Я выделила столько заметок в книге, что мне пришлось бы всю ночь их копировать в отдельный пост. Так что приведу первые несколько штук.
Прямо сейчас примите решение: начать опять учиться в школе, научиться танцевать или петь, контролировать свои финансы, научиться управлять вертолетом, привести свое тело в идеальную форму, начать заниматься медитацией, научиться говорить по-французски, больше читать своим детям, больше проводить времени в саду среди цветов, даже сменить место жительства. Если вы твердо решите, то сможете почти все. Поэтому, если вас не устраивают настоящие интимные отношения с вашим партнером, примите решение сейчас же изменить положение дел. Если вам не нравится ваша теперяшняя работа, поменяйте ее. Если вам не нравится что-то в себе самом, измените это. Если это касается более высокого уровня физической жизнеспособности и здоровья, которые вы бы хотели иметь, то вы можете изменить это прямо сейчас. В один момент вы можете проявить такую же силу, которая изменяла ход истории.
Вашей судьбой управляют три решения, которые вы принимаете в каждый момент своей жизни. Они определяют, что вы замечаете, как себя чувствуете, что будете делать, какой внесете вклад в общее дело и, наконец, кем станете. Если вы не контролируете эти три решения, значит, не контролируете и свою жизнь. А если контролируете, то тем самым накапливаете свой опыт.
Вот эти три решения:
1. Ваши решения относительно того, на чем фокусировать свое внимание.
2. Ваши решения относительно того, какое значение имеют для вас те или иные вещи.
3. Ваши решения относительно того, что делать, чтобы достичь желаемых результатов.
Я стал прекрасным публичным оратором, потому что заставлял себя говорить не раз в неделю, а три раза в день с любым, кто соглашался меня слушать. В то время как другие в моей организации имели сорок восемь выступлений в год, у меня бывало почти столько же в течение двух недель. За месяц я приобретал двухлетний опыт, а за год - десятилетний опыт роста. Мои помощники говорили, что мне "повезло", что у меня "врожденный" талант к этому. И я пытался объяснить им то, что говорю вам сейчас: мастерство приобретается за такое время, за какое вы хотите его приобрести.
Одним из наиболее важных решений, которое вы можете принять с гарантией долгосрочного счастья, является решение использовать все то, что жизнь дает вам в данный момент.
Если нет никакого действия, значит, не было принято реального решения.
"Жизнь - это либо рискованное приключение, либо пустота".
ХЕЛЕН КЕЛЛЕР
Все, что мы с вами делаем, мы делаем либо только для того, чтобы избежать страданий, либо, повинуясь желанию, получить удовольствие.
"Я убежден, что следует избегать удовольствий, за которыми последуют страдания, и жаждать страданий, которые принесут еще большую радость".
МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ
Он был равнодушным и жестоким убийцей, алкоголиком и наркоманом, неоднократно доходившим до последней грани. Сегодня он отбывает пожизненное заключение в тюрьме за убийство кассира магазина спиртных напитков, "оказавшегося на его пути". У него двое сыновей с разницей в возрасте одиннадцать месяцев, один из которых вырос, чтобы стать таким же, как отец- наркоманом, промышляющим воровством и вымогательствами, пока его тоже не посадили в тюрьму за покушение на убийство. Однако у его брата совсем другая история. Это человек, который женат по любви, воспитывает троих детей и действительно счастлив. Являясь региональным менеджером в главном национальном концерне, он считает свою работу хотя и доставляющей ему большие хлопоты, но все-таки одним из источников радости. Физически он хорошо сложен и не имеет ни малейшего пристрастия ни к спиртным напиткам, ни к наркотикам. Как могло случиться, что эти двое молодых людей выросли такими разными, воспитываясь, в сущности, в одной и той же среде? Я спрашивал у каждого из них по отдельности: "Почему ваша жизнь сложилась именно так?" И, как ни удивительно, оба они дали мне один и тот же ответ: "А кем еще я мог стать, имея такого отца?"
Как часто мы обольщаемся, считая, что обстоятельства управляют нашей жизнью, а среда формирует характер. Я не знаю большего обмана, чем этот. Не обстоятельства жизни формируют нас, а наши убеждения относительно того, что означают для нас эти обстоятельства.
