Идя на очередную предпремьеру, организованную любимым сообществом
filmz_ru, я ожидала банальный боевичок-стрелялку и была приятно удивлена, увидев довольно глубокую социальную драму, снятую без претенциозных безмозглых голливудских понтов, но с тугим знанием дела - режиссера "Патруля" Дэвида Эйера, чьи детство и юность прошли в бандитских лос-анджелесских закоулках, можно назвать настоящим бытописателем американской криминальной уличной среды.
Всю свою режиссерскую жизнь Эйер посвятил одной теме, будучи создателем "Тренировочного дня", "Крутых времен" и "Короли улиц", исследующих будни полиции Лос Анджелеса. На документальность изображения претендует и столь любимая многими коварная "дрожащая камера", которая в одних руках может стать иллюстрацией дилетантизма, а у других, и Эйер тут не исключение, становится дополнительным средством художественной выразительности. Два напарника-ППСника (в ролях лысый, как коленка, Джилленхаал и Майкл Пенья) погружают зрителя в неприглядные будни своей профессии - вопреки устоявшейся голливудской традиции, жизнь копа - это не героические перестрелки с армадами врагов, а грязь и вонь гетто, смрад пожаров, свинцовые мерзости торговли дурью и людьми, а возможность в любой момент быть убитым никак не добавляет романтизма к полицейскому ремеслу. Вопреки традиционным американским агиткам, ремесло копа предстает не просто не привлекательным, а социально опасным и не дающим никаких жизненных перспектив, кроме одной перспективы - быстрее сдохнуть, оставив жену вдовой, а детей сиротами.
Вообще поразительно, как американец может снять настолько антиамериканский фильм - на уровне ощущений, подсознания, рецепторов. С первых же кадров зрителя охватывает удушающая тоска: при виде унылой одноэтажной Америки - запыленной, отупляюще-однообразной, с гнетуще-монотонной, животной какой-то жизнью, невольно задаешься вопросом, что за жопу мира тебе показывают. Оказывается - грязные пригороды Эл-Эй, изнанка мегаполиса, отрыжка общества неонового просперити... На смену десятилетиями терроризировавшим общество бандам чернокожих отморозков приходит свежая кровь - хозяевами улиц становятся мексиканские наркокартели, но фоне которых негритянские банды выглядят просто стайками играющих в казаки-разбойники подростков. Наркодилеры, торговцы живым товаром, мясники-убийцы, - латиносы нарисованы настоящими зверями, и фильм бы мог запросто показаться розжЫгательным науськиванием, если бы один из главных героев, патрульный полицейский Мигель, в конце фильма гибнущий от рук латиносских бандитов, - без звенящего пафосного героизма, а просто пытаясь спасти друга, - сам не был бы этническим мексиканцем...
Фильм Эйера - не только яркое и детально точное социальное полотно, но и глубокое этнографическое исследование. Невзирая на ужасающий перевод (горе нам, неанглоязычным!!:(((), зритель догадывается о лексических глубинах и оттенках речи представителей разных социальных и этнических страт, погружается в блатной сленг и современный новояз американской глубинки, получает исчерпывающее представление о социальных стереотипах и социальной повседневности. Несмотря на неприглядно-унылую фактуру, фильм наполнен мягким юмором, буквально фонтанирует им. Чего стоит такой, например, диалог (два копа-напарника мечтают вслух и делятся жизненными планами):
- А прикинь, если наши дети, когда вырастут, тоже станут копами и будут напарниками!...
- Ну уж, нет. Уж я позабочусь, чтобы они выбрали какую-нибудь более честную профессию. Пусть станут, например, политиками...
В конце фильма эмоциональные девушки прослезятся, но ничего общего с розовыми соплями эти слезы иметь не будут;).