Торжок - древний русский город, живописно расположенный на высоких берегах реки Тверцы. В царские времена здесь было множество церквей, древних монастырей, колоритных улочек со старинными зданиями, здесь творили знаменитые столичные архитекторы. Кое-что из былого великолепия уцелело до наших дней. И, даже этого "кое-что" так много, что я разбил рассказ на несколько частей. В первой прогулке пройдемся по достопримечательностям Торжка на правому берегу Тверцы от деревянной церкви Вознесения до Борисоглебского монастыря.
Прогулка по Торжку заняла у меня чуть меньше 3 ч. Этого времени на полноценный осмотр города маловато. Но основное успел охватить. Планировать прогулку по Торжку довольно просто. Достопримечательности Торжка вытянуты в две линии вдоль берегов Тверцы. Проходим вдоль одного берега, затем переходим на другой и снова двигаемся по улицам вдоль берега.
Карта достопримечательностей Торжка, по нажатию на картинку откроется полная интерактивная версия:
Я решил начать с самого края правого берега. От каменной церкви Вознесения. Сразу скажу, что древностей в Торжке не сохранилось. Архитектура в основном эпохи классицизма и более поздняя. Вот и эта церковь была возведена в середине 19-го века. Я сразу уловил сходство с ХХС. И, как оказалось, не зря. Храм построили по образцовому проекту архитектора Тона. Но за счет полной эклектики - смотрится не так казенно.
Состояние храма печальное. Многие церкви Торжка в таком крайне запущенном виде. С другой стороны Торжку в советское время повезло. На 1913 год здесь было что-то порядка 30 церквей (это в городке в 13 тыс жителей!) и большинство из них уцелело, пусть и в неприглядном виде. Советские по какому-то недосмотру почти ничего не снесли. Часть просто стояла в заброшенном виде, часть приспособили под хозяйственные нужды. Где-то цех устроили, где-то склад и т.п., а в монастыре, которой покажу дальше, даже была... тюрьма.
В общем, это заброшка. Впрочем, по старым фото виден прогресс. Хотя бы купола отремонтировали.
Как и большинство других церквей Торжка, церковь Вознесения была построена на личные средства богатого горожанина Тетюхина и других жителей. Этого Тетюхина наверно и потомков не найдешь. А если есть, то и не помнят, кто их предок, и что он построил храм.
Ладно, Тетюхин, но память о Великой Отечественной жива, да еще и изрядно подогревается государственной пропагандой. Но на примере церкви Вознесения видно, что и тут не все ладно. Ведь эта церковь - уникальный, живой памятник ВОВ.
Областной центр Калинин (сейчас Тверь) был взят немцами за один день. И в октябре-ноябре 1941 фронт подходил к Торжку. Город готовили обороне. Церковь Вознесения стояла на въезде в Торжок. Это было стратегического место для обороны города. Поэтому из нее сделали своеобразный ДОТ. Окна колокольни были заложены кирпичами, в них сделали амбразуры. Также амбразуры пробили в фасаде.
Фото из сети 2012-го года
Буквально до недавнего времени эти амбразуры были еще живы, как настоящий, а не казенный памятник ВОВ. А сейчас вижу, что их разобрали. Впрочем, амбразуры на фасаде пока не заделали. Можете одну найти на моем фото.
Когда-то церковь была обнесена каменной оградой с башенками. Одна даже сохранилась до наших дней.
Буду разбавлять фото достопримечательностей Торжка картинками городской среды. Она тут очень колоритная и живописная.
Каменная церковь строилась, как теплая церковь рядом со старинной деревянной церковью Вознесения. Если каменная - довольно ординарное строение, то деревянная - это уже из серии уникальных достопримечательностей Торжка. В Тверской области старинных деревянных храмов не больше двух десятков. Половина из них в плачевном виде. Торжокская в приличном состоянии и одна из самых эффектных внешне.
Первая церковь на этом месте была возведена в начале 17-го века. Затем ее заново построили в 1653 году. Считается, что это год постройки. Но сохранилась гравюра голландского путешественника деревянной церкви Вознесения, и на изображении она совсем не похожа на современный вариант. Так что скорее всего храм начала 18-го века. Впрочем, тоже вполне почтенный возраст.
Обычно при постройке теплого каменного здания старую деревянную церковь сносили. В Торжке тоже была такая угроза. Но в конце 19-го века местный архимандрит озаботился сохранением этой жемчужины, которая на тот момент уже была заброшена и стала разрушаться. И в итоге тверской архиепископ разрешил восстановить храм.
