Не часто, но бывает что я посещаю монастырь в Латруне. То что в нем есть магазин вина это плюс, но не основная причина его посещения. Скорее прикоснутся к чему то французкому, вернее сказать ассоциации у меня там, как будто попал в среднивековую Францию. Почему?
Может поэтому:
Немного истории.
Аббатство Трапп было основано во Франции, в 1140 г. Долгое время оно славилось выдающимися добродетелями своих настоятелей и монахов, но потом его постигла обычная судьба многих обителей, в которых монахи, отойдя от добродетели Отцов, перестают соблюдать свой Устав. Аббатство не раз подвергалось разграблению во время войн, раздиравших Францию; монахи, лишённые средств к существованию, некоторое время кое-как держались. Наконец, они вынуждены были разбрестись кто куда и вернулись в свою обитель, лишь когда времена смуты миновали. В ту пору они уже заметно отличались от тех, какими были некогда, испорченностью нравов, которую приобрели в миру. С этого времени, беспорядочность образа жизни в аббатстве настолько возросла, что монахи стали позором своего края, жили врозь, где придется, и собирались вместе лишь для охоты и развлечений. Так обстояли дела к тому времени, когда Арман-Жан Ле Бутиллье де Рансе (1626 - 1700 г.г.), бывший в ту пору настоятелем цистерианского монастыря La Trappe, задумал реформировать орден, восстановить монастырскую дисциплину и вернуться к полному соблюдению старого бенедиктинского Устава и обычаев цистерианцев. Орден (его полным названием стало - ordo cisterciensium strictioris observantiae) медленно, но неуклонно шёл к своему расцвету, пришедшемуся на XIX век (к 2002 году в мире насчитывалось 169 монастырей траппистов - 100 мужских и 69 женских, - в каждом из которых проживает, примерно, по 25 монахов).
Монастырь в Латруне (называющийся, также, Латрунским аббатством Богоматери всех скорбящих) основан в 1890 году монахами, прибывшими из аббатства Сет-Фон (французская епархия Мулен). Он ничем, или почти ничем, не отличается от других монастырей траппистов, разбросанных по миру.
Трапписты много работают, их хозяйство находится в образцовом порядке. Но они обрабатывают лишь столько земли, сколько способны возделать сами. Образцовые фермы быстро обогатили бы траппистские монастыри, и, если бы трапписты не следили тщательно за ограничением своих доходов, - налаженность их работы, простота жизни, наконец, их терпение обеспечили бы им такие преимущества в любой конкуренции, которые привели бы их к господству над целыми областями. В Латруне об этом говорит безусловное качество тех продуктов, которые выставлены на продажу в магазине при входе в монастырь: оливковое масло, вина, бренди, ликёр, соусы, мёд и проч.
И, наконец, интрига: монастырских монахов называют «молчальниками». В чём причина? Определимся в вопросе… Прежде всего, принятие монашества требует трех предпосылок, а именно: «влечения», «способности» и «призвания». «Влечение» - означает естественную склонность к затворнической жизни или к миссионерской деятельности, «способность» - измеряется силами, уравновешенностью и приспособленностью кандидата к жизни в общине, а что касается «призвания», то само слово указывает на то, что оно не зависит от данного лица. Монахи-трапписты, помимо всего прочего, принимают обет молчания.
Развеем легенду…: разумеется, не полного, ибо это было бы наказанием, но всё же достаточно сурового с точки зрения обывателя. Молчание у них - абсолютный закон. Элементарный код знаков позволяет им объясняться «телеграфно». Например, соединив треугольником большие и указательные пальцы, говорят «хлеб»; быстро коснувшись губ тыльной стороной руки - «понятно»; проведя пальцем вокруг лба линию воображаемой вуали или диадемы - «женщина»; а вино, с известным бургундским юмором, обозначают, приставив указательный палец к носу. Обет молчания не является для монахов каким бы то ни было лишением, наоборот, молчание есть для них благо, с которым они расстаются, по-видимому, неохотно. В Орден непросто вступить, нужно пройти трёхгодичный испытательный срок и получить соответствующие рекомендации.
Истинно дорогой костюм не должен бросаться в глаза. Его стоимость ты начинаешь понимать, когда начинаешь рассматривать детали. Базилика латрунской церкви - «ручная» работа хорошего архитектора и декораторов. Всё находится на своих местах: продуманно и рационально. Монахи, служители, посетители - заняты каждый своим делом и для каждого есть место в пространстве, никто друг другу не мешает. Высота стен - ровно такая, какая необходима для свободного дыхания.
Ну и конечно тут есть места отдыха. И красивые виды. Но это уже другая тема)), но не менее интересная.