Если мы не обретем веру, что все необъяснимые трагедии в жизни имеют причины, то постепенно разрушим нашу способность жить в реальном мире.
Если вы узнаете, что кто-нибудь из ваших близких или вы сами поддались убеждению, что та или иная проблема перманентна, то самое время хорошенько его или себя встряхнуть. Что бы ни происходило в вашей жизни, вы должны научиться верить, что "и это тоже пройдет" и что если вы проявите упорство, то найдете выход.
Вторым различием между победителями и неудачниками, между оптимистами и пессимистами являются их убеждения-искажения, когда проблемы кажутся всеобъемлющими. Преуспевающий человек никогда не смотрит на проблему как на что-то всеобъемлющее, то есть что одна какая-то проблема управляет всей его жизнью.
И последнюю, третью категорию убеждений, которую Селигман называет "личностной", я отношу к проблемам личного характера Если мы смотрим на неудачу не как на вызов, требующий изменить наш подход, а, скорее, как на проблему с нами самими, как на личный дефект, то сразу почувствуем, что она овладевает нами.
Например, человек, решительно не согласный с практикой подземных испытаний ядерного оружия, имеет убеждение, а тот человек, который предпринимает действие - даже такое, которое другие не могут оценить или не одобряют, например марш протеста как средство достижения своих целей, обладает убежденностью. Тот, кто скорбит о состоянии общественного образования, имеет убеждение, а тот, кто действительно выступает добровольцем в рамках программы всеобщей грамотности, пытаясь изменить существующее положение дел, руководствуется своей убежденностью. Человек, который мечтает иметь собственную хоккейную команду, имеет определенное мнение относительно своего убеждения, а тот, кто делает все, чтобы собрать необходимые ресурсы для покупки права голоса, имеет убежденность. Какая между ними разница? Ясно, что различие заключается в действиях, которые один из этих людей предпринимает. В сущности, человек, обладающий убежденностью, настолько энергичен в направлении того, во что верит, что даже хочет рискнуть, заведомо зная об отказе, и не боится выглядеть глупцом в глазах других во имя собственной убежденности.
"Мы есть то, что мы думаем. Все то, что вытекает из наших мыслей. Из наших мыслей мы создаем наш мир".
БУДДА
Тем не менее, сегодня ученые установили прямую связь между потреблением животного белка и опасностью развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака. В сущности. Комитет врачей-терапевтов, состоящий из 300 членов, попросил сельскохозяйственное ведомство убрать продукты мясные, рыбные, из домашней птицы, молочные и яйца из рациона питания, ежедневно рекомендуемого для больных. И само правительство рассматривает этот вопрос в плане расширения четырех основных групп продуктов до шести, к которым должны быть отнесены мясо, куры и рыба. Потребление этих продуктов должно быть сведено в целом до минимума. Этот огромный сдвиг в убеждениях вызвал возмущение во многих регионах. Я считаю, что вскоре наступит следующий этап пересмотра этого вопроса, поскольку мы имели возможность наблюдать пагубное воздействие животного белка на здоровье человека на протяжении всей истории нашей цивилизации.
Как утверждал немецкий философ Артур Шопенгауэр, вся правда проходит через три этапа.
Сначала над этим смеются.
Потом этому яростно противятся.
А затем это принимается как очевидное.
Эти идеи о животном белке сначала высмеивали, теперь мы против них яростно выступаем. В конечном счете их примут - но не раньше, чем еще множество людей станут жертвами болезней или даже умрут из-за своих ограничивающих убеждений о том, насколько важно для нашего тела потреблять как можно больше животного белка.
В японском бизнесе под влиянием Деминга появилось новое слово, постоянно используемое в обсуждении деловых или личных отношений. Это слово "кайзен". Буквально оно означает постоянное улучшение, и это слово повсеместно используется в их языке.