В советское время церковь Вознесения снова была закрыта для верующих и медленно разрушалась. Здесь были какие-то склады и т.п. Только в 70-е ей наконец занялись и привели в божеский вид. Была идея перенести церковь в заповедник в Василево. Но к счастью от нее отказались. Слишком уж живописно стоит храм на высоком берегу Тверцы на своем родном месте.
Советские реставраторы сняли обшивку с бревен и сейчас стены выглядят брутально, по-северному. Деревянная Вознесенская церковь сложена в клетку или в лапу из красного или рудового леса. "Рудовый лес - красная сосна, лучший, самый прочный, растущий по кряжам, слои частые, древесина плотная, в отрубе красноватая".
Из интересного. Значительная часть бревен, из которых сложена церковь, как бы скручена относительно своей оси. Такие бревна отесывали из сосен, растущих на ветру, по берегам рек. Они были наиболее прочными к нагрузками.
Фото Прокудина-Горского для сравнения. Здесь стены еще обшиты досками, поэтому вид не такой архаичный.
Обязательно зайдите внутрь церкви. В интерьере есть уникальная тема - уцелевшие "небеса". Яркая и слегка наивная роспись. Еще обратите внимание, что внутри нет перекрытий. Из-за этого хорошо ощущаются объем и высота.
В осьмигранном куполе изображен Деисус и под ним, на стенах в 4-м ярусе, между слюдяных оконниц, к востоку, изображено Знамение Божьей Матери, а по бокам вселенские святители.
Добрые советские люди полностью разграбили уникальную церковь и уничтожили убранство. Уцелела только пара икон (сейчас в музее в Торжке).
Тем не менее даже новодельный интерьер весьма уютный. Также действует очень приличный сувенирный магазинчик. Вообще, в Торжке местных сувениров большой выбор. Если вы любители что-то привезти из поездки, то будет, что выбрать.
В трапезной небольшая выставка по истории храма. В общем, очень приятное место и к фотографам лояльное отношение.
Если обойти церковь, то за апсидой попадете на обзорную площадку. Она не самая эффектная в Торжке, т.к. далековато от центра. Зато можно разглядеть Никольскую церковь, до которой я не успел дойти во время прогулки. Довольно приятный внешне храм конца 18-го века в стиле классицизма. В приличном состоянии и даже уцелели росписи, хотя в советское время там был склад соли, от которой стены сильно пострадали. В общем, рекомендую дойти, если у вас будет в Торжке больше времени, чем у меня.
Двигаемся дальше в сторону центра. От Вознесенской церкви до Борисоглебского монастыря ведет живописная Грузинская улица. При чем тут грузины? Думал какая-то советская шиза, раньше улица была названа по церкви - Воскресенской (дальше ее покажу). Но оказывается большевики новое название дали по направлению в село Грузины, названное, в свою очередь, по церкви Грузинской иконы Божией Матери. Так что не все так плохо.
Мое поколение наверно из последних, которые застали русскую деревню. Я в детстве лето проводил в таком домике с печкой, колодцем и... уборной на улице. Так что для меня подобные виды - это приятная ностальгия. Ну, и разгуливающий по улице кот, конечно.
Неплохой новодел, а возможно даже подновление старого дома (смотрите, как низко окна на первом этаже).
Некоторые дома, как минимум довоенные, а может еще и царских времен.
Впереди виднеется наша следующая достопримечательность - Борисоглебский монастырь.
Zeitgeist.
Также на Грузинской улице есть еще один заброшенный, но примечательный храм - Воскресенская церковь. Церковь на этом месте стояла, как минимум с 17-го века. Современный вариант был построен в конце 18-го века. Очень приятный классицизм и снова шикарное расположение на крутом берегу Тверцы.
По этому храму получил свою фамилию Воскресенский, первый русский химик-органик, учитель Менделеева. Отец Воскресенского в начале 19-го века служил священником в этом храме.
На этом участке отлично сохранилась монастырская стена с башенками.
Огибаем стену и выходим обратно на улицу Старицкую, чтобы попасть ко входу в монастырь.
Внезапно стена обрывается огромной брешью. Поляки или половцы постарались? Терзают Торжок печенеги, до сих пор терзают.
Главный вход в порядке. Когда-то он был через надвратную церковь. Но сейчас через воротца.
Новоторжский Борисоглебский монастырь, пожалуй, главная достопримечательность Торжка. Если верить официальной датировке, то он основан в 1038 году. Т.е. раньше Киево-Печерской лавры! Можно сказать, что первый русский монастырь. Изложу каноническую версию.
Монастырь был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, который был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями Моисеем и Георгием он покинул родину и поступил на службу к святому князю Борису, сыну князя Владимира. В 1015 году Борис был убит, а вместе с ним погиб и брат Ефрема - Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять с него золотую цепь.
