Почему Остап Бендер грезил именно о Рио-де-Жанейро?

Dec 12, 2009 01:19


Тимур Нуманов




«Ведь доводилось же мне и раньше, причем не раз, повидать экзотические страны, да и саму командировку в Бразилию изначально воспринял без особого энтузиазма, даже как-то привычно - неспешно размышлял я в самолете на вылете из Рио-де-Жанейро, смирившись с предстоявшим многочасовым трансатлантическим перелетом. - Почему же именно эта поездка вызвала столько положительных эмоций, оставила такие незабываемые впечатления?!»

Возвратившись домой, с интересом стал искать в Интернете отзывы побывавших здесь русскоязычных туристов и, как водится, нашел абсолютно полярные оценки. Не нашел только равнодушных - город как будто предназначен для того, чтобы оставить неизгладимый след в памяти. Вот только разнятся акценты да так значительно, что кажется, что не может один и тот же город иметь столько ипостасей.



Наверное, все-таки потому, что это удивительный и необыкновенный город. Не буду спорить с классиком, так как в Греции не бывал, но в Рио действительно есть все! Здесь каждый найдет все, что пожелает увидеть: трущобы и суперсовременные небоскребы, нищету и роскошь, тесные улочки с километровыми пробками и безбрежный горизонт, первобытную простоту и изощренную цивилизацию, первозданную природу и мегаполис, высокое искусство и самобытный фольклор, христианскую мораль и откровенный разврат, спокойный задумчивый рассвет и кипящую ночную жизнь, антисанитарию и изысканный комфорт... А еще вечную тропическую зелень, белые скалы, красную землю, белый песок, словно нарисованные небо и парной океан. А еще разных-разных людей со своим совершенно неповторимым менталитетом и размеренно-праздным образом жизни.



Туристические фирмы предоставляют услуги по организации всевозможных туров в Бразилию: помимо традиционного осмотра местных исторических и культурных достопримечательностей - экологический туризм, экстремальный - востребованный фанатами альпинизма, дайвинга и серфинга, гангстерский - по кварталам (фавелам), куда местная полиция не кажет носа даже днем, фольклорный - для любителей энтомологии, футбольный, танцевальный и т.д. В конце концов, эротический - причем по всем направлениям, как традиционным, так и наоборот.

Еще в самолете я стал обдумывать статью для читателей «Школы жизни», так не терпелось мне поделиться своими впечатлениями от увиденного! Однако не так-то просто оказалось разложить их по полочкам, еще сложнее уместить в таком сжатом формате. Неожиданно на помощь пришли многоуважаемые коллеги-авторы, которые уже публиковали свои захватывающие истории о достопримечательностях, карнавале, прошлом и современности. Поэтому я решил остановиться на изложении личных наблюдений по терзавшему меня еще на пути в далекую Южную Америку вопросу: «Почему Остап Бендер так грезил именно о Рио?».




Кариоки, как гордо называют себя уроженцы Рио, очень доброжелательный и спокойный народ. Живя в огромном мегаполисе с населением больше 13 миллионов человек, не считая туристов, им невдомек, что такое суета и раздражение. Посетители гипермаркетов в часы пик безо всяких негативных эмоций привычно обходят по соседнему ряду страстно целующуюся парочку, которой приспичило выразить свою нежность друг другу прямо на подходе к загруженной кассе. Водители терпеливо простаивают повсеместные пробки, спокойно реагируют на отсутствие всяких правил, и им даже в голову не приходит воспользоваться сигналом своего автомобиля.

Стюардессы местных авиакомпаний могут подолгу по-дружески общаться между собой, «случайно встретившись» в проходе между креслами самолета в самый момент разноса ужина пассажирам. Девушки будут мило щебетать до тех пор, пока их не одернет какой-нибудь иностранец. Бразильцы так никогда не поступят - менталитет, знаете ли...




