Недавно в моей системе появился новый виниловый проигрыватель Clearaudio Concept MC Wood. Проигрыватель шел в комплекте с картриджем Concept MC. Расскажу об их характеристиках и особенностях. Также сравним с моим старым виниловым сетапом.
Concept MC - начальный виниловый проигрыватель в линейке Clearaudio. Есть еще более дешевая версия с MM, но, как я понял, кроме головки больше она ничем не отличается. Выпускается с 2009-го года. Этакая попытка производителя из сегмента Hi-End сделать что-то народное в ценовой нише Pro-Ject и Rega. Народная и начальная тут условно, цена в Европе от 2500 евро.
Внешне просто прекрасен. С деревом дизайн на 5 баллов. Весьма компактный. Всего 42 см в ширину. Для меня размер критичен, места в стойке мало. Общий вес всего 7,5 кг. Экономят материал на новоделах.
Привод пассиковый. Заявлена его полная виброизоляция. Действительно, каких-то ощутимых вибраций от его работы на корпусе на ощупь не заметно. Но сейчас это есть и в более дешевых аппаратах.
Стол сделан из МДФ с добавлением каких-то полимеров. При простукивании звучит глухо, стук не отдает в другие части стола. Да, на вид - типичный новодел. Но с демпфированием постарались. Для сравнения у меня была новодельная дощечка Denon DP-400. Она тряслась заметно сильнее и ловила вибрации от баса из колонок.
Стоит на трех ногах. Высота каждой регулируется. В коробке уровень для ровной установки. Ножки достаточно жесткие. Вот к ним есть вопросы. Ощущение, что для виброизоляции они неидеальны. Так что лучше выбрать место установки с минимумом вибраций от поверхности.
Опорный диск очень массивный, 3 кг. Весит почти, как стол. Ход идеально ровный. Сделан из динамически сбалансированного акустически инертного полимера полиформальдегида.
Мотор тихий. Но абсолютно бесшумным его не назовешь, вблизи работу немного слышно. Кажется не очень оборотистым после аппаратов на прямом приводе. Даже при легкой протирке пластинки щеткой начинает тормозить. Как-то боязно ставить тяжелые прижимы. Пока от них отказался.
Скорость держит в пределах +/- 0,01. Измерял телефоном, не уверен, что прям точно. ClearAudio пишет, что погрешность 0,05%. Т.е. похоже на правду. Сзади есть крутилки для подстройки, для каждой скорости отдельные. Скорость со временем убегает, раз в пару месяцев стоит проверять и подкручивать.
Тонарм без шелла. Быстро менять картриджи не получится. Плюсы у этого тоже есть. Конструкция крепления получается более монолитная. Ставить/снимать картридж удобно, крепление к тонарму через съемную планку.
Можно настроить вынос. Очень большой запас регулировки. Это хорошо, будет широкий выбор картриджей.
Угол по горизонтали почти не регулируется. Положение картриджа зажато винтами. Небольшой люфт есть, в рамках него можно покрутить. Но при правильно выставленном свесе оно и не нужно.
Понравилась настройка для VTA. Всего один винт и вынесен вперед. Есть точная шкала высоты - это прям очень полезно. В комплекте ключ для настройки. На лету высоту не настроить, но все равно сделано удобно.
Для азимута есть винт внизу тонарма. Здесь чуть сложнее, т.к. надо подлезть под тонарм отверткой.
Очень тугой ход противовеса. Приходится крепко держать тонарм при закручивании. Неудобно, но оправдано с точки зрения точности. Случайно задев, не сдвинешь. Шкалы на противовесе нет. Весы обязательны.
Настройка антискейтинга специфическая. Винт под дном. Шкалы нет. Антискейтинг на вертикальном тросике. Крутим винт снизу - тросик перекручивается и тянет тонарм. В инструкции сказано, что настройка антискейтинга возможна только в сервисном центре.
На самом деле антискейтинг вполне вменяемый, но лучше настраивать с тестовой пластинкой. Я использовал
тестовую пластинку Hi-Fi News Analogue Test LP. Все три проверочных трека после настройки отыграли чисто. Ну, и на слух явных проблем нет. Настройку держит, со временем не сбивается.
Тонарм прямой. Эффективная масса не приводится. Гуглится, 9 гр. Получается, что ближе к легким. Эффективная длина 9 дюймов. Тонарм отдельно стоит каких-то конских денег у официалов - 130 тыс. Мне весь комплект дешевле обошелся.
