Увольнение в город (Одесса, СА)

Oct 10, 2021 15:45



Как-то летом в один из выходных дней меня отпустили в увольнение. Справедливости ради замечу: в нашей части в город отпускали часто. Главное - не попасть в список «залётчиков». Ранее, при прежнем командире роты - старшем лейтенанте Богославском, я редко удостаивался чести вырваться из этого списка.
Новый ротный, лейтенант Рыжков, зла на меня пока не имел. Проверив внешний вид у давно готовых вырваться в город счастливчиков, он прочитал краткий инструктаж по правилам поведения и вручил увольнительные записки.
- Гоша, принеси чего-нибудь пожрать! - прокричал мне вдогонку дневальный Лёня Казакевичус.

В этот выходной ему не повезло: поставили в наряд по роте, зато удача улыбнулась мне и другим солдатам, идущим в город. Лёня, ребята называли его «кукушонок», в увольнение всегда «падал на хвоста». Даже если деньги у него и водились, он тратил их только на себя любимого. Чтобы отвязаться от Казакевичуса, ребята заходили в людные места и скрывались от него. Однажды на празднике «Юморина-89» Лёня, наученный горьким опытом, чутко следил за сослуживцами. В итоге, из восьми человек трое сами затерялись в толпе.
Первым делом я решил сходить в парикмахерскую. Были в части свои «цирюльники», но хотелось причёски от хорошего мастера. Едва я вышел на проспект имени Патриса Лумумбы, как сразу столкнулся с патрулём пограничников. Начальник патруля ответил на моё воинское приветствие и, не останавливаясь, продолжил движение дальше.
Хотя с формой одежды и документами у меня всё было в порядке, встреча с патрулями всегда вызывала неприятный осадок. Помню, гулял я по Дерибасовской с другом Колей Скляренко (исполнителем эпизодической роли в фильме «Фанат»). Встретился нам «маримановский» патруль. Ох и вредный оказался их начальник, мелкорослый лейтенант. Полчаса нам мозги крутил почём зря. Грозился на «губу» забрать за то, что, якобы, Коля зазевался и честь отдал с опозданием. В итоге «энергетический вампир» нас отпустил, но осадок остался!
Два квартала - и я в парикмахерской. Небольшой зал, три кресла, очередь из восьми человек. Не успел я занять место, как седой пожилой мастер позвал меня:
- Молодой человек, что вы там стоите? Идите сюда!
Когда парикмахер закончил стрижку и попшикал мою голову одеколоном, я протянул ему, согласно прейскуранту, пятьдесят копеек.
- Чтобы этого я больше не видел, - строго произнёс мастер. - Лучше в кино сходите. Следующий!
Кинотеатр находился как раз через дорогу. К нему я и направился. В те дни шёл фильм «Авария - дочь мента». Вот его я и посмотрел на сэкономленный полтинник.
После кино мой пеший путь лежал на Пятую станцию Большого фонтана. Проезд на общественном транспорте для солдат срочной службы в то время был бесплатным, но я часто и много ходил по городу пешком. Просто в удовольствие.
Возле магазина «Военторг» стояла жёлтая бочка-прицеп с надписью «Квас». Я подошёл к длинной очереди человек, примерно, в двадцать.
- Ну и что ты тут встал? - обратился ко мне крайний мужчина. - Иди вперёд!
- Да-да, иди, - подтолкнула меня молодая женщина. - А то всё увольнение простоишь в очереди.
При моём приближении люди, стоящие у бочки в числе первых, также расступились в стороны.
- Стакан. - Я протянул продавцу три копейки.
- Убери. - Мужчина подставил под краник стеклянную пол-литровую кружку.
Утолив жажду, я вернул тару продавцу:
- Спасибо!
- Стой. - В кружку снова ударила пенистая струя. - Пей.
Управившись со вторым полулитром кваса, я вновь отдал кружку. Но продавец, показав знаком подождать, вновь принялся наполнять тару.
- Спасибо, хватит! В меня уже больше не влезет! - попытался я остановить его.
- Ничего, ещё одна кружка поместится.
- Пейте, солдатик, пейте, - проговорила стоящая рядом пожилая одесситка. - Вы верно не хотите разорять нашего продавца? Так это ему не грозит - колонка рядом!
- Гражданка! - возмутился мужчина. - Вам не нравится мой квас? Так идите пить морс через дорогу!
К диалогу подключились ещё несколько человек из очереди. Кто-то занял позицию пенсионерки, а некоторые заступились за продавца.
Кое-как осилив третью кружку, я поставил её на лоток, ещё раз поблагодарил «квасника» и, тяжело отдуваясь, двинулся к трамвайной остановке. Прогуливаться пешком я временно не мог.
Трамвай номер пять привёз меня на остановку «Аркадия». Я сразу направился к причалу. Успел вовремя: заканчивалась посадка на катер до морвокзала. Не успел сунуть руку в карман за деньгами, как билетёрша махнула мне рукой:
- Проходи скорее, не задерживайся!
Ну вот, ещё сэкономленные сорок копеек. Поблагодарив добрую женщину, я проскочил на катер и устроился на сидении у левого борта.
