Пинчон "V"

May 13, 2009 17:22

Прочитал, нет скорее осилил, а еще точнее вымучил "V" Пинчона.
Подобных страданий я не испытывал со времен "Игры в классики" Кортасара.
Но надо сказать дон Хулио просто щенок на фоне Пинчона.
Такого густо замешанного текста я еще не встречал.
Причем половина романа написана в нарочито стебно-жестяковой манере,
ну что-то вроде Стогоffа по содержанию. Но легкости это совсем
не прибавляет. Очень тяжелый и насыщенный текст (именно текст, прозой это я не стал бы называть).
Действительно, ни одного слова из книги выкинуть нельзя без потери смысла и сюжетной линии.
Но все-таки подобный стиль отнюдь не для метрового чтения.


Сюжет крутится вокруг поиска некой "V". По ходу повествования она имперсонируется в ту или иную девушку,
а то и вовсе в крысу Веронику. Фоном для этих поисков служат приключения Whole Sick Crew, богемной тусовки
образца благословенных американских 50-х. Кроме этого сюжет постоянно перепрыгивает на вставные новеллы.
Кстати именно они больше всего меня и захватили. "Дневник Мейстраля", африканская "осада" Мондаугена и грустная
история балерины Мелани (автор ее посадит на кол, такой вот вам спойлер) прекрасны.

Несколько напрягали многочисленные отсылки и аллюзии к современной (для 50-х) американской массовой культуре.
Мне это совершенно неинтересно. Хотя я и узнал несколько забавных фактов. Вот скажем, что стиль музыки Би-боп негры
создали специально, чтобы унизить белых. Хитрый план состоял в том, что такой сложный ритмический рисунок не один
белый не сможет воспроизвести. Или, что кукарача по-испански значит таракан. Такая полезная книга.

А так Пинчон конечно, хоть и сложен собака, но несомненно велик. Вот, хотя бы зацените один отрывок.
Постмодернизм же!

- Предположим, - сказал Профейн чайке, которая, подмигивая, смотрела на него, - предположим, что я Бог.
Он осторожно спустился на платформу и лег на живот, так что из за края виднелись только его нос, глаза и
ковбойская шляпа, отчего он стал похож на распластанного Килроя.
- Если бы я был Богом… - Профейн направил палец на патрульного: - Сдохни, сволочь, я попал тебе в жопу.

Патрульный тем временем продолжал заниматься своим делом: лупил дубинкой в живот 250 фунтовому гиганту -
старшине группы управления огнем по имени Балбес Пагано.
К скоплению автомобилей на пирсе добавился скотовоз - так моряки называли полицейский фургон «Черная Мария».
- Прочь, скотовоз, - сказал Профейн, - убирайся отсюда, съезжай с пирса. - Так оно и случилось бы, если бы фургон вовремя не затормозил.
- Пусть у Балбеса Пагано вырастут крылья и он улетит отсюда. 
Однако очередной удар дубинки сбил Балбеса с ног. Полицейский оставил его лежать на палубе.
Чтобы сдвинуть с места такую тушу, нужно было по меньшей мере человек шесть.
«В чем же дело?» - удивился Профейн. Чайке, похоже, все это прискучило, и она улетела в направлении морской базы.
Возможно, подумал Профейн, Бог должен заниматься чем нибудь более полезным, а не метать все время громы и молнии.

Во время чтения книга сильно подымала уровень энтропии в моей голове. Пожалуй, энтропия наиболее точный термин,
описывающий "V". В нашем мире все сложно, запутанно и хаотично. Одни герои стараются продраться сквозь эти джунгли.
Например, молодой Стенсил ищет свою "V", пытаясь таким образом найти ключ ко всему происходящему. Другие подобно йо-йо
бесцельно снуют туда-сюда в этих турбулентных потоках времени (Профейн). И то и другое одинаково бессмысленно и наоборот
оправданно. Неслучайно в конце романа эти крайности сойдутся в одной точке. Там где сходятся палки у буквы "V". Примерно так
я понял смысл романа.

Понравилось - не понравилось точно не скажу. Когда читал, страдал. А сейчас приятное послевкусие.
Не буду оценивать.

книжное

Previous post Next post
Up