Еще немного о ФБМ

Mar 29, 2019 23:08

Концертная редакция мотетов Делаланда была создана гораздо позже - в 20-е годы XVIII века. Она была опубликована в издательстве Boyvin в 1729 году в Париже. В новой редакции Делаланд изменил средние части мотетов, превратив их в арии и речитативы в сопровождении облигатных инструментов и бассо континуо. Кроме того, он усложнил имитационные элементы, добавив большее количество сольных вступлений голосов и инструментов, даже в хоровых эпизодах. Если в первой редакции оркестр лишь дублировал партии хора, поддерживая и задавая им тон, то в новой редакции, оркестр совершенно независим от хора и исполняет свою, совершенно отдельную роль.



Во Франции XVIII века активно развиваются концертные общества, основанные как в Париже, так и в других городах Франции. Фактически, Делаланд превратил монолитные по структуре полифонические произведения, в многочастные духовные «концерты» эпохи барокко, состоящие из набора речитативов, облигатных арий и дуэтов (подобно модели, предложенной пастором Эрдманом Ноймайстером).

Новое концертно-театральное обличье церковной музыки позволило ей звучать не только в церкви, но и выйти на концертную эстраду. Мотеты Делаланда помимо богослужения звучали также и на концертных площадках. Во Франции в XVIII появляется большое количество концертных организаций, как в Париже, так и в провинции. Мотеты Делаланда входили  в постоянный репертуар подобных концертов. В то же время, в концертной обстановке мотеты исполнялись в измененном варианте. Таким образом, эволюция Большого мотета в творчестве Делаланда позволяет отнести его к жанру Духовного концерта, по аналогии с Духовными концертами других католических и протестантских стран (как предназначенными для исполнения за богослужением, так и не предназначенными для этого).
Исполнение литургических текстов положенных на музыку, театральную по стилистике, является свидетельством глобального переосмысления обществом назначения церковной службы и её искусства, произошедшего, в том числе, под влиянием философии Просвещения.  Исполнение Больших мотетов в будничном богослужении в королевской капелле (даже и в изначальной редакции) носило концертный характер, в том числе потому, что оно не было связано с богослужением дня. Король и придворные приходили в капеллу не только и не столько для того, чтобы поприсутствовать на службе, столько для того, чтобы послушать красивую музыку, особенно эффектно звучащую в украшенной красивыми фресками и барельефами королевской капелле. Но то же самое происходило не только в королевской капелле, но и во многих других католических храмах того времени. Так, в Париже, люди  приходили в церковь, чтобы послушать того, или иного известного органиста, об игре которого они были оповещены заранее.      
    Во многом, эта концертная редакция похожа на произведения, написанные в духовных жанрах в XVIII веке в Германии, такие как кантата и оратория, или антем в Англии. В частности, на духовные кантаты Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), которые по своей структуре можно сравнить с Большим французским мотетом.

xviii

Previous post Next post
Up