ММКФ-2014 - день первый - 2

Jun 19, 2014 20:58

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первый многотрудный фестивальный день запомнился ещё одной качественной крепко сбитой политической документалкой "Казус Блохера" франкошвейцарца Жан-Стефана Брона, решившего в ходе электоральной кампании проехаться по стране с одним из самых одиозных политиков Швейцарии,  совершившим головокружительный вираж из эксцентрика-маргинала до члена швейцарского Правительства и главы самой популярной партии страны   -    Кристофом Блохером.



К задумке режиссера следует отнестись с уважением    -   наверно, для левака и общечеловека Брона нет более антипатичной политической силы, чем Швейцарская Народная партия, созданная в качестве противовеса для всех и всяческих общечеловеков, с первых дней своего существования и особенно с приходом в неё Блохера бросившая вызов объединительным европейским процессам и поставившая задачу стать оплотом крестьянско-бюргерских сил, объединенных духом Blut und Boden швейцарского разлива.   Если в 70-80-е митинги ШНП собирали городских  и, в основном, сельских сумасшедших  и фриков в тирольских шапочках и коротких штанишках, то на сегодняшний день партия Блохера контролирует треть швейцарского парламента, значительную часть кантональных советов  (в основном в немецкоговорящей Швейцарии), сам Блохер побывал членом Бундесрата и именно он сейчас активно проталкивает антимигрантские ксенофобские законы, всевозможные ограничения и запреты для нешвейцарцев, пролоббировал плебисцит по запрету строительства мечетей и т.п.  Вы наверняка помните хамские и дискриминационные предвыборные плакаты с белыми и черными овечками   -    это как раз продукция блохерской ШНП.

Сам Блохер    -   70-летний миллиардер, крайне удачно прикупивший в свое время всю химическую индустрию Швейцарии и ряд коммерческих банков, от которого вначале брезгливо отворачивался политкорректный проевропейский швейцарский истеблишмент (в основном лоббистами вхождения страны в большую Европу были франкофоны), по мере разбогатения быстро ставший рукопожатным.  Режиссёр Брон активно перемежает сегодняшние съемки  документальной хроникой сорока-  и тридцатилетней давности, показывая Блохера, ораторствующего на митингах, проводимых на захватывающем дух швейцарском пленэре,   -  камера скользит по лицам завсегдатаев митингов, хрестоматийных сторонников традиционных ценностей и ревнителей швейцарского народного духа на фоне гор и альпийских лугов.

Риторика, лексика, понятийный аппарат нацистов мало изменились с геббельсовских времен, пожалуй, лишь обмельчал масштаб героев, да тексты становятся с каждым десятилетием всё примитивней и демагогичней.  Забавно, что сам Блохер в своих речах, эмоциональных проявлениях совершенно статичен,    -   определить год съемки можно  лишь по количеству седины у политика и морщин у его высыхающей истинно арийской супруги.   А вот исторический контекст, политические обстоятельства меняются стремительно,  и сегодня ветры дуют в блохеровские паруса,    -   то, что ещё двадцать лет назад было маргинальной политической обочиной,  ныне  стало европейским мейнстримом:  проект Евросоюза, судя по всему, встуил в полосу своего краха,  евроскептики из числа правых   консерваторов, неонацистов сегодня выдвигаются на первый план, и заветные 30%, с таким трудом достигнутые на выборах  Швейцарской Народной партией, уже не выглядят чем-то запредельным.  Заслуга Брона состоит в том, что он безошибочно указывает на главную черту политики щвейцарских националистов:  за антиевропейским трёпом и пропагандистскими страшилками на тему того, что главный враг свободной Швейцарии   -  Евросоюз,  часто забывают об антилевом, антирабочем, антисоциальном характере партии Блохера,  на заводах  которого постоянные забастовки из-за увольнений и невыплаты зарплат рабочим.  В одной из телепередач телеведущий ловко подрезает Блохера:  мол, в Евросоюз мы пока не вступили, а ваши рабочие уже бастуют из-за того, что вы их гнобите.

