Заметки на полях фестиваля - 5

Jun 24, 2012 06:27


Первый раз в жизни свистела в кинотеатре.
Польша из года в год привозит на ММКФ запредельное дерьмище, причем с каждым годом всё хлеще и хлеще. С нездоровым упорством, достойным лучшего применения, новый польский кинематограф надрачивает на одну и ту же тему, порождая сомнения в психологическом здоровье современной польской нации.  Борьба с любыми воспоминаниями о социализме автоматически превращается в одержимость борьбы со всем, что хоть как-то связано с русскими.  Нацию, как бы это помягче выразиться, заклинило, а на одном Вайде не выедешь, да и Вайда уже, увы, не торт:((   -    после тупой агитки "Катынь" ничего хорошего ожидать не приходится.



Новый фильм Вальдемара Кшистека "80 миллионов", рисующий кульминацию борьбы ПОРП с "Солидарностью" (в данном случае, вроцлавским её отделением)  в 1980-81 гг.,    -   образец лобовой и оттого весьма карикатурной агитки, снятой, как говорится, доходчивей не бывает, чтобы каждому дебилу было понятно     -    свободолюбивый польский народ страдал под гнётом коммунистических людоедов местного разлива, направляемых  жидовско-большевистскими хозяевами из Москвы.  Отряхивающие прах коммунизма со своих натруженных ног польские рабочие устраивают марши миллионов забастовки, печатают в подпольных типографиях  листовки и газеты, бегают от гончих псов кровавой гебни, а в конечном итоге обувают польское государство на 80 миллионов злотых, предназначенных на святое дело свержения коммунистической гидры.

Кстати, о миллионах. Говнофильм гласит, что к 1981 году численность "Солидарности" достигла 10 миллионов человек.  Френды-полонисты, так ли это??..  Сдается мне, что если бы в 1981-м каждый третий поляк состоял в мятежном профсоюзе, то для польского социализма уже тогда всё закончилось бы, задолго до бархатных революций 1989 года.  Что касается миллионов в пенёндзах, то к началу разворачивания этого сюжета героико-повстанческий пафос сменяется карикатурной и кичевой пародией на криминальный триллер   -    с гонками на разбитых древних фиатах  и ржавых "запорожцах" и прочими гэгами такой же художественной ценности.  Нужно ли объяснять, что чемоданы и авоськи с миллионами будут спрятаны у главы костёла?

Художественные приемы, используемые создателями фильма, незатейливы и примитивны донельзя: показанная ими Польша, пожалуй, в сороковые после немецких бомбардировок была краше, чем  на впариваемой нам картинке якобы из 80-х  (мы с dmitriy_dabb  даже поспорили, где режиссер нашёл "натуру" для съемок, ибо изговнять до такой степени пейзаж невозможно, а в Европе мест, где можно снять такой адский ад, тоже днем с огнем не сыщешь).  Примитивный, но донельзя доходчивый метод бинарных оппозиций работает при показе светлой и темной сторон силы    -    рабочие и активисты "Солидарности" напоминают античных героев, богов и полубогов, а  "кровавая гебня", управляемая костоломом и мастером художественного слова капитаном госбезопасности Собчаком,     -    банда гнойных орков.  Главный гебист, средоточие всех мыслимых и немыслимых пороков, на самом деле, конечно, на святое дело защищаемого ими социализма и на ещё не сгиневшую социалистическую Польшу ложил хрен с прибором, и только ищет удобного способа накрыть оппозиционную кассу и обезопасить свою жопу дупу на случай любого варианта развития событий.  "Я сам вижу, что всё  летит в пизду",   -   однозначно оценивает Собчак перспективы польского социалистического строительства. Сюрреалистические ощущения возникают, когда весь фильм с экрана несётся "Собчак, курва пердолена", "Собчак, ебена курва" и прочие респекты национальной безопасности со стороны карбонариев-солидаристов.

Тщательно лелеемая в последние годы национальная мифология настаивает на том, что польский социалистический Мордор был на полном ручном управлении Мордора московского, правда, рассказы о советском провокационном осквернении солдатского кладбища и медиа-операции гебни по обвинению в этом "Солидарности" впечатлить способны лишь тинейджеров   -  тот, кто помнит выпуски информационной программы "Время",  брехню унюхает за версту.  Режиссеру Кшистеку, родившемуся через 8 лет после того, как советские войска спасли его страну от неминуемой гибели, видимо, доставляет особое удовольствие вкладывать в уста героев  (причем всех без разбору) перлы о том, что русские ни на что, кроме пития водки не способны.  Особый кайф находит Собчак и его костоломы в пытках арестованных солидаристов русской водкой, заливаемой с особым цинизмом в горло.

Вместо героической саги о мужественных борцах с системой получился антиисторичный, тенденциозный, злобный и жалкий высер, выпукло демонстрирующий все грани национальной закомплексованности.  Кстати, забавное о природе этой самой закомплексованности    -     на некоторых плакатах бастующих солидаристов этакое забавное бахвальство: "Нашу Польшу знает всяк, Папа Римский же поляк!"  Видимо, теперь, когда поляк быть Папой перестал, про Польшу опять никто не знает...

Хрен с ним, с антикоммунизмом  -   это, в конце концов, их дело, нравится полякам плевать в собственное прошлое и шагать робким зигзагом в жопу   -    ради Бога, но постепенно градус антисоветизма, зашкаливая за все мыслимые пределы, закономерно перерастает в русофобию, а в этом фильме так просто на грани оскорблений. Я бы на месте отборочной комиссии дала хорошего пинка под зад Кшистеку и его говнофильму, ибо нехуй.  Свистела на премьере в футбольный свисток, а по-настоящему порадовало то, что аплодисментов зала вообще не было, хотя наш непритязательный зритель обычно готов хлопать любой лабуде.

Вместе с тем, некоторые самоочевидные истины, доказанные в очередной раз киноопусом Кшистека, банальны  до оскомины:  любой костёл   -   зло и оплот контрреволюции, например.  И ещё одну  историческую закономерность жизнь пока не опровергла:  власть берётся тогда, когда на твоей стороне производящий класс или хотя бы значительная его часть по всей стране.

ММКФ

Previous post Next post
Up