Израильские кинематографисты в очередной раз не подкачали

Jul 23, 2014 02:54

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Друзья, как вы заметили, надвигающаяся третья мировая практически не дает писать ни о чем душеполезном, в частности, пришлось на время притормозить с обзорами фестивального кино,   -   ММКФ три недели назад закончился, а я всё никак не соберусь дать вам полный обзор впечатлений.  А ведь кино это намного лучше, чем война, правда?....

Разумеется,  единственное кино, которое сейчас многие из нас смотрят регулярно   -   это леденящая кровь документальная хроника с полей сражений.  Бесспорно, беда Новороссии  -  самая близкая к нам из бед, и отнюдь не только в смысле чисто географическом.  Между тем, если быть до конца честными,  Донбасс и Луганщина   -   отнюдь не самое сейчас кровавое место на Земле.   За несколько последних дней в секторе Газа погибло больше людей, чем на всём Юго-Востоке Украины, вместе взятом с момента начала противостояния.  Просто на Украине срабатывает эффект неожиданности,   -    давно, уже лет 15 нас старушка-Европа ничем подобным не изумляла,  -  а на Ближнем Востоке, увы, любая кровавая трагедия вплетена в ткань суровой повседневности:(.

Из года в год, из фестиваля в фестиваль израильские кинематографисты-документалисты радуют нас острейшим и захватывающего масштаба  киноматериалом, смотрящимся куда выигрышнее художественного кино Земли Обетованной,  которое либо грешит вторичностью, либо смотрится узколокальным, автаркическим.  Резко поломал эту традицию пять лет назад Шмуэль Маоз,    -  ничего по художественной силе приближающегося к его "Ливану" я не смотрела до сих пор http://kolobok1973.livejournal.com/1145352.html#comments .

Конечно, если я скажу, что  документальный фильм-диалог израильтянина Надава Ширмана "Зелёный принц", названный зрителями Фестиваля независимого кино Сандэнс лучшим фильмом года, перевернул все мои представления о безграничных возможностях документального кино, я погрешу против истины:).    Прошлогодний сюрприз ММКФ   -   "Привратники" Дрора Мореха http://kolobok1973.livejournal.com/2377855.html#comments    -    и по замыслу, и по масштабу исполнения, и по информационной и художественной насыщенности пока что остаётся недосягаемым:  ещё бы, усадить в кресло шестерых экс-руководителей Шин Бет  и заставить их распинаться на камеру, оповещая мир, сколько центнеров тротила  на какого героя Интифады было потрачено,  при этом приковывая зрительское внимание на два часа к экрану,    -  задача, мягко говоря, не из лёгких.  Молоденький  Ширман, конечно, выглядит как ученик и последователь Мореха,  однако интерес к материалу в таких случаях всегда перекрывает какие-то художественные изъяны и погрешности.  В каком-то отношении Ширман следует за Морехом, продолжая неисчерпаемую тему войны  израильских спецслужб с палестинской Интифадой,


         