Несмотря на нарочитую серьезность режиссерской задумки,  лента Брона производит слегка комичное впечатление   -   режиссер, полфильма колесящий на переднем сиденье в автомобиле Блохера, относится к своему герою настолько серьезно, с настолько  преувеличенным вниманием, что зачастую провоцирует улыбку.  Взгляд Брона на политика, развалившегося на заднем сиденье дорогой машины, можно назвать, с одной стороны, гипертрофированно-серьезным, с другой   -   брезгливо-отстраненным, как рассматривают в микроскоп экзотическое насекомое или рептилию.  Брон, задавая вопросы, неоднократно повторяет: "Я пытаюсь вас понять", "я пытаюсь примерить на себя вашу шкуру", но получается откровенно плохо   -   сам Блохер держит демонстративную, подчеркнутую дистанцию, да и слишком далеки друг от друга эти люди, которых съемки свели на определенное время в одном автомобиле.

Не знаю, как насчет документалистики, но на мой взгляд, Брон весьма органично бы смотрелся в роли создателя детективных триллеров или пафосных байопиков    -   заурядные съемки заурядного, по большому счету, политика превращены Броном в такой парад понтов и пафоса, что постоянно хочется рассмеяться:  зловещий, леденящий душу саундтрек,  замысловатые ракурсы сверху с вертолета,  претенциозная игра света и теней, многозначительные крупные планы главного героя,  размах мемуарной биографии, обилие кинохроники, нарочитая драматизация совершенно обычных поворотов политического сюжета,   -   внутрипарламентские интриги по вычищению Блохера из Бундесрата и его замена на более приемлемую для евроориентированных  политиков  Эвелине Видмер-Шлумпф   подается чуть ли не как заговор мирового масштаба,  а сам Блохер  -  чуть ли не как Гитлер или Наполеон, тогда как он даже ни разу не Йорг Хайдер.  Да и Швейцария эта ваша   -  дыра дырой, сельская жопа Европы, а Брона посмотришь, так чуть ли не ось цивилизации.

Страноведам и лингвистам будет интересна языковая сторона киноленты:)     -   перед выступлениями перед франкоговорящей аудиторией Блохер тренируется   -   просит жену говорить ему фразы из будущего выступления по-немецки, а он ей переводит их на французский.  При этом на франкоязычных телеканалах Блохер говорит по-французски так, как будто это его второй родной язык, никогда бы не подумала, что это "достигнуто упражнением".   Да и швейцарский немецкий, конечно, весьма своеобразен:)),   -  мы, привыкшие к верхненемецкому, понимаем отнюдь не всё.  Забавно слышать   "глихь", "бишпиль"  вместо привычных "гляйхь", "байшпиль".

---------------------------------------------------------------



Под конец дня порадовали новым Клодом Лелушем   "Мы любим тебя, мерзавец".   Мерзавец    -   70-летний герой сногсшибательно красиво постаревшего Джонни Холлидея,  которому  некрасиво постаревшая Сандрин Боннер в роли риэлтора продает огромный дом с фермой в самой живописной части французских Альп, и, разумеется,  через некоторое время переезжает к нему жить.  У обаятельного голубоглазого "мерзавца" Жака Камински   -  высокооплачиваемого парижского фотографа-стрингера  -   много денег, но ещё больше  дочерей от разных женщин, за всю многотрудную жизнь исчисляемых сотнями.  Дочери   -  одна другой прекрасней, что-что, а семя своё Камински распылил по планете на редкость удачно,    -     именуются по названиям времен года, когда они родились на свет, друг друга терпеть не могут, а чтобы собрать их вместе в пасторальном имении, купленном отцом специально для них, друзьям героя приходится идти на крайне спорные с точки зрения морали уловки    -   например, вызвать дочерей, оповестив каждую о том, что её отец  обречён и доживает последние  дни.   Тут-то все и собираются вместе, большой семьёй в изумительных альпийских ландшафтах.  Попутно выясняется, что папаша здоров  -  здоровее не бывает,

Казалось бы, очередная слащавая мелодрама на вечно-поколенческую тему отцов и детей  "позвоните родителям!" и  неизбежным хэппи-эндом в виде семейного ужина на альпийском лугу, ан вот счастливый отец в разгар патриархально-пасторального веселья  вешается в лесу, и следующий этап сбора большого семейства, с участием бывших жён, любовниц и других детей, о которых никто не знал    -   уже на похоронах.   Тому, как можно быть одиноким, имея пару десятков  жён, детей и внуков,  посвящен весьма солидный сегмент европейского кинематографа, и Лелуш здесь совсем не пионер, но фильм почему-то цепляет.

ММКФ

Previous post Next post
Up