В результате всего этого я создал простую мнемонику: ПИНС!, что является сокращением фразы "постоянно и непрерывно совершенствуйся!". Я считаю, что уровень успеха, которого мы достигаем в жизни, прямо пропорционален уровню нашего обязательства ПИНС!, постоянному и непрерывному совершенствованию. ПИНС! - это принцип, касающийся не только бизнеса, но и каждого аспекта нашей жизни. Японцы любят говорить о контроле за качеством в масштабе компании. Я думаю, что нам нужно сосредоточить свое внимание на ПИНС! в нашем бизнесе, ПИНС! в наших личных отношениях, ПИНС! в нашей духовной сфере, ПИНС! относительно нашего здоровья и ПИНС! в наших финансах. Как мы можем сделать постоянные и непрерывные усовершенствования в каждой из этих областей? Это должно превращать нашу жизнь в невероятное приключение, во время которого мы все время занимаемся поиском следующего уровня.
Почему большинство людей считает, что на изменение уходит слишком много времени? Одной очевидной причиной является то, что люди часто делают все новые и новые попытки произвести изменения с помощью силы воли и терпят при этом фиаско. В итоге они делают вывод, что для важных изменений требуется длительное время и большое напряжение сил. В действительности же, вся сложность в том, что большинство из нас не знает, как производить эти изменения! У нас нет эффективной стратегии. Одной силы воли недостаточно - по крайней мере, если мы хотим достигнуть длительного изменения.
Второй причиной, почему мы не можем быстро измениться, является то, что при нашем образе жизни у человека вырабатывается ряд убеждений, которые мешают нам использовать собственные, присущие только нам, способности. Наша культура способствует тому, что мы связываем негативные ассоциации с идеей мгновенного изменения. Для большинства мгновенное изменение как бы говорит о том, что у них никогда в действительности не было проблем. Ведь если вы можете легко изменить те или другие обстоятельства, то почему вы не сделали этого неделю, месяц, год тому назад и не перестали сетовать?
Например, как быстро может оправиться человек от утраты близкого и почувствовать себя лучше? Физически он обладает . способностью восстановить свои силы на следующее утро. Однако этого не происходит. Почему? Потому, что, живя в данном обществе, мы приобретаем ряд убеждений относительно этого - мы должны в течение определенного периода времени скорбеть.
Как долго мы должны скорбеть? Это зависит от нашей собственной обусловленности. Подумайте над этим. Если на следующий день после утраты любимого человека вы не горевали, не вызовет ли это тяжкие страдания в вашей жизни? Во-первых, окружающие вас люди будут думать, что вы не любили умершего человека. И, основываясь на общественных условностях, вы и сами можете поверить в то, что не любили его. Понятие "превозмочь боль утраты" само по себе очень болезненно. Мы предпочитаем страдания, причиняемые скорбью, нежели попытку изменить свои эмоции, поскольку стремимся удовлетворить те требования, которые соответствуют нашим собственным и общественным нормам и стандартам.
А ведь существуют и такие формы культуры, где люди празднуют, когда кто-нибудь умирает! Почему? Просто они верят, что Бог знает, когда и кому нужно покидать землю, и смерть - всего лишь ступень. Они считают также, что если вы выказываете скорбь в связи с чьей-то смертью, то тем самым лишь выдаете свою неспособность понять жизнь и обнаруживаете собственный эгоизм. Поскольку умерший человек отправился в лучшее обиталище, следовательно, вы эгоистически печалитесь о себе. Люди этих цивилизаций связывают радость со смертью и страдание с печалью, поэтому горе не является частью их культуры. Я не говорю, что скорбь - плохое или неуместное чувство. Я лишь указываю на то, что мы должны понимать, что оно базируется на наших убеждениях, которые говорят нам: чтобы оправиться от горя, требуется длительное время.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ШАГ НАО 1 Решите, чего вы действительно хотите и что мешает вам получить это сейчас же
Вы не представляете, сколько людей приходили ко мне для частного лечения, и, когда я спрашивал, чего они хотят, они тратили двадцать минут на то, чтобы рассказать мне, чего они не хотят или чего не желают больше испытывать. Нам следовало бы усвоить, что мы получаем в жизни то, на чем сосредоточиваем свое внимание. Если мы все время сосредоточены на том, чего не хотим, то, как правило, получаем именно это.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ШАГ НАО 2
Используйте метод рычага: ассоциируйте сильное страдание с тем, что изменение не происходит сейчас, и сильную радость, если изменение происходит сейчас!
