Вокруг Москвы

Sep 16, 2023 00:21


В минувшие выходные Москва отмечала день города и проводила выборы мэра. Я же, пользуясь тем, что у меня пока есть льготный безлимитный проездной на городском транспорте столицы, в субботу 9 сентября решил попробовать воплотить в жизнь давнюю задумку - в научно-познавательных целях объехать на автобусах Москву по периферийным районам. Цель - узнать, сколько для этого понадобится времени, сколько придётся сменить маршрутов и действительно ли безлимитный проездной такой уж безлимитный.

Объехать Москву предстояло по часовой стрелке, начав с района станции метро Тропарёво на юго-западе столицы. Главное условие, которое я себе поставил: перемещаться на автобусах, проходящих по маршрутам максимально близко к МКАД, но за МКАД не выезжать. Решил, что на МКАД выезжать можно, иначе путешествие явно затянется, поскольку на пути немало крупных препятствий (извилины Москвы-реки, Химкинское водохранилище, заповедник "Лосиный остров", промзона Капотни и другие), которые пришлось бы слишком уж долго объезжать. Пересаживаться же с автобуса на автобус только внутри МКАД. Также решил по возможности выбирать наиболее протяжённые маршруты, т.е. чтобы как можно дальше уехать за раз [подсказка: карта в конце заметки].


Я быстро накидал по Яндекс-Картам примерную схему передвижения, отметил наиболее подходящие маршруты (реальность, конечна, внесла коррективы), зарядил телефон (чтобы записать gps-трек) и, наивано полагая, что смогу уложиться часов в шесть, максимум восемь-девять (будем считать, что это гипотеза), около 12.00 субботы отправился в путь. На остановку "Тропарёво", отправную точку моего пути, расположенную на улице Академика Анохина, прибыл примерно в 12.07.  От Тропарёво длинных маршрутов в западном направлении нет - в основном они от Юго-Западной, бывшей конечной станции метро, и я рассчитывал сесть на автобус 520-го маршрута, а затем в районе Востряковского кладбища перейти на другую сторону улицы, где "поймать" автобус длинного 554-го маршрута, на котором можно доехать аж до Крылатского. Однако 520-й (по Яндекс-картам) обещал быть нескоро, и я принял решение ехать на любом автобусе, следующем до метро Озёрная.



В 12.19 прибыл автобус 329 маршрута, на нём я и начал свою поездку. Водитель лихо промчал мимо первых нескольких остановок, не все из которых были пустыми. Я включил запись GPS-трека, надеясь, что на периферии города сигнал будет работать (в пределах Садового кольца с весны не пишет по известным причинам), и маршрут запишется. В электронном блокноте стал заносить пометки о номере маршрута и времени отбытия / прибытия.

На остановку возле метро Озёрная автобус примчал в 12.37. Можно было, конечно, подождать какого-нибудь прямого автобуса, чтобы не выезжать преждевременно на МКАД, а поехать прямо через Очаковский путепровод, но то ли нужно было долго ждать, то ли я не обнаружил сразу подходящего маршрута, всё же перешёл по подземному переходу на остановку на Мичуринском проспекте и всего через 3 минуты уехал на 718 автобусе до остановки "Востряковское кладбище" возле МКАД.


Остановка "Востряковское кладбище", несмотря на своё положение, оказалась довольно оживлённой остановкой - кроме близости к МКАД, здесь проходит сразу несколько маршрутов, соединяющих "внетреннюю" Москву с "внешней": районом Солнцево и другими.


Постоять пришлось тут немало - 18 минут. Хорошо, что было тепло. На остановке (как и на некоторых других) висел плакат с игрой в эрудит, где надо было найти 12 слов о московском транспорте. С ходу не нашёл. А, видимо, какие-то дети даже и не пытались.


Наконец прибыл следующий, уже 3-й по счёту автобус, 554-го маршрута, и путешествие продолжилось. Ехали через промзоны, жилые районы, мимо Кунцевского рынка, народу то прибавлялось, то убавлялось, в итоге я вышел из автобуса на остановки возле станции метро Крылатское. Крылатское - довольно приятный район, но задержаться здесь не пришлось - буквально через минуту подошёл м35. Минуло полтора часа пути.


Нужно сказать, что от Крылатского до Строгино в рабочие дни можно уехать с пересадкой на автобус, идущий через МКАД (398 маршрут), однако в выходные без выезда за МКАД этого сделать нельзя. А потому и был выбран "кривой" путь с пересадками на улице Генерала Глаголева и возле метро Щукинская.

Вот остановка "Улица Генерала Глаголева". С весны в Москве наблюдается очень много рекламы, призывающей пополнить ряды вооружённых сил.


Необычное здание на противоположной стороне проспекта Маршала Жукова, где располагается остановка.


Отсюда автобус 60 маршрута довёз меня до Щукинской. Это был самый худший автобус за всю поездку - везла какая-то колымага, требующая ремонта (хотя с виду и не скажешь) - трясло только так, аж укачало. Мимо проносились избирательные участки, которые охраняла полиция с автоматами. Встретилась и строящаяся линия метро (будущая Рублёво-Архангельская, по-видимому).