Прибывший на место трагедии Ефрем нашёл голову брата и взял её с собой. Вскоре Ефрем оставил службу при княжеском дворе и уединился на реке Тверце. Там он построил небольшой храм во имя князей Бориса и Глеба, который положил начало Борисоглебскому монастырю. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости. В гроб вместе с ним, по завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия.
1038 год - дата, конечно, абсолютно фантастическая. Я, как изрядный скептик, поверхностно погуглил вопрос. И что-то не нашел, что есть достоверные сведения о такой древности. Бориса и Глеба канонизировали в лучшем случае в 1072 году. Вряд ли монастырь основали ранее. Да, и сам Торжок первый раз прямо упоминается только в начале 12-го века. Письменные источники о монастыре существуют только со времен Ивана Грозного и не затрагивают древних времен.
По данным археологических раскопок монастыря каменный собор появился в конце 12-го или в начале 13-го века. Так что скорее всего Борисоглебский монастырь возник в первой половине 12-го века. В любом случае, возраст крайне почтенный, но сейчас никакой древности уже не осталось. Самая старая постройка 17-го века.
В советское время в монастыре чего только не было. Училище, воинская часть, лагерь для пленных немцев, затем тюрьма (!) и трудовой профилакторий для алкашей. Внутри храмов все было уничтожено, но к счастью уцелели сами постройки. Еще недавно тут была полная разруха. Посмотрите рассказ 2009 года и сравните дальше с моими фото зимой 2023. Заметный прогресс. Сейчас тоже разруха, но не такая ужасная:
https://av-otus.livejournal.com/20908.html По практическим вопросам. Вход бесплатный. Есть магазин сувениров, плюс небольшое кафе с блинами и отдельный ларек с вкусными пирогами. Туалет тоже в наличии, но внутрь не заходил во избежание. Можно забраться на обзорную площадку в Свечной башни, вход 100 руб.
Самое эффектное строение монастыря - это надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа. Фантастика же? Подозревают, что руку приложил сам Львов, но документов, что это его проект не сохранилось. Над храмом возвышается колокольня. Такой тип церкви называли «надвратный иже под колоколы».
Не сразу и заметишь, но Спасская церковь - пятиглавая. Видите барабанчики на крыше? Отдали дань традиции. Самое крутое - открытый бельведер с колоннами под самой крышей. Бельведер - один из аргументов приписать церковь Львову. Сравните с львовской св. Екатерины в Мурино, почти копия. Смотрительница нам обещала, что скоро там снова откроют обзорную площадку. Но пока церковь и ее колокольня закрыты.
Из серии побурчать. Жаль, что при реставрации не восстановили оригинальный теплый бежевый цвет "под мрамор", а оставили советскую унылую болотную штукатурку. Сильно диссонирует с остальными строениями.
Раньше была такая красота почти леопард.
Если Спасская церковь - только предположительно Львов, то собор Бориса и Глеба достоверно его творение. Тут уже чистое палладианство. Из-за искажений камеры, кажется слегка приземистым, но это не так на самом деле. Все гармонично и эффектно по пропорциям.
Храм увенчан пятью главами. Центральный - восьмигранный купол. Его большие грани прорезаны полукруглыми трехчастными («палладиевыми») окнами. Угловые купола - полусферические, с круглыми окнами, характерными для творчества Львова. Завершение всех глав тоже типично львовское - золоченый шар с ажурным крестом.
Храм гармонично вписывается в ансамбль монастыря. Удачно выбрано место - с разных сторон он воспринимается по-новому. Собор поставлен так, что мы можем обозревать сразу два фасада, создающие эффект монументальности. Западный и восточный фасады оформлены двухколонными портиками, а северный и южный - шестиколонными. Благодаря такой планировке собор величественно смотрится со стороны города.
На церемонию закладки собора пожаловала сама императрица Екатерина II, постучав серебряным молоточком по первому закладному камню. Согласно городскому анекдоту купцы слегка смухлевали на этом ритуале. Молоточек сделали медным с посеребрением, а остальное серебро распилили. Увы, сейчас собор пребывает в запустении и нет даже намека на начало восстановления.
Крайне рекомендую эту статью, отличные материалы и фото интерьера собора Бориса и Глеба:
https://vadimrazumov.ru/240114.html Борисоглебский монастырь - действующий. Братские корпуса недавно подновили. Здесь стоит табличка, что дальше проход запрещен, но туристы все равно гуляют и искушают монахов.