Тонарм подвешен в воздухе на магнитном подвесе. Идея интересная в теории. Должно быть нулевое трение, т.к. тут нет подшипника. Вау, и почему другие до этого не додумались? Но, я что-то еще помню из физики и сразу возникли некоторые сомнения. Магнитное поле не может быть однородным. Небольшой сдвиг и сила меняется, в т. ч. и по направленности.
На практике система подвеса в Концепте - довольно капризная вещь, которая усложняет настройку для неспециалиста. В идеале площадка тонарма должна быть абсолютно параллельна плоскости магнитов. При изменении угла меняется прижимная сила, а с ней и антискейтинг. Теперь понятно, почему на противовесе и крутилке антискейтинга не сделали шкалу.
Получается у вас три переменные: горизонтальный угол тонарма, прижим и антискейтинг. Все они зависят друг от друга. Т.е. точная настройка - тот еще квест и требует терпения. Также желательно иметь набор матов под каждую толщину пластинки (они же могут быть разные), чтобы поддерживать параллельность тонарма в опущенном положении. Неровные, с волной пластинки лучше на Концепт не ставить.
Что делать, если VTA при точном горизонтальном положении тонарма не соответствуют паспортному углу картриджа или не нравится на слух? Вопрос риторический. Впрочем, как правило, тут все близко.
В общем, Концепт с тонармом Verify очень чувствителен к настройкам и для получения приличного звука лучше озаботиться их соблюдением. В этом случае проигрыватель вас наградит качественным звучанием.
Управление полностью ручное. Ноль автоматики. Немного непривычно после моего Kenwood. Как бы оно по фэншую с точки зрения звука, но не так удобно. Скажем, после выключения диск еще долго вращается по инерции. Нельзя сразу снять пластинку.
Но, как оказалось, есть и плюсы. Без автостопа я стал... больше слушать. С Кенвудом я иногда ленился переставлять пластинку. Послушаю одну сторону, а потом за делами забиваю перевернуть. А тут хочешь - не хочешь, надо встать и поднять тонарм, чтобы не пилить иглу.
Фонокабель несъемный Clearaudio Direct Wire. Длина 1,1 м. На вид сделан солидно. Судя по изрядной толщине, возможно, даже с экраном. Отдельно продается за 270 евро. Ну, неплохо. Емкость 156 пФ. Для некоторых ММ - это многовато будет, но хорошо, что производитель поделился с нами этим важным параметром.
В комплекте мата нет. В теории можно класть пластинки прямо на опорный диск. Но все-таки мне больше понравилось звучание с матами. Во-первых, для регулировки VTA и прижима (см. выше). Во-вторых, по моим измерениям мат работает, как фильтр инфры, снижая низкочастотный гул по измерениям.
Также в стоке не предусмотрен пылезащитный короб. Его надо докупать отдельно. Он накрывает аппарат полностью, петель у Концепта нет.
Стоковый картридж - Clearaudio Concept MC. Сопротивление 11 Ом. Податливость 9 см/дин. C податливостью я слегка подзавис. Тонарм - скорее легкий, а родной картридж с низкой податливостью. Немцы что-то такое знают, что неизвестно аудиофилам? Выход 0,4 мВ. Заточка микролайн. Кантилевер из бора. Форма - идеальная для легкой настройки. Просто прямоугольник.
По калькулятору на Vinylengine получается так: тонарм 9 г + картридж 8 г + податливость 9 дин/см = 13 Гц. Не криминал, но уже желтая зона. По факту на тестовой пластинке резонанс у Concept MC на 7 Гц, что тоже за пределами нормы. Вот и верь этому калькулятору. В любом случае, странно, что немцы на это забили. Как будто изначально проектировали тонарм под свою MM (податливость 16), которая сюда лучше подходит с точки зрения резонанса.
Объективные измерения картриджа Clearaudio Concept MC от Miller Audio Research можно найти по ссылке ниже.
https://www.dastereo.ru/t/vsyo-pro-ms-kartridzhi-novye-vintazhnye-luchshie/101165/708 Давайте сравним измерения Миллера с моими. Я использовал
тестовую пластинку Hi-Fi News Test LP. Она неидеальна, но примерную картинку по ней можно оценить. Миллер, конечно, замерял на другой. Но чисто для иллюстрации.
У Миллера взаимопроникновение каналов (crosstalk) 25-26 дБ на 1 кГц, по паспорту 28 дБ. У меня получилось ровно, как в паспорте, чуть больше 28 дБ. Баланс каналов 0,5 дБ, тут совпало с Миллером и паспортными характеристиками.