Большинство людей действительно хотят изменений, но не могут заставить себя сделать это! Изменение же, как правило, не является результатом способности к этому, это почти всегда результат побуждения. Если бы кто-то приставил к вашему виску дуло пистолета и сказал: "Лучше выйди из этого подавленного состояния и немедленно почувствуй себя счастливым", то, ручаюсь, любой из вас смог бы найти способ изменить свое эмоциональное состояние в тот момент и в тех обстоятельствах.
Как же добиться изменения? Одним из условий, благодаря которому фактически каждый человек может измениться, является достижение болевого порога. А это значит, что вы испытываете страдание такой силы, что наступает предел терпения и вам становится ясно: необходимо произвести изменения сейчас же, это та точка, когда ваш мозг заявляет: "Довольно. Яне могу больше терпеть этого ни одного дня, ни одного мгновения".
Я обнаружил, что 20 процентов изменений основываются на знании как; а 80 - на знании почему. Если мы соберем ряд достаточно веских причин для изменения, то сможем в одну минуту изменить то, что не удавалось изменить годами.
"Дайте мне точку опоры, и я переверну мир".
АРХИМЕД
Так почему же люди не изменяются, если чувствуют и сознают, что им следует измениться? Они связывают гораздо больше переживаний с процессом изменения, чем с его отсутствием. Чтобы изменить кого-то или самого себя, мы должны просто перевернуть это так, чтобы неизменение стало невероятно болезненным (настолько болезненным, что переходило бы границы нашего терпения), а сама мысль об изменении - логичной и приятной.
***
"Золотце мое, вещи не могут приходить в беспорядок так просто. Это у тебя слишком много способов считать, что они находятся в беспорядке. И только один, чтобы считать их в безупречном состоянии".
Большинство из нас создают множество путей для того, чтобы чувствовать себя плохо, и очень немногие, - чтобы чувствовать себя по-настоящему хорошо.
"А вы счастливый человек?" Он широко улыбнулся и сказал: "Абсолютно!" Тогда я спросил его: "Что нужно для того, чтобы вы почувствовали себя счастливым человеком?" По-прежнему улыбаясь, он ответил: "Это так просто. Все, что мне для этого нужно, - это встать поутру, посмотреть вниз и увидеть, что я все еще по ею сторону земли!"
ЛЮБОЕ НАРУШЕНИЕ В ВАШЕМ ДУШЕВНОМ РАВНОВЕСИИ - ЭТО НАРУШЕНИЕ ВАШИХ ПРИНЦИПОВ
Вспомните, когда вас в последний раз кто-нибудь расстроил. Это было действительно связано с этим человеком или с тем, что он сделал, сказал или не сумел сделать того, что, по вашему мнению, должен был сделать? Ваше возмущение было направлено на него или вас возмутило то, что он нарушил один из ваших принципов? В основе каждого эмоционального расстройства, которое происходит в связи с другим человеком, лежит нарушение принципов. Кто-то что-то сделал или, наоборот, не сделал, нарушив тем самым одно из ваших убеждений относительно того, что он должен был или что ему следовало бы сделать.
Одни люди придерживаются такого принципа относительно того, как справиться с тем или иным огорчением: "Если ты любишь меня, то оставь в покое и дай мне самому справиться с этим". У других это выглядит так. "Если человек, которого вы любите, расстроен, то должны немедленно вмешаться и постараться ему помочь". Это создает невероятные противоречия. Оба заинтересованных лица стараются добиться одного и того же результата, касающегося взаимного уважения и заботы друг о друге, но их принципы диктуют им разные формы поведения, и их привычная интерпретация поступков будет вызывать, скорее, враждебность, нежели сочувствие, направленное на желание помочь.
Принципы должны укреплять наши взаимоотношения, а не разрушать их. Всякий раз, когда случается последнее, нам следует задать себе вопрос: "Что для меня важнее: наши взаимоотношения или мои принципы?"
