Нашла еще кино об особых...
Фильм 1963 года, черно-белый.
Режиссер - знаменитый Джон Кассаветис, это один из его первых фильмов.
Смешанные чувства вызвал фильм. Буквально с начальных титров: "Снят при содействии управления по умственной гигиене штата Калифорния"...
Ну да, фильм об интернате для умственно-отсталых детей.
Родители привозят туда своих "не таких" чад и оставляют на попечение очень ответственных педагогов, которые не только слюни деткам вытирают, но и учат их плести корзиночки и даже читать и считать.
Основная история - о мальчике, которого "сдали" и забыли родители, изнемогшие "в борьбе"..."Борьба" заключалась в том, что сына повозили по врачам (кажется, прошли трех-четырех светил), получили от всех вердикт "умственно-отсталый" и поспешили от него избавиться. Правда, подано это под соусом большой, но чистой любви (мать страдает, но почему-то к сыну не приезжает, отец вообще заявляет, что лучше бы его сын умер)... Что ж, такая у них любовь. Трагическая.
А мне понравилось, как об этом сказал еще один персонаж фильма: родители считают, что такой ребенок в семье - это трагедия. А ребенок не знает, что он - трагедия.
Директор интерната за детей - горой! Показательна сцена, когда чиновники приезжают с проверкой и начинают задавать вопросы типа "сколько из этих детей смогут вести нормальную жизнь?", а директор говорит об относительности нормальности и что эти дети имеют право на помощь в любом случае - впишутся они в общество или нет.
И тут у меня пошло сплошное дежавю... Потому что 50 лет назад в Америке чиновники тоже подсчитывали, сколько денег государство тратит на каждого такого ребенка, который впоследствии еще неизвестно, принесет ли какую-то пользу этому самому государству. В фильме даже озвучена цифра - 2 700 долларов в год!
И как прекрасно-знакомо прозвучали слова директора интерната: "Впечатляющая сумма, но не настолько, если сравнить ее с той, которая тратится на автодороги, государственные памятники, места отдыха и развлечения".
Заставила задуматься позиция педагогов: умственно отсталому ребенку лучше быть в коллективе себе подобных, чем в семье, где нет социализации. Семья - это тепличные условия. Вырастая, такой человек не сможет жить в обществе и пополнит интернаты для взрослых умственно-отсталых...
Что все-таки важнее для ребенка: любовь или "дисциплина", чтобы он чувствовал себя счастливым здесь и сейчас или чтобы он в будущем смог жить в обществе? Похоже, 50 лет назад в США еще не могли ответить на этот вопрос. Но задавались им!!!
В общем, очень все неоднозначно, но интересно, через какие идеи и заблуждения прошла в этом вопросе Америка. Рекомендую всем, работающим и живущим с особыми детьми, как некий повод для размышлений.