Оригинал взят у
ss69100 в
„Песнь о Нибелунгах” и... русыПредлагаем вашему вниманию несколько любопытных фактов о хронологии упоминания русов в исторических документах. Это небольшой отрывок
из книги историка А. М. Шарымова. Вряд ли подобные отрывки из исторического исследования предлагаются в школьном курсе истории...
***
Средневековая «Песнь о Нибелунгах», созданная в ХIII в., рассказывает, что свою свадьбу с Кримхильдой, вдовой нидерландского князя Зигфрида, Аттила (в «Песне» он назван Этцелем) сыграл в самом сердце Европы - Вене. В Авентюре (главе) ХХII, которая названа «О том, как Кримхильда обвенчалась с Этцелем», описан съезд на их свадьбу гостей с coceдниx с «империей Аттилы» земель:
То на дыбы вздымая своих коней лихих,
То снова с громким криком пришпоривая их,
Скакали русы, греки, валахи и поляки,
Бесстрашием и ловкостью блеснуть старался всякий.
Из луков печенеги - они там тоже были -
Влет меткою стрелою любую птицу били.
Вослед за их шумливою и дикою ордою
Бойцы из Киевской земли неслись густой толпою
26).
Несложный расчет позволяет установить дату «литературной свадьбы» Аттилы с Кримхильдой - 425 г. Дата эта важна для того, чтобы понять: именно 425-м годом датируется первое в европейской литературе упоминание имени «русы».
При этом важно, что автор «Пeсни», в отличие от многих прежних и современных историков, упоминает «русов» отдельно от «бойцов из Киевской земли»: от поднепровских славян-полян. Русы тут - не киевляне и вообще не славяне. Это - вполне независимо существующий этнос.
Иными словами, в сознании средневекового автора «Песни» русы начали самостоятельное от славян хождение во времени не позднее первой четверти V в.
Реально это было, конечно, сильное забегание вперед. Киев в 425 г. еще не существовал. Поляки как нация сложились в IХ столетии. Первое летописное упоминание о печенегах, появившихся в южно-русских степях, относится к 915 г. Автор «Песни» забежал вперед аж на пять веков.
А упоминание «русов» имеет тут сугубо поэтический характер и, кроме того, относится, видимо, не к северной, а все к той же южной руси, рyxс-асам.
Вероятно, к 420-м гг. можно отнести начало правления легендарного словенского князя Вандала, упомянутого в Иоакимовской летописи.
Сын Вандала, Владимир, стал героем скандинавской саги о Тиндреке Бернском, в кoтоpoй действует также - как сугубо литературный, конечно, то есть вполне легендарный, герой - и Аттила, с которым сражается Владимир.