравматическом синдроме спортсмена, бывшего бойца ММА  (бои без правил), чудом выжившего на войне и пытающегося заново социализироваться.  Если не смотреть фильм, а ограничиться прочтением аннотаций  (которые пишутся, как правило, именно теми, кто фильмы не смотрит), то можно написать примерно следующее: «Глубокий и яркий шрам, исполосовавший лицо героя, символизирует ту тяжёлую травму, которая сопровождает его в мирной жизни    -  непонимание окружающих, включая любимую женщину, невозможность вернуть былое признание и уважение коллег-спортсменов».    На самом же деле намерение режиссёра показать равнодушие и отсутствие эмпатии  стамбульцев к человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, разбивается о беспощадную реальность    -   бывшие коллеги делают всё возможное, чтобы реабилитировать героя и вернуть его в профессию, любимая женщина (яркая роль турецкой кинозвезды Ачельи Эльмаз)  проявляет чудеса такта и терпения,  подопечные, которых он тренирует, относятся с уважением.  Тем не менее, герой на протяжении всего хронометража картины не снимает страдальческую маску и демонстрирует акцентуированные эмоции,  вызывая  у  зрителя  недоумённый  когнитивный диссонанс.  Посочувствовать герою получается ещё меньше, когда ближе к концу картины проясняется, на какой же такой войне  он получил свои кровавые шрамы    -    собственно, эта версия первая и единственная, которая появляется  у  зрителя     -    кто бы сомневался, в ходе сражений с отрядами пешмерга на востоке страны.  Драматическое дарование Дженка Изгерёна  (вся его актёрская биография связана с театральным искусством, отсюда  и кажущийся перебор по педалированию эмоций, экспрессивности мимики)  вступает в противоречие  с недостаточным драматизмом фабулы и динамизмом сценария.

А вот лиричная «педагогическая поэма» сирийского режиссёра, выпускника ещё советского ВГИКа  Абдель Латифа Абдель Хамида «Дорога» (2022) драматургически строится по диаметрально противоположному принципу    -     по-настоящему драматическая ситуация, способная  поставить крест на развитии ребёнка, сломать ему жизнь, воспринимаются близкими мальчика со стоическим спокойствием.  По странному решению школьного учителя, безосновательно  посчитавшего ребёнка умственно отсталым и потребовавшего перевести его на домашнее обучение, дедушка мальчика не просто в течение многих лет самостоятельно его учит и воспитывает, но и умудряется сделать так, чтобы ребёнок не почувствовал, что с ним что-то не так.  Настоящий педагогический подвиг совершается дедом мальчика так легко, естественно, без надрыва и видимых эмоций, по принципу «делай что должно, и будь, что будет».  Композиционно фильм очень прост.  Центральный образ картины   -  метафорическая просёлочная дорога, вокруг которой выстраивается весь сюжет.  К дороге примыкает и школа, и дом мальчика, на дороге, по наущению родных, должен сидеть сам маленький герой, наблюдая за движением быстротекущей жизни.  Результат родительской любви, понимания и такта окружающих, здоровых взаимоотношений в посёлке  -  мини-модели сирийского социума   -    человек не вычеркнут из жизни, а  нормально социализируется, поступает в столичный университет, становится учёным.  Весьма художественно бесхитростная, но неимоверно  тёплая, добрая, преисполненная социального оптимизма  и лёгкого юмора картина.

Если сирийская «Дорога»   -   образец назидательного  семейного кино, то «Достоинство» греческого режиссёра Димитриса Кацимириса    -   хрестоматийный пример кино вызывающе «антисемейного», продолжающего длинную линейку киноконстатаций кризиса и распада института семьи в Европе.  Кацимирис   -   театральный драматург и режиссёр, и жанр его «Достоинства» можно определить как фильм-спектакль:  разговорное кино, скроенное по всем канонам театрального действа, с единством места и времени   -  вся драма происходит в течение полутора часов в одной комнате.  Избитый до затасканности сюжет   -  внешне респектабельная, благополучная семья собирается на семейный праздничный ужин  и начинает трясти грязным бельём и кидаться многочисленными тараканами  и скелетами в шкафу. В «Достоинстве» семейная вечеринка   -  лишь повод объявить о том, что за престарелым отцом семейства  ухаживать более некому.  На подобный сюжет снято немало острых психологических драм высокого накала,  но «Достоинство» чрезвычайно слабо драматургически  (режиссёр Кацимирис выступил одновременно в качестве автора сценария).  Перебранки типажно невнятных, сливающихся в один сплошной клубок родственников скучны до зевоты, изрекаемые ими потоки банальностей удручающе предсказуемы.  Обычно подобный жанр требует неожиданной, шокирующей развязки   -   «Достоинство» же заканчивается исключительно ничем, выйдя из кинозала, через 5 минут ты уже забываешь финал истории. Единственный фильм конкурсной программы КМФМК, целесообразность отбора которого вызывает серьезные сомнения,   тем более, что он выбивается из проблематики  кинофестиваля и никак не связан с его месседжем.

КМФМК

Previous post Next post
Up