Но почему-то руки реставраторов не дошли до церкви Входа Господня в Иерусалим, хотя она между новенькими братским и настоятельским корпусами. Это домовая церковь настоятеля Борисоглебского монастыря, является частью галереи, которая соединяет настоятельский корпус с Введенской церковью. Небольшое каменное здание в стиле барокко построено в 18-м веке вместе с настоятельскими кельями.
Справа - старинный холодильник, он же погреб-ледник. Раньше вниз клали "кирпичи" вырезанные зимой изо льда Тверцы и якобы все лето можно было пользоваться таким холодильником.
Вид на стену и Воскресенскую церковь.
Самое старое здание монастыря - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Когда-то на ее место стояла деревянная церковь. Но она была сожжена поляками во время взятия Торжка в 1609 году. В церкви поляки заживо сожгли настоятеля монастыря, монахов и несколько горожан, укрывшихся там.
Новый каменный храм был построен в 17-м веке. Официальная дата 1620 год, но скорее всего более поздней постройки ближе к концу 17-го века. Тем не менее церковь все равно остается старейшим храмом Торжка. Когда-то она была вся в лепнине, очень нарядная. Близко к нарышкинскому барокко.
Обратите внимание на колокольню. Она состоит из трех восьмериков. Долгое время такая была только в московском Кремле. Но в конце 17-го века колокольни подобной формы стали популярными. В Торжке очень изящный пример этой формы.
Внутрь решил не заходить, там ничего из старины не сохранилось.
Закончу обзор строений монастыря Свечной башней. Это самое молодое здание, второй половины 19-го века. Прекрасный образец русского стиля. Здесь была монастырская библиотека. По городской легенде в ней (точнее в старой башне) работал над Историей государства российского Карамзин.
Еще одна байка про Свечную башню про монаха - предсказателя погоды. Якобы каждое утро на башню поднимался монах. Если он был в белом одеянии, то весь день был ясный, если в черном, то должен был пойти дождь. Весь город сверялся с монахом. И обычно погода соответствовала. А все потому, что у монаха был барометр.
На Свечную башню можно подняться. Вход 100 руб, лестница в хорошем состоянии, но, правда, очень крутая.
Вид на центр Торжка - шикарный, не пропустите подъем.
Пару слов скажу о соборе Спаса Преображения и церкви Входа Господня в Иерусалим. Церковь на первом плане - творение Ивана Федоровича Львова. Не путайте с более известным однофамильцем Николаем. Иван был местным тверским зодчим.
За ней выглядывают купола собора. И предположительно ее проект создал сам Росси. В общем, это собор - достойный украшать столицу, а не только крохотный уездный городок.
Фото собора Спаса Преображения Прокудина-Горского с левого берега.
На правом берегу главная доминанта - Воскресенский женский монастырь. Точнее, что от него осталось.
Вид в сторону Вознесенской церкви
Осмотр монастыря и чай с монастырскими пирогами съели у нас почти треть времени на весь Торжок. Надо было ускоряться, ведь мы только начали прогулку. Следующей точкой был запланирован Кремль.
Местами Торжок подлатали. Надеюсь дожить до времени, когда все здания будут так выглядеть.
По пути к Кремлю наткнулись на еще одну огромную церковь. Напомню, что все это великолепие строилось в захолустном городке на 13 тыс. жителей. Богато жили в Торжке! Впрочем, так фантастически до большевиков выглядел любой русский город. Просто Торжку свезло, в советское время здесь не так много порушили. А из-за нынешней нищеты не в состоянии повтыкать всяких новодельных уродцев в центр.
Благовещенская церковь - большой кирпичный на белокаменном цоколе храм, который стоит на этом месте с 1864 года. Выстроен он был в ту эпоху, когда классицизм и ампир отошли в прошлое, а на смену им в качестве ведущего стиля пришла эклектика в русско-византийском стиле. Самый характерный пример этого перехода - московский храм Христа Спасителя. Что-то подобное можно сказать и о Благовещенской церкви: она отличается по духу от остальных храмов Торжка, хотя отделяет её от них и не столь долгое время.
Церковь действительно получилась фундаментальной и могла бы быть кафедральным собором в городе. Хорошее состояние Благовещенского храма объясняется тем, что богослужения в нём прерывались всего на 10 лет. В 1946 году церковь вернули верующим и долгое время она была в Торжке единственным действующим храмом. Благодаря этому здесь полностью уцелел оригинальный интерьер. В общем, можно кривить нос на такую формальную архитектуру, но зайти стоит ради убранства.
Это уже вид на купола Георгиевской церкви от входа в Кремль. Но о нем расскажу в следующей части.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kollak.livejournal.com