Честно говоря, большую воду я всегда побаивался. Страшновато выходить в море на несколько километров от берега и, глядя на тёмно-зелёную волну, осознавать, что под тонкой скорлупой судна несколько сотен метров глубины! Зато какой красивый вид со всех сторон. А бросаемые ветром в лицо брызги морской волны? Романтика! Поневоле представляешь себя капитаном пиратского корабля или эскадренного миноносца!
Катер отходил всё дальше от берега, а я поджимал ноги под сиденьем и косился на пенопластовый спасательный круг, крепко привязанный верёвкой к ограждению борта. Если что - и отвязать не успеешь! Если только ножом разрезать, да где его тут возьмёшь?
Километра два от берега, катер прошёл мимо надувной лодки, в которой загорал бородатый мужчина в панаме и солнечных очках. Рядом лежал спиннинг с уходящей в морскую бездну леской.
От волны проходящего судна, лодку начало высоко подкидывать и, казалось, что она сейчас опрокинется. Но безмятежный рыбак только приветственно помахал рукой пассажирам. Представляю, сколько времени он сюда грёб!
Катер двигался вдоль побережья и по пути следования подходил к причалам пляжей, выгружал-загружал пассажиров. Наконец, мы прибыли на морвокзал.
От него как раз отправлялся круизный лайнер «Грузия». Я с интересом наблюдал, как несколько маленьких буксиров, обвешанных автомобильными покрышками, шустро толкали от причала громадный теплоход.
Затем я поднялся по легендарной Потёмкинской лестнице, побродил у Морского музея, красивейшего Оперного театра. Нагуляв хороший аппетит, посетил пельменную. Погулял по Дерибасовской. Мороженое, лимонад. Здорово!
Время и деньги были ещё в запасе. Посетив кооперативный туалет (для солдат и матросов бесплатно!), я двинулся поближе к части.
Вышел из трамвая вновь на Пятой станции Большого фонтана. Бочка с квасом стояла на том же месте. Пить мне не хотелось, и как-то неудобно вновь подходить за бесплатно. Да и полтора литра кваса в меня сейчас точно на влезет! Лопну!
Отмахав пешком одну остановку, я подошёл к уже знакомой девятиэтажке, в подвале которой размещался видеосалон. Будучи в наряде по столовой, если позволяли обстоятельства, мы с ребятами до отбоя всегда старались сюда заскочить.
Заплатив хозяину за вход рубль, я прошёл в небольшой зал и расположился в центре напротив телевизора. Народ потихонечку собирался. От меня по бокам сели девчонки лет по четырнадцать, видимо, школьницы.
Свет в помещении погас, фильм начался. Название: «Зловещие мертвецы». Почему запомнил название? Так это был первый фильм ужасов, который я смотрел! Это сейчас «ужастики» вызывают смех, а тогда моей психике, неиспорченной западным кино, было туговато!
Сюжет фильма рассказывать не буду, многие его смотрели, но мандраж посещал меня ежеминутно. Девчонки слева и справа тихо повизгивали и прижимались ко мне теснее. Я же, как советский воин, слабости духа вслух не проявлял и лишь крепко сжимал руками сидение.
Но страшный фильм подходил к концу. Главный герой рыдал у могилы своей невесты, которая ранее превратилась в монстра и весь фильм кошмарила своего возлюбленного. Я расслабился, ожидая появления титров и окончания кино. Внезапно на экране могильный холм разлетелся в стороны, и вылезшие ужасные конечности девушки-монстра схватили парня за ноги. В ту же секунду в меня с двух сторон вцепились цепкие руки и в оба уха ударил пронзительный визг. От неожиданности я тоже заорал во весь голос!
Пошли титры. В зале включили свет. Как же мне было тогда стыдно! Все зрители смотрели только на меня... Я кое-как отодрал школьниц от себя и вышел из зала. Двигаясь дворами к своей части, я постоянно оглядывался и дергался буквально от каждой шевелящейся тени каштановых ветвей.
На оживлённой улице все страхи пропали. Вспомнив просьбу Казакевичуса, я зашёл в булочную и купил батон. Через два квартала вышел к своей части. «Кукушонок» стоял за воротами и близоруко щурился на прохожих. Узрев меня, он радостно вскрикнул: «Наконец-то!» Подбежав ко мне, выхватил батон из рук.
- Гоша, - ломая «гостинец» и тут же уписывая его за обе щёки, проговорил Лёня. - Я твоё масло на ужине слопал. И сахар тоже.
- Мог бы и оставить, - пожурил его я, прекрасно зная ответ.
- Ага, как будто ты в городе ничего не поел!
- Мороженое, квас.
- И всё?
- Пельмени.
- Пельмени?! В следующий раз в «увалу» вместе пойдём!
- Не загадывай.
Войдя на территорию, я двинулся к дежурному по части. В отсутствие остальных начальников - сейчас он главный.
- Товарищ старший прапорщик! Рядовой Галеев из увольнения по городу прибыл. Происшествий не случилось.
Previous post Next post
Up