Оговорюсь сразу: поначалу такое поведение местных жителей, по инерции с нашей действительностью, и вызывало с моей стороны с трудом скрываемое раздражение. Все-таки мое появление в Рио было, прежде всего, вызвано так сказать производственной необходимостью, но решать служебные вопросы в том ритме, как у нас, здесь просто невозможно. Бразильцы - это, конечно, не немцы, они просто не знают что такое пунктуальность и педантизм. Нанятый автомобиль придется ждать часами, при этом он может появиться у отеля только на следующий день, тогда как ответственный представитель, еще вчера настаивавший на исключительной деловой репутации своей транспортной фирмы, невозмутимо будет убеждать вас, что водитель был точно в назначенный час и, не дождавшись или разминувшись, был вынужден уехать.

Есть большая вероятность того, что деловое свидание не состоится в обусловленное время, а ваш визави еще долго не ответит на звонок своего мобильного. На следующий день он не станет виновато оправдываться за сорванную встречу, а просто скажет, что был занят, и будет очень удивлен вашему справедливому негодованию, потому что искренне не считает это за проявление неуважения - просто они так живут...




Планируя дела, вы должны учитывать как незыблемую данность тот факт, что три дня в неделю - пятницу, субботу и воскресенье в Бразилии не работает даже полиция, и тогда ваш звонок как раз и может быть воспринят не только как неуважение, но и чуть ли не как личное оскорбление. В государственных структурах сложно найти чиновников с утра, как правило, они появляются на работе после 10 часов и это совсем не означает, что они сразу приступают к своим обязанностям. И вовсе невозможно отыскать их во время законной послеобеденной сиесты!

Кариоки доброжелательны и отзывчивы, но это не означает, что они просты - даже наоборот, очень предприимчивы и не преминут воспользоваться простодушием иностранного туриста. Обратитесь за подсказкой к любому прохожему, и он, сама любезность, совершенно точно предложит лично сопроводить вас до нужного места, по дороге проконсультирует по любым вопросам, но держите ухо востро! В заключение вашего знакомства он потребует гонорар, однако, встретив вежливый, но твердый отказ, не будет громко возмущаться, перебирая вашу родословную как житель Шанхая, напротив станет уважать еще больше. Широко улыбаясь, угостите его сигареткой, благодарно похлопайте по плечу - и он станет вашим другом.

На рынке не спешите выложить озвученную сумму за тот или иной сувенир - поторгуйтесь, торг здесь приветствуется. Продавец сначала, как психолог, должен оценить размер вашего кошелька и хватку, иначе вы рискуете переплатить в несколько раз. Торговец в лотке, увешанном футболками, на первый вопрос называет определенную цифру, и в зависимости от реакции покупателя следующая точно такая же майка будет стоить либо дороже, либо дешевле. И так далее, пока вы действительно не нащупаете его стоп-цену или не станете разочарованно отходить в сторону другого лотка. Его цель - продать безделушку и, конечно, продать ее как можно дороже, но первичнее все-таки стремление реализовать. Тем более, что в Рио преобладают туристы не из постсоветского пространства, считающие каждую копейку, а не стесненные в средствах североамериканцы и европейцы. Не исключено, что «на ваше счастье» под прилавком как раз залежался заинтересовавший вас товар в штучном исполнении из совершенно эксклюзивной партии, которую он раньше продавал по более приемлемой цене.

Аналогичная ситуация в отелях, где официально указанная в прайсе стоимость номера также не является окончательной. К примеру, в Интернете давалась примерная схема для снижения цены: «Не стесняясь, уверяйте портье в том, что буквально в соседнем квартале вам предлагали такой же номер, но на двадцать реалов дешевле, и не корите себя за ложь - он вам тоже правды не скажет».