Главный герой фильма    -   Мусаб Хасан Юсеф, один из сыновей видного деятеля и авторитетного руководителя ХАМАС в Рамалле шейха Хасана Юсефа,  известный всему миру как "Сын ХАМАСа"  (по названию его автобиографического романа, по прочтении которого режиссер Надав Ширман и увлекся темой).   Мусаб,  с юных лет выполнявший самые деликатные поручения безгранично доверявшего ему отца и его соратников,  стал, наверно, главной кадровой ошибкой и самым большим позором ХАМАС за всё время его существования, самым главным предателем за всю историю движения.  Завербованный в 1996 году (в 18-летнем возрасте) израильскими спецслужбами,  Мусаб Хасан Юсеф,  который в юности предотвратил покушение израильтян на собственного отца, после вербовки получивший кличку "Зеленый принц",  более 10 лет был "двойным агентом", а по сути   -  шпионом Израиля, по вине которого многократно арестовывался не только его отец, игравший ключевую роль в сопротивлении, но и целый ряд героев палестинской Интифады,  многим из которых довелось пройти через пытки и мучения и в конце концов принять смерть.  По доносам Юсефа было провалено множество запланированных диверсионных акций ХАМАСовцев,  арестованы и получили пожизненные срока глава ХАМАС в Иудее и Самарии Ибрагим Хамид, основатели ФАТХ Марван и Абдалла Баргути,  а служба безопасности ХАМАС так и не смогла вычислить "крота" в собственных рядах,   -   видимо, трудно было поверить в то, что сын шейха Юсефа, отдавшего всю жизнь борьбе за свободу Палестины, способен на столь низкое и непостижимое здравому уму предательство.  Когда наконец Юсеф был вычислен и разоблачён, ему пришлось, изрядно изменив внешность, бежать в США.  Отец от него отрекся и проклял сына:   Мусаб предал не только собственного отца и его соратников, не только родную страну работой на врага,  но и исламскую религию    -    встретив в Тель-Авиве христианского миссионера Юсеф, отвергнув ислам и работая на иудеев, крестился в христианство.

Композиционно фильм выстроен как нарезка монологов самого Юсефа  и его бывшего шин-бетовского куратора Гонена, уволенного из органов,  -    между фрагментами их рассказа вкраплены иллюстрирующие кусочки документальной хроники.  Оба рассказчика   -  и Юсеф, и Гонен   -   сидят в пустой комнате с голыми стенами, навевающими ассоциации с суровым застенком, оператор дает крупные планы лиц.

Забавно, что первым вопросом журналистов к Ширману на презентации картины был "кто играл роли Юсефа и Гонена?"  Ширман, расхохотавшись, поведал, что в любой аудитории сразу получает такой вопрос    -  людям сложно поверить, что живой человек способен на протяжении двух часов откровенно, в мельчайших подробностях, а главное  -  с видимым удовольствием рассказывать историю своего морального падения.  Зритель до последнего сомневается, а не актеры ли перед ним, а когда получает заверения в том, что фильм строго документальный, недоуменно допытывается у режиссера, как ему удалось "раскрутить" героев на такую обескураживающую откровенность и такое демонстративное самокопание.  В целом, рассказ Юсефа достаточно малоинформативен:  ему не очень интересна судьба погубленных им людей, его гораздо больше интересует собственная персона    -   его переживания, эволюция его взглядов, душевные терзания, история увлечений и разочарований, об этом он может говорить часами.  В отличие от жёстких  "Привратников" Мореха, дающих богатейший и эксклюзивный объем фактологической информации,  фильм Ширмана  может показаться "сопливым"  -  это попытка понять психологию человека, несколько раз в течение жизни отрекающегося от системы ценностей, от  всего, что было свято и дорого.

И вот тут-то выясняется, что никакой системы ценностей-то и не было.  О своем душевном повороте Юсеф говорит так, как обычно повеса рассказывает о замене одной мимолетной спутницы на другую,   -  сегодня нравилась одна, а завтра понравилась другая.  Сегодня я истовый мусульманин и борец за свободу Палестины, а завтра я разочаровываюсь в исламе и начинаю работать на Израиль.   Герой фильма не стесняется называть суммы зарплат, которые платила ему вражеская спецслужба.  О ХАМАС  Юсеф говорит не как о деле жизни, а скорей как о семейном бизнесе   -  то, что в ходе борьбы люди платили за свои идеалы свободой, а зачастую и жизнью,  как-то ускользает при этом от его внимания...    Юсеф пытается оправдать себя тем, что, мол, его впечатлили пытки, которым ХАМАСовцы подвергали собственных предателей  (новые израильские хозяева организовали ему "экскурсию" в ХАМАСовскую тюрьму), однако не стоит забывать, что вербовали Юсефа не в кафе на площади Кикар Цион, а в израильской тюрьме, где он тоже, по его словам, подвергался пыткам и тяжелым испытаниям.  Впрочем, тут, как говорится, у Юсефа концы с концами не сходятся   -    одно дело пойти на предательство под пыткой, под принуждением, а он рассказывает о своей измене как о чем-то совершенно рядовом,  -  ну, поработал на исламистов, теперь поработаю осведомителем на израильтян.  Поначалу он уговаривает сам себя, что перехитрит Шин Бет и станет "двойным агентом",  -  какое-то время это ему удается, потом, якобы, по мере разочарования в исламе и идеалах борьбы за Палестину, окончательно продает душу дьяволу.

