Великолепный купол Берлинского собора - одна из главных доминант городского ландшафта германской столицы. Пройти мимо собора просто физически невозможно. Его громада возвышается в самом центре Берлина на Музейном острове. Не менее впечатляет и интерьер Берлинского собора. От протестантского храма никак не ожидаешь подобного великолепия и роскоши. Ну, и последний повод посетить собор - это прекрасная обзорная площадка на террасе вокруг его купола. В общем, несмотря на крайний дефицит времени в Берлине я все-таки не смог устоять и посетил главную церковь немецких протестантов.
Давайте сразу определимся с терминами. Собственно собором, т.е. местом, где находится кафедра епископа, этот храм никогда в своей истории не был. На немецком Берлинский собор называется Oberpfarr und Domkirche zu Berlin, т.е. главная приходская и коллегиальная церковь Берлина. Уместна аналогия с итальянским термином Дуомо, не каждый дуомо - каттедрале (собор). На немецком церковь называется Dom. Но в русском (и английском тоже) языке устоялось название Берлинский собор, и дальше я не буду мудрить и тоже буду называть главную церковь Берлина собором.
Собор на острове на реке Шпрее существовал с 16-го века. Буквально через три года после получения статуса коллегиальной церкви готическим храмом на Шпрее местный курфюст Иоахим II перешел в лютеранство и собор стал центром протестантизма. С веками старый готический собор пришел в упадок, и поэтому на современном месте в середине 18-го века был возведен новый собор, а старый разрушен.
Изначально второй собор был в стиле барокко, но потом перестроен в модном в первой половине 19-го века классицизме. Судя по картинкам, собор был довольно скромный внешне. И, когда в конце 19-го века была образована Германская империя со столицей в Берлине, собор стал явно слишком неказист для нового мощного государства.
Третий собор начали строить по требованию кайзера Вильгельма II. Храм должен был затмить
собор св. Петра в Риме, по образцу которого он проектировался. Строительство закончилось в 1905 году, т.е. собор относительно молодой. Как видите, главный лютеранский храм вышел... скорее католическим. Такая пышность форм и богатство декора слегка диссонирует с основными положениями протестантства, это скорее величественная католическая базилика.
Берлинский собор представляет собой масштабное сооружение, имеющее в плане форму латинского креста, и увенчанное куполом, высота которого составляет 85 м. Высота собора составляла 116 м. Для сравнения высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге 101,5 м, собора св. Петра в Риме 136 м. Возле купола храма расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на город.
С обеих сторон от центрального купола находятся две массивные часовни, также увенчанные куполами, но значительно меньших размеров. У основания куполов с каждой из четырех сторон расположены фронтоны с колоннами дорического ордера. Также часовни дополнены статуями святых, скульптурными карнизами и декоративными балюстрадами.
Именно скульптурному оформлению отводится центральная роль в общем декоре фасада. Основной мотив, безусловно, религиозный - это видно в барельефах, изображающих ангелов, статуях апостолов и святых, нескольких крестах из камня и бронзы. Также здание украшено традиционными для архитектуры необарокко декоративными элементами - множеством лепных карнизов и медальонов, балюстрадами, каменными вазонами и богатым украшением окон. Также отличительной чертой являются скульптурные капители колонн, декорированные каменными цветами и листьями папоротника.
Внимательный читатель обратил внимание, что я написал в прошедшем времени "высота составляла 116 м". Так вот, переходим к печальным фактам. Во время Второй Мировой собор сильно пострадал во время союзнических бомбардировок Берлина. В купол попала бомба, его охватил пожар, который не смогли потушить. В итоге фонарь обрушился вниз, пробив в куполе огромную дыру. Долгое время собор стоял разрушенным, только в 1975 году власти ГДР начали работу над восстановлением купола и башен.
Увы, во время восстановления было решено не повторять первоначальный вид верхней части. В итоге купол и башни были сильно упрощены внешне и самое главное ГДРовские строители изрядно уменьшили общую высоту собора. Сейчас собор имеет высоту 98 метров, т.е. стал почти на 20% ниже. Наш Исаакий теперь выше! Я тут не собираюсь меряться с немцами соборами, но факт - Берлинский собор теперь производит впечатления этакого тяжелого приземистого крепыша.
Сравните фото выше с первоначальным устремленным ввысь собором. Было гораздо круче.
Пожалуй, сейчас собор смотрится гармоничнее не со стороны главного западного фасада, а с набережной реки Шпрее. Отсюда он не кажется таким широким.
Стены собора пострадали гораздо меньше купола, поэтому архитектурный декор по-прежнему впечатляет, как это было задумано и в оригинальном плане.
Переходим к интерьеру. И тут вынужден сделать еще одну ремарку. Относительно недавно читал
обзор Берлинского собора в своей френд-ленте, где автор сетовал, что по собору почти нет никаких интересных и познавательных статей в интернетах. Я тогда отнесся к этому скептически, тем более у меня за спиной изрядный и успешный опыт поиска материалов по гораздо более захолустным храмам Италии или Франции. Но оказалось, что это факт!
Удивительно, на на русском и английском языках по интерьеру главного лютеранского храма Германии практически ничего дельного в сети нет. Я люблю рассматривать церкви с предварительной теоретической подготовкой, но тут меня ждал изрядный провал. А ведь по местным скульптурам и барельефам можно было бы многое узнать об истории Реформации.
Здесь, например, копия барельефа с фасада, где Лютер проводит презентацию немцам своего перевода Библии. Но на более сложные сюжеты меня уже не хватило.