Был и такой наглядный пример. Мы с компанией решили скромно отужинать в одном безлюдном ресторанчике уровня ниже среднего. Заказали какие-то салатики и горячие блюда, все это под литр «Абсолюта». Представьте наше удивление, когда подошедший официант презентовал нашему столу точно такую же бутылку «за счет заведения», объяснив, что мы должны заплатить лишь какой-то акцизный налог в размере 6 реалов (3 доллара США). Само собой, мы с благодарностью согласились. Через некоторое время за презентом последовал второй. Находчивые ребята с радостью стали «тырить» дешевую водку по сумкам - улыбчивый официант неизменно приносил новый подарок.




Еще больший сюрприз нас ожидал в момент оглашения счета за ужин, который оказался значительно больше ожидавшегося по причине включения в него полного объема презентованного «Абсолюта» по цене, в разы превышающей рыночные. На наше недоумение кассир невозмутимо сослался на то, что официант (который к этому времени благополучно исчез) «видимо, что-то перепутал». Нетронутые напитки принять обратно он категорически отказывался и шантажировал вызовом полиции. Через полчаса наших переговоров, когда мы уже сами настаивали на приглашении представителей правопорядка, он «пошел нам навстречу». В итоге пришлось заплатить за выпитое сверх предполагавшейся нормы спиртное по установленной им цене, остальное он забрал обратно.

Вышеизложенные первые впечатления о Рио и сформировали у меня скорый ответ на исследуемый вопрос: я был убежден, что Великий комбинатор чувствовал бы себя здесь как рыба в воде. Однако покидая солнечный берег, я подумал, что уже лучше разбираюсь в «особенностях национальной рыбалки», и сейчас, освежив в памяти нетленное творение Ильфа и Петрова, склонен высказать несколько иную версию.




Делая последние снимки Рио уже на борту самолета, я вновь возвращался к вопросу, интересовавшему меня еще в самом начале поездки: почему же Остап Бендер так грезил именно о Рио, как о хрустальной мечте детства, и не позволял другим касаться ее своими лапами?! Почему его праотцы-соавторы Ильф и Петров, к слову, сами никогда не бывавшие в Бразилии, создали этому городу такой пленительный образ не только на 1/6 части суши, но и среди поклонников русской и советской литературы, а позже и кинематографа?!

Скорее всего, артистическая и возвышенно-романтическая натура Бендера, который все-таки собирался попасть в Рио небедным человеком, искала публику, которая здесь удивительно благодарная, живая и абсолютно не консервативная.

Исторически так сложилось, что прежняя столица Бразилии никогда не знала войн, крупных социальных потрясений и природных катаклизмов. Наоборот - вечное лето, обилие ресурсов (еды, воды, чистого воздуха и земли) не вынуждало потомков аборигенов, португальских конкистадоров, многочисленных африканских рабов и просто искателей лучшей жизни потом и кровью отвоевывать себе место под солнцем. Здесь оно предоставляется всем просто по праву появления.




Видимо, по этой причине кариоки так беззаботны и счастливы. Возможно, у них с молоком матери взращивается в характере особая умиротворенность - какая-то кипучая энергия и жажда жизни. Вглядываясь в безбрежный океан с внезапно меняющимся, а главное, не зависящим от человека настроением, в какой-то момент я остро ощутил себя маленькой песчинкой перед этой могучей стихией, с легкостью переворачивающей тонны таких же частиц. И только стоило об этом подумать, как следующая пенящаяся как парное молоко волна словно унесла с собой мои заботы и переживания - привычный практически с самого детства и порой даже не осознаваемый груз, сидящий в самом подсознании.

Примерно такую же мысль о суетности бытия и всеобщей предопределенности проповедует религия (которой я, будучи верующим человеком, самой собой, не противник), но взамен внушает покорность, вину за первородный грех и табуирует поведение. В моем случае произошло нечто иное - от этого избавления солнце засветило ярче и ласковей, дышаться стало легче, захотелось жить и наслаждаться каждым моментом срока, отпущенного этой неподвластной и своенравной стихией.




