Click to view
"Он пришел, этот добрый день"... чтобы мы вместе с Вами друзья смогли вспомнить "золотые мелодии мирового кинематографа".
С момента возникновения звукового кино их появилось великое множество. Что стало бы с кинофильмом, если бы не было музыки?
Отвечу словами поэта:
"От полноты души язык немеет,
Я жажду звуков, а не слов,
Чтоб высказать чем сердце пламенеет,
Как рвется чувство из оков". (Н. Щербина)
Музыка важнейший элемент любого кинофильма, она расшифровывает видеоряд, добавляет особый подтекст, углубляет смысл киноповествования. Благодаря такому синтезу киномузыка и запоминается, а иногда начинает жить своей собственной жизнью. Таких примеров в истории кино очень много, но я остановила свой выбор на трех: "Звуки музыки" американского режиссера Роберта Уайда, "31 июня" и "Мэри Поппинс, до свидания" отечественного режиссера Леонида Квинихидзе. Авторами музыки соответственно были: Ричард Роджерс, Александр Зацепин и Максим Дунаевский.
В этом выборе нет ничего странного. Во-первых, музыка является одной из главных героинь этих лент. Во-вторых, эти фильмы созданы на основе известных литературных произведений. Американский фильм-мюзикл снят по книге "Семья певцов фон Трапп" писательницы Марии фон Трапп. "31 июня" - по одноименной повести Джона Пристли. А фильм "Мэри Поппинс" снят по книге детской писательницы Памелы Трэверс. В-третьих, темой этих фильмов является ЛЮБОВЬ: как главное чувство человека, любовь к Родине, любовь к детям и своей семье. Возможно поэтому в моей семье эти фильмы стали идеальными для совместного просмотра.
И ещё хочу напомнить, что со дня премьеры трех фильмов прошло несколько десятилетий, а музыку из этих фильмов и сейчас можно услышать в различных аранжировках и в исполнении различных артистов. Знаменательно, что среди них не только инструменталисты,певцы, но и танцовщики. Поэтому "золотые мелодии" соединяют звук и пластику. Недаром Оноре де Бальзак сравнивал "красивую мелодию с роскошным цветком". Вы сомневаетесь???
Вспомните пожалуйста дуэт Лиззель и Рольфа из фильма "Звуки музыки". Песня "17 лет продолжение 16" превращается в точную характеристику юных влюбленных. Разные оттенки чувств отражают: шутливый фокстрот, задорный галоп, порывистый вальс.
В фильме "31 июня" Чарльстон, сочиненный придворным музыкантом Лемисоном, объединил абсолютно всех: и во времена короля Артура и в век телевидения.
Click to view
В свою очередь М. Дунаевский в песне "Леди Мэри" превращает увлекательный рассказ героини о себе, в яркий и веселый танец.
Click to view
Благодаря объединению хореографии и музыки рождается синтез аудиального и визуального - одной из основ искусства кино.
Хороший фильм воспитывает человека, заставляет его думать, а музыка ему в этом помогает. Поэтому во многих фильмах всегда есть повторяющаяся тема, которая подчеркивает особый смысл. В фильмах "Звуки музыки", "31 июня" и "Мэри Поппинс" такой смысл связан с духовным объединением людей.
В "Звуках музыки" выделяется песня "До-ре-ми", в ней две части. В первой части разучивание нот превращается в занимательную и веселую игру, а во второй каждый из участников игры становится определенной ноткой, так рождается эффект "живого пианино".
Более масштабный смысл связан с песней "Эдельвейс", который превращается в символ единения семьи, нации в "символ Родины горной".
В фильме "Мэри Поппинс" песня "Цветные сны" возвращает всех взрослых в мир детства, и , как поется, "детских снов чудесная страна, людям всем до старости нужна".
Click to view
Главной метафорой песни А. Зацепина на стихи Дербенева и Казаковой, стал "Звездный мост" - символ бесконечности и единства далеких миров.
Click to view
Творческое вдохновение композитора, создавшего прекрасную музыку, отражающую ключевые моменты фильма по замыслу режиссера, объясняют долгую жизнь поистине "золотых мелодий". К сожалению, иногда замечательные мелодии, написанные для того или иного фильма, так в нем и не звучат... но это, уже совсем другая история.