"Единственный способ расширить границы возможного -это шагнуть в невозможное". АРТУР КЛАРК
***
У нас есть весьма беспокоящие общество проблемы, связанные с тюремным заключением. Наша нынешняя система заключения неэффективна. Из всех федеральных и государственных заключенных 60% оказываются в тюрьме два и более раз, 45% - три и более раз; 20% - шесть и более раз.*
За последние пять лет количество заключенных в тюрьмах значительно увеличилось, а значит, создалось напряжение, обусловленное чрезмерным их переполнением. Чтобы снять это напряжение, многих заключенных неожиданно освобождают с 200 долларами в кармане, удалив из системы, которую они ненавидят, но, тем не менее, приучены полагаться на нее, и только в ее рамках чувствуют себя уверенными и защищенными.
Ясно, что их не учат, как изменить систему принятия решений. Живя в среде, где вы должны платить кому-то просто за то, чтобы вам не нанесли физических увечий, где вы должны воровать или присоединиться к какой-нибудь группировке, чтобы выжить, вряд ли вы стали бы смотреть на себя или на весь мир другими глазами. Заключенных побуждают поддерживать их криминальную индивидуальность, для того чтобы они могли выжить в тюремной среде, где признания и престижа добиваются с помощью ряда жестоких мер.
Один бывший заключенный поделился со мной своими воспоминаниями: "Как только меня освободили, я тут же начал обдумывать способы возвращения назад. Ведь, в сущности, я никого не знал за стенами тюрьмы, а в тюрьме меня уважали. Около меня были ребята, которые могли защитить. На свободе же я был просто презираемым всеми «зэком». Такие люди, оказавшись в другом мире, не знают, как вписаться в это окружение и как этим окружением управлять. Часто они возвращаются в свой «дом».
Можно ли разорвать этот замкнутый круг преступности? Разумеется, можно - если с пребыванием в тюрьме будет связано достаточно страданий, а с выходом на свободу - достаточно удовольствий. Если бы людей в тюрьме еще обучали, то сочетание этих факторов дало бы хорошие результаты. Однажды я брал интервью у человека, которого только что освободили после восьмилетнего заключения за покушение на убийство. Когда я спросил его, смог бы он опять выстрелить в человека, он сказал: "Если бы кто-то попытался отнять у меня наркотики". "Разве вы не хотели бы избежать повторного тюремного заключения?" - спросил я. "Нет! - ответил он. - Там мне не надо, по крайней мере, беспокоиться о еде. Я могу смотреть телевизор. И все у меня налажено; я знаю, как обращаться с другими заключенными, поэтому мне совершенно не о чем беспокоиться". Тюрьма не является средством устрашения для него - человека с социальной патологией. Он просто не связывает страдание с заключением.
А теперь сопоставьте этот жизненный опыт с опытом Фрэнка Абагнейла, автора книги "Поймай меня, если сможешь". Он известен всему миру своим фиглярством. Будучи "великим шарлатаном", он то разъезжает по миру под маркой пилота авиакомпании "Пан-Америкен", то выступает администратором больницы, то помощником генерального прокурора Луизианы, надувая людей на миллионы долларов. Сегодня Фрэнк - один из экспертов в системах защиты банков и почетный член своей общины.
Что же так преобразило его? Страдание. Во время одной из своих шальных проделок он был арестован и заключен во французскую тюрьму. Никто не угрожал ему ни физическим, ни сексуальным насилием, но, тем не менее, он очень сильно страдал. Во-первых, он провел весь срок наказания в темной камере и был полностью изолирован от внешнего мира: ни телевизора, ни газет, ни радио, ни возможности общаться с другими заключенными или с охранниками. Во-вторых, он не имел ни малейшего представления о том, когда его освободят. Он не располагал сведениями, сколько его здесь продержат - шестьдесят дней или шестьдесят лет.