Обернувшись на пляж, я только утвердился в своем выводе: по сравнению с иностранными туристами здесь больше местных жителей, которые, казалось, не имеют даже представления о суете больших российских городов, не спешат на работу или домой, не торопятся занять очередь в магазине или в транспорте. Здесь нет места для серых будней, а люди работают ровно столько, чтобы хватало на жизнь, а не живут ради работы.

Как выражался командор: «мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон под названием «У моей девочки есть одна маленькая штучка» и ...о чем говорить! Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах. Я хочу отсюда уехать. Мне скучно строить социализм». Кажется, что единственное, к чему они относятся по-настоящему серьезно - это игра любимой футбольной команды.

В отличие от жителей других бразильских прибрежных городов, кариоки обожают свой океан и время с пятницы до понедельника проводят на пляжах, где, как в бане, все равны: и преуспевающий клерк, и бездомный босяк. Бразильянки в плавках, название которых в переводе звучит как «нитка для чистки зубов», очаровательны, влюбчивы и легкодоступны. На любое обращение отвечают такой улыбкой, что с непривычки можно ее неверно истолковать. Пребывание на пляже - состояние беззаботного счастья, когда кажется, что все хорошо, а дальше, несмотря ни на что, будет еще лучше.



Своим нравом и темпераментом кариоки заметно отличаются от прочих соотечественников. Они легче относятся к жизни и более раскрепощены (мало кто в Рио соблюдает любые запреты, в том числе правила дорожного движения), а еще они очень общительны и дружелюбны: завязать беседу можно с кем угодно, через пять минут вы уже лучшие друзья, на следующий день вместе пьете пиво. Хотя, как я уже отмечал в первой части, если вас пригласили в гости, это вовсе не означает, что в назначенное время хозяин будет дома.




Жители Рио напоминают детей - выросших, но не повзрослевших. Они большие мастера по организации разных праздников и с их фантазией сложно тягаться даже японцам - на крайний случай они могут праздновать то, что давно (недели две) не было никаких праздников. В общем, повод всегда найдется - желание у всех тоже всегда есть (заметьте, не выпить, а повеселиться). Так что жизнь - сплошной праздник. А Рио - город вечной радости и всеобщего благолепия. Карнавал здесь продолжается всегда. Он и есть сама жизнь. Поэтому местные жители необычайно радушны и приветливы.




Кариоки просто наслаждаются самой атмосферой ничегонеделания и полной свободы. Такой свободы, которую не отыскать больше нигде в мире. Свободы, непостижимым образом родившейся в стране, в которой еще 120 лет назад больше половины населения было рабами. Именно этим чувством легкости и наслаждения жизнью поразил и заразил меня этот неповторимый и удивительный город. Мне кажется, что я понял авторов «Золотого теленка», стремившихся обеспечить «командору легкую, безалаберную жизнь на берегу теплого океана, в воображаемом городе детства, среди балконных пальм и фикусов Рио-де-Жанейро».

А посему, если вас вдруг захлестнет проза жизни, покажется что, ничего интересного в ней уже не осталось, а «Шепетовка - это последний город, о который разбиваются волны Атлантического океана», скажите себе радостно, как когда-то Бендер: «Довольно психологических эксцессов, довольно переживаний и самокопания. Пора начинать трудовую буржуазную жизнь. В Рио-де-Жанейро!». Чтобы затем вернуться в свою холодную Жмеринку с зарядом оптимизма и в сложные моменты с легким чувством сыронизировать: «Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже».

Такие необыкновенные мысли навеяла на меня командировка в Бразилию и породила неодолимое желание вновь приехать сюда, но уже в качестве беспечного туриста, чтобы ничто не отвлекало от красивой иллюзии, что жизнь - это праздник!

Авторская статья. Впервые была опубликована здесь и здесь. Фото и коментарии еще здесь и здесь.

Остап Бендер, ШколаЖизни.ру, путевые заметки, Рио-де-Жанейро, Бразилия

Previous post Next post
Up