Во всем этом поражает удивительная легковесность суждений   -   то, от чего обычно люди либо сходят с ума, либо стреляются,  Юсефу кажется лишь интересным поворотом собственной биографии.  Главное и единственное, что сегодня мучит и терзает  Юсефа   -  не преданная им Родина, не загубленные по его вине жизни,  а то, что Израиль, которому он на целое десятилетие посвятил всего себя, оказался неблагодарным   -   каждый раз отказывает ему в визе и не желает помогать улаживать его отношения с Соединенными Штатами, жить в которых с каждым днем все менее безопасно:  для американцев Юсеф прежде всего сын видного "террориста из ХАМАС" и сам в прошлом "террорист", и жить ему сегодня в США не комфортно, а Израиль отказывается принимать его назад.   Мораль прозрачней не бывает:  предателей все ненавидят, и место на Земле  им найти трудно.  В Палестине он предатель и подлежит уничтожению, Израиль отмахивается от него, как от назойливой мухи, забыв об оказанных  Юсефом еврейскому государству услугах, а для Штатов он мутный тип с мутной биографией, которого при случае надо бы депортировать от греха подальше.  Юсеф в кадре сопливится и начинает рыдать, слезы льются из неестественно больших, увеличенных в результате пластической операции глаз,  выглядит это совершенно по-бабски и вызывает настоящий когнитивный диссонанс:  двойной агент сильнейших спецслужб мира, почти палестинский Джеймс Бонд всхлипывает на экране, как красна девица, искренне не понимая, за что его, такого замечательного, никто не любит.

И вот тут-то нам показывают вишенку на торте.  Рассказывая о собственных злоключениях, Юсеф живописует, как в раннем детстве подвергся неоднократному, как он сам отмечает, насилию со стороны какого-то залетного педофила на улице.  Пожалуй, единственный стыд, который испытывал в своей жизни Юсеф,  это была боязнь рассказать об изнасиловании родителям.  Такой вот дедушка Фрейд в жарких палестинах.



После  кинопоказа я спросила режиссера Надава Ширмана, почему сотрудники израильских спецслужб, как отставные, так и действующие, настолько легко идут на контакт и готовы выложить перед телекамерой все профессиональные секреты и эпизоды своей, мягко говоря, совсем непубличной деятельности.  Немыслимо представить себе наших высокопоставленных КГБ-шников, рассказывающих перед камерой, как они кого ликвидировали   -    у нас бывших сотрудников госбезопасности не бывает, и человек дает присягу на всю жизнь, а в Израиле вышел на пенсию, и пошёл трепать языком.  Красавец Ширман закатил большие зелёные глаза к потолку и сказал, что никогда не задумывался об этом, но предполагает, что Бен Ицхак Гонен легко пошел на контакт и рассказал всё, о чём его попросили, потому что был маленьким человеком в Шин Бет, и кураторство над "Зеленым принцем" был главный, наивысший карьерный успех в его жизни.  Собственно, никто бы никогда не узнал, что есть такой шабаковец Бен Ицхак Гонен, если бы не его знаменитый протеже Юсеф.  Для Гонена съемка в фильме стала поводом рассказать о себе.

Не могу сказать, чтобы такое объяснение меня удовлетворило, но тем не менее, правда состоит в том, что Гонен действительно уволен с действительной службы, по-прежнему дружит и перезванивается со своим экс-подопечным и очень доволен собой и тем, как сложилась его жизнь, чего о предателе Юсефе сказать нельзя.  До конца жизни предатель не найдет душевного успокоения, и в этом, наверно, основная мораль картины.