Это приличный результат. Взаимопроникновение и баланс сильно влияют на сцену. Конечно, на ВЧ кросстолк сильно хуже, но это имеет место для любых картриджей.
А вот искажения на 300 Гц +12 дБ у меня похуже Миллеровских. Вторая гармоника в районе 0,7%, у Миллера 0,2%. Трекинг у меня значит чуть хуже.
Дальше я переставил картридж Concept MC на свой старый проигрыватель
Kenwood KP-07M. Будет ли прирост в сравнении с аппаратом Золотой эры винила?
По АЧХ практически полный паритет. Снимал микрофоном в 1 м от колонки, поэтому на неровности не обращайте внимания. Плюс у Hi-Fi Test LP разница по каналам на ВЧ. А вот искажения и кросстолк у Kenwood чуть хуже. Я не смог настройками добиться лучшего разделения, чем 26 дБ, а искажений ниже 0,9%. Т.е. Концепт, как проигрыватель выше уровнем.
АЧХ обычно процентов на 90 описывает разницу в звучании на слух. Раз она тут минимальна, то особого различия с Кенвудом не слышно. Но все-таки Clearaudio чуть чище играет и есть некоторый прирост в точности сцены.
Занятно, что тонарм Кенвуда теперь кажется слегка дубовым. Звучание гораздо меньше реагирует на смену настроек. Это очень заметно и на тестовой пластинке. Для новичков, возможно, плюс. Концепт же более чувствительный. Настраивать его сложнее, но зато из него можно выжать больше при корректных настройках.
Следующим тестом было сравнение картриджей Hana El (MC) и Concept MC. Концепт в два раза дороже, имеет заточку микролайн против эллипса у Ханы, ну и Концепт лучше по паспорту по всем параметрам.
Первое, что заметил, это гораздо более низкие искажения у Концепта, особенно на ВЧ. Звучание чище, даже на заигранных пластинках. На ВЧ Хана чуть ярче, но дает меньше баса. Подача Концепта кажется более мягкой и теплой. Сцена точнее и глубже, но несколько уже. Заточка микролайн хороша себя проявила на дефектах. Щелчки менее выражены, и ряд пластинок с затыком у Ханы она прошла нормально.
В целом, звучание Clearaudio Concept MC с родным картриджем на довольно высоком уровне. Да, я не фанат изрядной мягкости. Но тут она дозирована и без компромисса по разрешению. Тем не менее от головы за 900 евро ожидаешь большего. Скачка в детальности и динамике я не заметил, и есть некоторая зажатость в звучании. Конечно, надо сделать скидку на износ. Возможно, все это нюансы моего слегка уставшего экземпляра.
Последняя проверка - послушал Clearaudio Concept с бюджетными MM картриджами AT VM95SH (шибата) и VM540ML (микролайн).
По тестовой пластинке резонанс ушел в зеленую зону, ближе к 9 Гц. Оба картриджа показались чуть более воздушным, чем родной. VM540ML слегка поярче даже с минимальной емкостью на фонокорректоре. При этом обе довольно богато и насыщенно играет. Слышно много послезвучий и какой-то живости. У VM95SH есть небольшой окрас. Сложно его описать, что-то вроде чуть заметной гнусавости. VM540ML играет очень чисто и с шикарной сценой.
Главный результат эксперимента с дешевыми головками, что сам проигрыватель Concept довольно прозрачный и хорошо раскрывает картриджи. Разница отлично слышна. Даже сверхбюджетный VM95SH звучит на нем очень достойно. Можно смело экспериментировать, учитывая эффективную массу тонарма. Т.е. не ставить слишком низкоподатливые головы.
Подводим итоги по Концепту.
За:
1. Привлекательный дизайн.
2. Качественные материалы и конструкция опорного диска и стола.
3. Все необходимые настройки: скорость, VTA, азимут, вынос, антискейтинг и прижим.
4. Стабильный, тихий двигатель, отсутствие наводок на звуковой тракт.
5. Комплектный картридж MC высокого уровня.
6. Качественный стоковый фонокабель.
7. Достойный уровень звука даже с дешевыми картриджами.
Против:
1. Капризный магнитный подвес тонарма, что сильно усложняет настройку.
2. Неудобная настройка антискейтинга и азимута.
3. Несъемный фонокабель.
4. Тонарм 9 дюймов.
5. Высокая цена.
(с) kolllak.livejournal.com