Страдание от незнания - чувство неуверенности - было самой суровой формой наказания, которую только можно было вообразить для Фрэнка, связывавшего так много страдания с этим "адом на земле", что он поклялся никогда туда не попасть. И представьте себе, что он в этом не одинок. Неудивительно, что во французских тюрьмах всего 1 процент рецидивистов, и там тратят на каждого заключенного около 200 долларов в год (эта цифра кажется еще более поразительной по сравнению с той, которая идет на каждого заключенного в американских тюрьмах, - 30 000 долларов в год; вот отчего у нас постоянно сохраняется 82 процента рецидивизма!).
***
Ничто не даст нам большее чувство личного удовлетворения, чем вклад.
Представляете, если бы каждый человек в стране (за исключением очень молодых и очень старых) делал вклад лишь по три часа в неделю, то наша нация получила бы свыше 320 миллионов часов столь необходимой рабочей силы, отданной тем, кто больше всего в ней нуждается? А если бы мы все вкладывали по пять часов, то эта цифра подскочила бы до полумиллиарда часов, что в денежном исчислении выражалось бы миллиардами! Как вы думаете, смогли бы мы справиться с кое-какими социальными проблемами, имея такого типа обязательство?
Доверьтесь интуиции и полюбите; вы будете приятно удивлены чудом, которое после этого произойдет.
Если вы возьмете на себя обязательство делать добрые дела по часу или два в месяц, то это укрепит вашу индивидуальность и вы обретете уверенность в том, что вы тот "тип человека", который по-настоящему проявляет заботу, преднамеренно предпринимает конкретные действия, чтобы внести свой вклад. Вы обна-ружитеучто у вас нет проблем в бизнесе, потому что вы поняли, что значат настоящие проблемы. Огорчения, которые у вас были из-за того, что на бирже упали акции, сразу же исчезнут, как только вы возьмете на руки и отнесете в постель человека без ног или когда будете укачивать на руках ребенка из детского приюта.
Однако вашим лозунгом должно быть создание равновесия. Стремитесь к равновесию, а не к совершенству. Большинство людей живут в мире черно-белых тонов; такие люди считают, что либо они жертвы, не имеющие собственной жизни, либо реалисты - люди, ориентированные на достижения, которым наплевать на окружающих. Не поддавайтесь подобному заблуждению. Жизнь - это равновесие между возможностями давать и брать, между заботой о себе и заботой о других. Отдайте сколько-то времени, капитала и энергии тем, кто действительно в этом нуждается, - но также не забывайте и о себе. И делайте это с радостью, а не с чувством вины. Вам не нужно взваливать на свои плечи весь мир. Гораздо больше людей делали бы свой вклад, если бы понимали, что для этого им не нужно бросать все свои дела. Поэтому делайте немного, сознавая, что для кого-то это может значить много. Если каждый сделает так, то меньшему числу людей можно будет отдавать много и большее число людей получит помощь.
Мы должны научиться любить изменения, ибо это единственное, в чем можно быть уверенным.
Знайте, что вы направлены на путь непрекращающегося роста и познаний, а вместе с этим - на путь вечной любви.
И наконец, поскольку я сейчас вас покидаю, я хочу сказать вам, как глубоко я вас уважаю и ценю как личность. Мы никогда не встречались, но у нас такое чувство, как будто мы уже знакомы, правда? И хотя мы, может быть, и не встретимся лично, но мы соприкоснулись нашими сердцами. Вы подарили мне огромный подарок, позволив поделиться с вами частью моей жизни и моими знаниями, и я искренне надеюсь, что кое-что оказало на вас определенное влияние. Если вы теперь используете некоторые из этих стратегий, чтобы повысить качественный уровень своей жизни, то я буду поистине счастлив.
Надеюсь, мы сохраним нашу связь. Надеюсь, вы напишете мне, или мы воспользуемся возможностью встретиться на семинаре, или наши пути пересекутся как-нибудь иначе. Пожалуйста, не стесняйтесь представиться. Я постараюсь познакомиться с вами и выслушать историю вашего успеха.
А до тех пор не забывайте ожидать чуда... потому что вы - единственный в своем роде. Будьте носителем света и силой добра. Я передаю вам свою эстафету. Делитесь своими дарами, разделите с кем-нибудь вашу страсть. И да благословит вас Господь.