Человек - животное всеядное

Jan 13, 2015 12:57



"- Вы вегетарианец?
- Да!
- Вы что - любите животных?
- Нет! Я ненавижу растения!"
(анекдот)

Почему-то в последнее время тема вегетарианства и приема пищи вообще активизировалась синхронно в нескольких кругах моего общения (как минимум, в трех). С чем бы это могло быть связано? С удорожанием мяса? С зимним временем, когда потребление мяса в целом несколько повышается, ввиду сезонного снижения количества и качества потребляемых свежих овощей и фруктов? Ну, как бы то ни было, решился-таки высказать свое ИМХО и по этому вопросу. Разумеется, в рамках личного опыта и личной компетенции. :)))

Я вегетарианствовал примерно лет 5 (плюс-минус): мяса не ел вообще, рыбу и яйца - очень редко и мало, молочные продукты - все, кроме чистого (в т.ч. кипячёного) молока. При этом регулярно занимался тяжёлым физическим трудом (работал грузчиком, строителем и т.п.). Из личного опыта могу сказать, что это никак не повлияло ни на состояние здоровья, ни на психическое состояние. По крайней мере, никаких изменений в себе я не заметил. В настоящее время мясо употребляю (кроме свинины - эту очень редко, как исключение из правила), просто по причине, что подстраиваюсь под рацион питания жены. Не с разных же котлов нам кушать! К тому же вегетарианство в нашей культуре как-то не очень принято, и поэтому, когда приходишь в гости к незнакомым людям, а они тебе «от чистого сердца» кидают на тарелку кусок отличнейшего бэкона, просто язык не поворачивается молоть какую-то пургу про «вегетарианство»: зачем людей расстраивать? Приходится быть «мясоедом поневоле». :)))
Поэтому в конечном итоге я пришёл к принципу: «Ем то, что Бог послал», главное - чтобы с удовольствием, а не с чувством вины.
Ну, чтобы не возникало вот таких ситуаций:


«Всё полезно, что в рот полезло», как говаривал Гришка Распутин (между прочим, он, по легенде, и цианистый калий потреблял).
Другое дело, что те «мясы», что продаются в магазинах, часто напичканы всякой хренью типа консервантов и усилителей вкуса. Но это - отдельная тема.

Таким образом, мне трудно сейчас назвать себя и «вегетарианцем», и «мясоедом», поскольку и потребление, и непотребление мяса не является для меня проблемой: в обществе вегетарианцев (а также - когда готовлю для себя и самостоятельно) я мяса, как правило, не ем, а в обществе мясоедов - ем, и не испытываю от этого никаких неудобств.
Существует бессчётное количество аргументов как в пользу вегетарианства, так и в пользу мясоедения, причём аргументов и религиозных, и этических, и даже научных... (об этом ниже) Но мне кажется, что лучше всё-таки научиться слушать собственный организм.
Меня, например, к мясу приучили в детском саду (я даже помню конкретный эпизод, когда я вылавливал его из супа во время обеда, а воспитательница подсела ко мне и удивленно спросила: «А почему ты это не ешь? Ведь это же мясо! Это же вкусно!» - и я стал его есть... - вот так вот «культура» забивает у ребёнка естественные потребности :((( ). В том, как пища усваивается организмом, немаловажную роль играет наше сознание и психологический настрой во время трапезы. А внешний рацион, с моей точки зрения, не настолько важен, как это принято считать в нашей культуре. И потому, на мой взгляд, пища может причинить гораздо больше вреда, если во время ее поглощения думать, что ты ешь что-то вредное, нежелательное, и не по собственной воле, а по прихоти "утробы". Впрочем, разумеется, это правило имеет свой диапазон применения и совсем уж крайние случаи (если, скажем, выпить синильную кислоту с удовольствием) в расчет брать пока не будем.

Анатомия и физиология человека не позволяют отнести его полностью ни к травоядным (как, например, большинство видов приматов, в т.ч. человекообразных), ни к плотоядным. Всегда в этом вопросе у биологов возникает множество споров. Впрочем, не только у биологов, но и у медиков, диетологов и т.п.

