Вена: церковь св. Петра

Jan 21, 2018 21:00




В первой части венской прогулки я обещал вам чуть более подробный рассказ о церкви св. Петра. Решил начать сезон в жж 2018 именно с этого отчета. Итак, Петерскирхе - одна из самых старых церквей Вены и самая прекрасная из всех барочных. Тут внимательный читатель почувствует подвох, самая старая и в тоже время барочная?



На самом деле современное здание Петерскирхе в стиле барокко было построено в начале 18-го века на месте церкви св. Петра времен Карла Великого (8-й век). Хотя считается на этом месте старейшая христианская церковь существовала еще , когда Вена была римским военным лагерем, т.е. аж в 4-м веке. Но от этих времен ничего не сохранилось, романский храм полностью сгорел при очередном венском пожаре. Новая Петерскирхе была построена явно с оглядкой на собор св. Петра в Риме. Но такого простора, как в Риме в Вене не было, поэтому внешне здание смотрится слегка зажатым на тесной площади среди плотной венской застройки. Ниже представлен вид на главный фасад св. Петра со стороны улицы Грабен.




Не скажу, что внешне Петерскирхе прям что-то этакое, скажем, Карлскирхе, которую покажу в следующих рассказах, будет поэффектнее. Но вот интерьер у св. Петра очень мощный. Не поленитесь свернуть в церковь с туристического Грабена. Если вас не прет от барочных интерьеров (а я раньше тоже их терпеть не мог), то можно забежать хотя бы ради великолепного органа. При нас на нем играли и подозреваю, что тут это обычное дело.




Картина Мартино Альтомонте "Св. Семейство" теряется на фоне всего этого великолепия. Под картиной небольшой портрет основателя Opus Dei св. Хосемарии Эскивара. Организация была основана в 1928 г, ее цель Опус Деи - помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности - профессиональной деятельностью.

Справа шикарная (ОК, в этой церкви все шикарное) кафедра. Я не совсем понял из описания, почему церковь св. Петра посвящена св. Троице, но факт, поэтому тут много ее изображений. Например, скульптура св. Троицы украшает кафедру, включая фигуру Бога-Отца, которого "не видел никто никогда", но барочные художники это благополучно игнорировали.




Напротив кафедры находится скульптурная композиция, изображающая мученичество св. Яна Непомуцкого, в нише картина "Архангел Михаил убивает какого-то гада", а под Михаилом мощи из римских катакомб, которые австрийцы утащили к себе в столицу и приодели в наряды своей эпохи.




Когда смотришь на церковь св. Петра с улицы, то кажется, что купол круглый. Но на самом деле он овальной формы, очень красиво расписан, сюжет "Апофеоз Марии".




Недавно узнал, что эти ангелочки называются путти. Очень мило, мне кажется.




Последние пару лет я тренируюсь распознавать святых по их изображениям и скульптурам. Достиг определенных успехов, но пока довольно скромных. Скажем этого святого я не смог опознать, хотя разгадка была буквально под носом. Я подумал, что раз церковь св. Петра, а эта драматичная и динамичная композиция сразу бросается в глаза, то это что-то из мученичества апостола, тем более персонажи были одеты в наряды римской эпохи.

Ан, нет, надо было взглянуть чуть вниз и увидеть, что дело происходит на арочном мосту (хорошо виден на заглавном фото). Кто у нас "главный" по мостам и при этом весьма почитаем в бывшей Австро-Венгрии? Конечно, это св. Ян Непомуцкий!  Напомню, что святого сбросили с перефотканного миллионами туристов моста св. Карла в Праге во Влтаву. На месте утопления потом возникли пять звездочек, с которым обычно святого Яна и изображают (но не здесь), так что мне простительна данная ошибка.




Тут а нас сразу три архангела: статуи Гавриила и Рафаила, а на картине Михаил. Конечно, я сразу полез в гугл выяснять почему Рафаил держит огромного тунца в руках.

Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил пришли вечером к реке Тигр. Когда Товия хотел искупаться, из реки показалась рыба, которая хотела поглотить его, но Рафаил сказал Товии: «Возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их». Товия все так и сделал. На его вопрос - к чему эта печень, сердце и желчь из рыбы? Рафаил ответил: «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться, а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится».




Под Михаилом находятся мощи из римских катакомб. Выглядят мощи неважно, видимо служители церкви тоже видели контраст между жутковатыми останками и великолепием барочного интерьера и поэтому приодели их по моде того времени.




Главный алтарь я толком вблизи не заснял, хотя там находится неплохое полотно об исцелении св. Петром хромого Мартино Альтомонте, сфоткал только верхнюю часть.




Еще немного путти.




Надо было поснимать церковь более тщательно (даже очень крутой орган не сфоткал), но как обычно все в спешке, плюс церковь действующая, было время обедни, не хотел сильно мешать. С сайта церкви можно скачать брошюрку, если я озаботился бы этим заранее, то не перепутал св. Петра со св. Яном. Из брошюры следует, что церковь св. Петра стоит обойти вокруг, что я опять-таки поленился делать. Ссылка на брошюру:
http://www.peterskirche.at/fileadmin/pdf/tourismusinfo/russisch.pdf

На этом все, это наверно мой самый короткий рассказ, но для первого поста после Нового года самое оно. Продолжу прогулку по Вене в следующем рассказе.




Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(c) kolllak.livejournal.com

барокко, Вена, Австрия

Previous post Next post
Up