Художественный фильм Амикама Ковнера "Прибежище"  входил в конкурсную программу и, как мне кажется, получил довольно высокую оценку зрителей.   Небольшая зарисовка из жизни двух израильских семей во время второй Ливанской войны фокусирует, как увеличительное стекло, проблемы и фантомные болячки еврейской половины израильского общества, находящегося в состоянии перманентной войны, как внешней, так и внутренней.

Один из немногих израильских фильмов, где противоположная, арабская сторона полностью за кадром:  являясь сильнейшим и важнейшим фактором существования, она появляется на экране лишь в телерепортажах домашнего телевизора, газетных заметках, ну и давно ставших спутниками жизни всех израильтян звуках рвущихся снарядов.    В отличие от большинства именитых израильских режиссеров, в чьих фильмах красной нитью проходит мысль о том, что противоборствующим сторонам надо искать и находить общий язык, для Ковнера всё однозначно:  фильм начинается с субтитров, рассказывающих о том, что агрессивная Хезболла атакует мирные израильские города.  Все акценты расставлены с первых кадров.

Респектабельная тель-авивская бездетная пара  (семья, считающаяся более чем благополучной, которой, однако, вот уже добрый десяток лет не по карману починить электропроводку), принимает к себе пожить семейную пару с обстреливаемого Хезболлой севера Израиля.  Боаз и Яли    -   абсолютно светская семья, в которой отношения давно дали трещину, поначалу подчеркнуто гостеприимны к ортодоксу-фундаменталисту Моти, в отсутствие мезузы прикладывающегося к дверному косяку, и его жене Керен на сносях.  В первый же день дают о себе знать бытовые и культурно-традиционные различия  (гости удивлены несоблюдением хозяевами кашрута и отсутствием в кухне раздельных раковин), и накапливается взаимное раздражение,   -    "пришельцы с севера" простоваты, как три шекеля, и практически сразу начинают напрягать.    Для хозяина дома война   -   трагедия, досадная, муторная неприятность, которую надо перетерпеть, пережить, переждать.  Для истового иудея Моти война   -  средство "доказать им, где раки зимуют", и "мы-то им покажем".  Разумеется, тут же выясняется, что войны-то  "солдат диванных войск" белобилетник и аллергик с врожденным плоскостопием Моти не нюхал  (ортодоксально-правоверные сыны израилевы, как известно, военной службы не несут)  в отличие от отслужившего Боаза, которому весь этот шапкозакидательский  алармистски-безответственный треп поперёк горла.

Слушая перебранки двоих соотечественников, демонстрирующих ментальную и жизненную пропасть, изумляешься, насколько тесен шарик и насколько всё у нас, обитателей шарика, похоже.   "Выжечь гадов напалмом!"    -   "Ну, поди, выжги, боец диванный, что ж не идёшь?"    -   "Я-то аллергик, а вот ты патриот или нет?"

Не правда ли, что-то до боли напоминает?...

Туристический автобус, на котором подвизающийся водителем Моти возит солдат в зону боевых действий, рассказывая глубоко беременной Керен, что возит туристов на Мёртвое море    -    это, пожалуй, такой исчерпывающий символ сегодняшнего Израиля получился, выразительней не придумаешь.  Не менее выразительный, чем удушающая жара в отсутствие мощного кондиционера, лицемерные семейные ужины с гостями, половина которых готова разорвать  (разумеется, только в мечтах) врага на куски, а в реале боящимися отъехать на десяток километров севернее Тель-Авива, практикующий ортодоксальный иудей, не отказывающийся практически при рожающей жене оприходовать жену хозяина дома в шабат,    -    срез израильского общества в картине Ковнера пусть маленький, но ёмкий.    

ММКФ

Previous post Next post
Up