Почему человека нельзя полностью отнести к хищникам?
Во-первых, практически у всех хищников кишечник достаточно короткий, намного короче, чем у человека. Это не позволяет пище задерживаться в организме слишком долго, в противном случае пища в кишечнике начинает разлагаться, гнить, не успевая толком перевариться, что достаточно сильно зашлаковывает организм. Поэтому у человека-мясоеда продукты выделения (пардон за столь деликатные подробности) издают сильное зловоние.
Во-вторых, несмотря на все аргументы диетологов и людей, составляющих рацион питания с точки зрения белков-жиров-углеводов-витаминов, до сих пор нет абсолютного неопровержимого подтверждения, что человеку мясо в рационе совершенно необходимо. Для физической силы? Но, например, слон, бык, горилла (как наиболее близкий наш родственничек) - являются вегетарианцами. Даже если провести исследование среди людей-мясоедов и вегетарианцев, то, скорее всего, прямой зависимости обнаружить не удастся... Для здоровья? Тоже не факт: в качестве контрпримеров можно без труда найти здоровых и крепких людей, имеющих исключительно растительный рацион питания. Для «потенции»? И это придётся признать мифом: травоядный бык в одиночку может «обслужить» целое стадо коров, а, к примеру, у тигра брачные периоды бывают максимум дважды в год.
А почему человека трудно отнести к чисто травоядным?
Ну, скажем, про тот же кишечник, который у человека длиннее, чем у хищников, но всё-таки гораздо короче, чем у травоядных. Да и пищеварительный тракт человека, включая устройство желудка (однокамерный) существенно отличается от тракта животных - "злостных вегетарианцев". Кроме того, взгляните на свои собственные зубы, и без труда обнаружите четыре клыка: зачем они травоядному? Конечно, клыки скорее напоминают некий рудимент, поскольку не такие длинные, как у хищников, но - тем не менее, если рассуждать с генетической точки зрения... то инстинкты хищника и охотника у человека явно являются врожденными и просыпаются особенно у мужчин, когда они попадают в среду, где приходится выживать и добывать себе пропитание первобытным способом.
Можно также обратить внимание на посадку глаз. У млекопитающих-хищников глаза расположены прямо, для них это более характерно: особи приходится выслеживать добычу, определять точное расстояние до нее. Для травоядных же более характерно расположение глаз по бокам, для увеличения обзора, дабы вовремя заметить опасность.
Кроме того, по-видимому, следует все-таки признать, что хищнические инстинкты являются мощным стимулом развития интеллекта и смежных (близких) к нему слоев психики. Все-таки травоядные животные, как правило, туповаты, потому и держатся стадом, в то время как хищники - в большинстве случаев одиночки и очень смышленны, даже хитры; ну максимум, научились охотиться небольшими группами (стаями), напоминающими хорошо организованный отряд (например, волки). Среди людей наблюдается нечто подобное по части развития: чем менее развит человек, тем больше он нуждается в "обществе", то есть, тем больше в нем всевозможных стадных инстинктов... Впрочем, меня куда-то понесло не по теме...
Честно говоря, я не биолог и знаком с этими вещами не слишком глубоко, да простят меня люди, разбирающиеся в них более квалифицированно. Я здесь подходил больше с философской точки зрения. А традиционная философская точка зрения гласит, что человек, питающийся мясом, становится более агрессивным, более страстным, азартным - то есть, становится ближе к зверям-хищникам по складу психики. Вопрос в том, насколько ему это нужно? Если он - воин, борец, то, наверное, мясоедение для него будет иметь смысл. А вот если он занимается духовными практиками, то тогда неизбежно встанет перед проблемой отказа от мясного рациона, который будет ему весьма сильно мешать в продвижении по пути развития сознания. К тому же у человека, который поднялся по лестнице духовного развития хотя бы на уровень «выше среднего» (скажем, до осознанного восприятия энергий, проходящих через Анахату), с развитием таких качеств личности, как милосердие и сочувствие, - появляются проблемы с убийством другого живого существа, поскольку чужую боль он способен воспринять достаточно близко к сердцу. И все эти вещи оказывают существенное влияние не только на его рацион питания, но даже на способы физиологического усвоения пищи. Интересно бы провести исследование на предмет зависимости рациона питания от уровня духовного развития индивида. Впрочем, такие исследования вряд ли можно провести в рамках современной официальной научной парадигмы, поскольку непонятно, в каких единицах измерять «уровень духовного развития». А жаль: зависимость явно прослеживается. :)))
В последние десятилетия стали появляться концепции о "плодоядности" человека, т.е. приводятся аргументы, что организм человека "заточен" именно под поедание плодов: фруктов, орехов... Дескать, они в организме лучше всего усваиваются. Да, вполне жизнеспособная точка зрения, но тоже имеющая свои ограничения: люди живут в разных климатических поясах и широтах, и для какого-нибудь чукчи или эвенка, потомственного оленевода, для которого олени - это и еда, и одежда, и жилище, и заработок, разглагольствования о "любви к животным" и отказе от мясного рациона будут выглядеть, мягко говоря, скорее странно, чем искренне. Гитлер, между прочим, тоже был вегетарианцем...
Ну, про всяких там солнцеедов и праноедов в данной статье мудро умолчим, это тема заслуживает отдельного рассмотрения.

В заключение могу сказать, что обсуждение вегетарианства с точки зрения морально-этических норм - занятие бесперспективное, такое же, как философские споры о том, что есть «добро» и что есть «зло». Потому что морально-этические оценки слишком часто бывают обусловлены критериями культуры, воспитания, индивидуальных наклонностей, средой обитания, климатическими условиями... да и просто наличием/отсутствием чувства юмора. :)))
Previous post Next post
Up