Дом в котором я живу

Nov 19, 2022 19:17


Дом, в котором живу, типовая для Воронежа панельная многоэтажка. Такие дома в народе ещё называют «чешками». Это значит, что дома этих проектов были спроектированы при участии чешских архитекторов, тогда, ещё во времена СЭВ. В типах панельных многоэтажек по чешскому проекту обязательно планировались лифт и мусоропровод. Здания, оборудовались газовыми плитами и несколькими односторонними подъездами. На этажах размещалось по четыре квартиры.



Дом в котором я живу памятник эпохи и наследие технической революции в области индустриализации жилищного строительства в Союзе Социалистических Республик.



Все знают и достоинства, и слабые места таких зданий: свистящие межпанельные швы, тонкие холодные стены и стареющие системы централизованного отопления.

В новом, текущем времени с этими «достоинствами» уже научились бороться. Со временем забывается история проектирования и строительства любых зданий. И мне показалось занятным узнать историю своего дома. Не краеведческую, нет. А прям вот захотелось понять, кто придумал в Советском Союзе строить панельные дома и зачем? Изначально ответ формулировался так: «Олег, ну чего ты хочешь. «Типовая застройка. Страна хотела всех расселить. На всем экономили. Вот и придумали строить коробки, типа твоей».



Панельками разного типа застроены множество спальных районов всех больших городов.

Действительно, фактически всё происходило после Великой Отечественной Войны. В 1958 году по стране начинается массовое строительство крупнопанельных домов. Появляются всякие Домостроительные комбинаты, и дома начинают возводиться, как из конструктора. Представляете, во всех вместе взятых Республиках Союза в период с 1959 по 1962 гг. было возведено порядка 200 заводов крупнопанельного домостроения. Даже возникает целая отрасль народного хозяйства - промышленное крупнопанельное домостроение. По факту в стране происходит настоящая техническая революция в области индустриализации жилищного строительства.

Ну а «брежневки», тип моего дома, не путать с «хрущевками», появились позже. Дома с квартирами этого типа являлись желанными для многих и «доступным жильем». И всё-таки, в СССР панельные дома строились как временное решение. К тому же, утверждение, что панельные жилые дома и в частности «брежневки» были исключительно советским феноменом, не верны. Идея массового крупнопанельного домостроения стала синтезом сразу нескольких идей, пришедших к нам из Европы. У нас в Советском Союзе её подхватили и развили. Да, в СССР подобные дома строились в несоизмеримо больших количествах и стали градообразующей тенденцией.



Знаменитый панельный «Ажурный дом» в Москве на Ленинградском проспекте 27.

Мировая страница панельного строительства выглядит так. Экспериментальное панельное строительство было придумано в высшей школе строительства и художественного проектирования Баухауз. В начале 30-х годов в СССР работало множество архитекторов из Германии, в том числе выпускников этой знаменитой школы. Одновременно с этим в СССР работает американский архитектор Альберт Кан. Он проектирует новые заводы и параллельно делает проекты жилых домов для рабочих этих производств. Советские архитекторы также проводят опыты по экспериментальному блочному жилому строительству. В 1927 году в Москве архитекторы Буров и Блохин строят несколько шестиэтажных жилых домов, стены которых сложены из крупных блоков. 1939-1941 г.г. они же строят знаменитый «Ажурный дом» на Ленинградском проспекте 27. Но тут случилась война. А после войны перед страной стояли уже иные задачи. Нужно было строить и строить много. Но и тогда вопрос декорирования фасадов ещё считался важным. Поэтому прототип «хрущёвки» был «панельным» и выглядел как типичный сталинский дом: гирлянды под окнами, пилястры, закрывающие швы.



1953 год панельный прообраз "хрущевки", дом на Хорошовском шоссе в Москве.

И все-таки именно Хрущев привез из Европы и США основу новой идеи массового типового крупнопанельного домостроения СССР. Дома подобного типа строились во Франции, Германии, Швеции и Америке. И стандарты для них разрабатывали отнюдь не инквизиторы. В 1952 году по проекту известного архитектора Ле Корбюзье построена «Жилая единица в Марселе». Именно Ле Корбюзье разрабатывает систему пропорций «модулор», согласно которой, минимальная высота потолка квартиры составляет 2,26 м, а минимально-достаточная - 2,48. Но «жилая единица» в массовое строительство не пошла.



В 1952 году по проекту архитектора Ле Корбюзье построена «Жилая единица в Марселе».

В СССР подхваченную идею довели до логической точки, а масштабы строительства сделали действительно промышленными, в соответствии с задачами и потребностями страны, которые заключались в массовом переселении миллионов граждан во временное отдельное жильё. И с этой задачей брежневки справились отлично. Но если в Европе их прототипы через 25-30 лет были заменены на новые дома, как и предполагалось, то в СССР к моменту наступления срока их замены сначала случилась «перестройка», а затем и полный развал страны. А пока обновлённые и современные панельные дома продолжают строить не только у нас, но и по всему Миру.

Мой дом - проект старой индустриальной многоэтажки 90-й серии, возведен воронежским Домостроительным Комбинатом (ДСК) в 2002 г. Квартиры-чешки, т.е. «улучшенные хрущевки».

Идею построить мой панельный дом придумали в знаменитой школе Баухауз.

Высоту моей квартиры рассчитал французский архитектор Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, которого многие называют гениальным Ле Карбюзье.

Для того, что бы запустить в серию и начать строить дома, как мой, Хрущев специально съездил в Америку, подсмотреть, как там у них живется людям. Но что бы, был построен мой дом, Советский Союз вначале построил специальную отрасль - промышленного крупнопанельного домостроения.

Поэтому по факту мой дом оказался памятником эпохи, точнее сказать, наследием технической революции в области индустриализации жилищного строительства. Вот такие дела.

П.С. А герметичность межпанельных швов мы научились восстанавливать. Научились грамотно утеплять стены. Осталось только реализовать проект погодного регулирования узлов учета тепла.

Такое архитектурное высказывание получилось.

Воронеж, ЖКХ, дома чешского проекта, история, архитектурное наследие, архитектура

Previous post Next post
Up