В общем, не обессудьте, дальше буду краток и ограничусь в основном общими планами интерьера без погружения в детали.
Справа статуя Лютера, слева Цвингли - руководителя Реформации в Швейцарии. Ну, это просто, т.к. есть подписи под скульптурами. А слабо распознать сцену на барельефе, где святой или пророк стоит на горе, а к нему мужики тащат камни? Так вот это Стефан Первомученник, которого побили камнями за проповедь христианства в Иерусалиме в 36-м году.
Пришлось это лично погуглить перед расшифровкой. А хотелось бы такие вещи знать во время экскурсии по собору.
Самая древняя могила в соборе. Иоганн Цицерон был курфюрстом Бранденбурга, умер в 1499 году. Прозвище Цицерон он получил за прекрасное знание латинского языка и любовь к гуманитарным наукам. При нем Берлин сильно повысил свой статус, в дальнейшем став столицей. Внук Цицерона курфюст Иоахим II приложил руку к основанию первого собора (см. выше) и перенес туда могилу знаменитого деда.
Загадочные безликие статуи в капюшонах в нишах у органа собора. Кто они, почему без лиц, когда появились в соборе? Явно что-то современное, но см. выше про недостаток информации по главному храму Берлина. Кое-как, по запросу "berliner dom statuen gesichtslos" удалось выйти на ответ.
Это произведения японской художницы Лэйко Икэмура. Безликие женщины выполнены из терракота. Называется вся эта красота Der Schrei (крик), этакая толстая отсылка к Мунку. Но, как обычно в современном искусстве, вы должны сами придумать, что все это значит.
Пастор собора считает, что это страх человека перед смертью, одиночеством, загадками бытия. На вопрос, что они возмущают многих посетителей, пастор отвечает, что Распятие тоже многих беспокоит и возмущает. Ну, а женский пол, ой извините, гендер безликих - это компенсация, что у лютеран женщины представлены в религиозном искусстве гораздо меньше, чем у католиков.
Главный алтарь собора. Святилище из белого мрамора и оникса создано еще для прошлой версии собора и перенесено в Берлинский кафедральный собор из уничтоженной в 1893 году церкви. За алтарем возвышаются позолоченные Апостольские ворота (на них есть даже некое подобие нашего деисусного чина), с обеих сторон обрамленные массивными чугунными канделябрами. За ними - белая крестильная купель.
Внутри собор очень светлый и совсем не давит на посетителя, в отличие от своего внешнего вида.
В левой части храма привлекает внимание шедевр - поддерживаемый мраморными опорными колоннами необарочный орган. Орган состоит из 7 тысяч труб и имеет более 100 регистров. Пишут, что местный органист играл на инструменте во время войны даже, когда после бомбардировок обвалился купол. Каким-то чудом мастер и орган за все это время не пострадали от падающих обломков. Зато орган пришел в нерабочее состояние уже после войны, во время разрухи воры растащили на металлолом примерно треть органных труб.
Купол собора.
Вид на главный алтарь, слева виден еще один местный шедевр искусства - кафедра проповедника.
Вместе с собором была построена еще одна Мемориальная церковь, которая примыкала к северной стене храма. В ее крипте находились саркофаги с останками 96 представителей династии Гогенцоллернов. Церковь почти не пострадала во время Второй Мировой, но власти ГДР постановили взорвать ее из идеологических соображений. Тем не менее склеп уцелел и сейчас открыт для посещения, здесь можно увидеть 70 саркофагов.
В склепе Гогенцоллернов было довольно темно, поэтому я почти не снимал, хотя саркофаги весьма интересные и представляют собой настоящие произведения искусства.
На этом мой краткий обзор Берлинского собора окончен. Надеюсь, вам удастся лучше подготовиться к его посещению. Я в итоге сумел получить только самое общее впечатление из-за недостатка информации на русском. Но в целом мне понравилось, и я не пожалел о потраченном времени и 7 евро (да, да, вход платный).
Если вас не слишком впечатляет вся эта религиозная и архитектурная тема, то все равно собор достоин посещения хотя бы ради отличной обзорной площадки. Как я уже говорил, она мне понравилась гораздо больше, чем на Рейхстаге или на Телебашне. Так что покажу несколько видов Берлина с высоты собора.
Приятно, что к этому моменту вы уже можете узнать многие здания, т.к. я их показывал в предыдущих рассказах о Берлине. Широкая улица - это знаменитая Унтер-ден-Линден, розовое здание справа - Арсенал (Исторический музей), круглая зеленая крыша -
католический собор св. Ядвиги, две башни с куполами чуть поодаль -
площадь Жандарменмаркт.
Церковь с двумя острыми шпилями - это св. Николай, а вокруг него "старый город",
квартал Николаифиртель.
Площадка перед собором была задумана самим архитектором.
В центре нее круглый фонтан.
Сверху меня постоянно не оставляло ощущение, что я забрался на Исаакиевский собор.
Цейхгауз чуть ближе.
Национальная галерея на Музейном острове, слева Пергамский музей.
Ангелы в заплатках. Следы войны?
Сверху Берлин кажется вполне уютным и зеленым городом.
Уютно же?
Красная ратуша и Старая ратуша.
Берлинская телебашня и церковь св. Марии.
Ну все, спускаемся на землю, и в заключении еще пара видов на Берлинский собор с набережной реки Шпрее.
На этом заканчиваю с Берлинским собором, но впереди еще одна прогулка по восточной части Берлина. Постараемся дойти до Трептов-парка, а по пути посетим знаменитую Истсайдскую галерею.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (c) kolllak.livejournal.com