На Щукинской сразу перешёл на другую сторону улицы, где на остановке курил водитель синего автобуса следующего нужного мне маршрута - под номером 640. Вообще, изначально я планировал доехать отсюда до метро Строгино на 683-м, а затем пересесть на 631-й, через МКАД идущий до станции МЦД Трикотажная, однако, обнаружив, что есть более длинный, но сразу пролегающий через Строгино на Трикотажную маршрут, воспользовался им.


640-й проходит фактически через весь район Строгино, делая заезд к зданию с надписью "трамвайное депо" в южной части района. Пейзажи за окном однообразные, но радовали пассажиры: вначале школьники-семиклассники, предложившие едущим куда-то первоклашкам поменяться классами, потом мужичок, вовсю проклинавший провожавшую его даму.


Затем автобус выехал на МКАД, пересёк Москву-реку и в 15.30 высадил меня возле каких-то небоскрёбов.


Сначала я собрался ожидать следующего автобуса, но вдруг выяснил, что он идёт не с этой остановки. Пришлось прогуляться: через подземный переход под Волоколамским шоссе, по наземному переходу через железнодорожные пути второго диаметра. Прямо возле остановки велись строительные работы.


Отсюда путь лежал на Планерную. Можно было уехать через Светлогорский проезд и улицу Героев-Панфиловцев, сменив два маршрута, или на одном, но пройдя до следующей остановки пешком, однако я выбрал маршрут 368, хотя и пришлось его подождать опять целых 18 минут.

Возле метро Планерная находится большой торговый центр. Здесь я планировал сделать перерыв. Следует заметить, что я поступил довольно легкомысленно, не взяв с собой ни еды (если не считать случайно оказавшихся в рюкзаке трёх леденцовых конфет), ни  воды - по городу же передвигаюсь! Да ещё и зарядное устройство для телефона оставил дома - во многих автобусах можно подзарядиться от USB-портов. А вот едой-водой подзарядиться оказалось особо негде - на остановках, как правило, нет ни ларьков, ни киосков, до магазинов обычно далеко. В ТЦ "ТПУ Планерная" выяснилось, что я либо теряю почти час, либо еду дальше - поэтому ограничился лишь посещением туалета за 30 рублей (платные туалеты внутри ТЦ в Москве, пожалуй, редкость; они сохранились в местах, частично оставшихся в атмосфере 90-х годов, как этот торговый центр или "Принц Плаза" на Тёплом Стане, да ещё, пожалуй, ГУМ - а ведь это значимая деталь любой поездки!) и пошёл на автобус 173 маршрута, который меня должен был доставить на другой берег Химкинского водохранилища и ожидавшийся с минуты на минуту.

Остановки в ТПУ "Планерная" ютются под стенами довольно монструозного сооружения.


Автобуса дождался, на выезде заметил и несколько троллейбусов: в Москве их убрали, но осталась линия из Химок, заходящая в Москву.


Этот отрезок пути проскочили бытро, через МКАД, и в 16.42 я вышел на остановке "Интернат" по Смольной улице. Нужно было перейти на одноимённую остановку на Прибрежном проезде, что и сделал. Обнаружил её в таком виде:


Детали конструкции лежали неподалёку тут же, под деревьями. Рядом, однако, не было видно и знака остановки, отчего я даже испугался, что на этом моё путешествие и закончится - если автобус проедет мимо, то следующий придётся ждать примерно полчаса. А я для себя решил, что если придётся где-то ждать автобус полчаса, то схожу с маршрута.

Но всё же автобус 270 маршрута здесь остановился, и я благополучно добрался на нём мимо метро Ховрино до остановки "Ижорская улица", где автобус уходил на юг, а мне нужно было восточное направление. Остановка находилась в промзоне, вблизи теплоэлектростанции:


Поглядев на карту Москвы в телефоне, понял, что не проехал ещё и половины пути, а дело шло к вечеру, хоть на самокат садись для ускорения, чему последовал один из пассажиров, вышедших из автобуса на остановке. Самокатов в Москве много.


Плакат на остановке, хотя и был посвящён совершенно другому, как бы подсказывал: не сдавайся!


Ну и наконец, спустя ровно 5 часов с момента посадки в первый автобус у Тропарёво, я отъехал от остановки на Ижорской улице на автобусе маршрута №559. Автобус пришёл полный народу, в основном ехала молодёжь. Если до этого я ехал исключительно сидя, то тут пришлось постоять, причём у дверей, но продолжалось это всего 5 минут, так как на остановке "Лобненская улица", конечной для ряда маршрутов, я увидел только-только подошедший автобус нужного мне маршрута 774, следующего до железнодорожной платформы Лось мимо станции метро Медведково. Это была самая коротка пересадка за всю дорогу.

774-й домчал до Медведково меньше, чем за час. Между прочим, он проезжал мимо новооткрывшейся станции метро Лианозово, и я отметил определённую приятность прилегающего к ней жилого района. К Медведково я уже не только проголодался, но и изрядно подустал, но отступать было некуда - позади Москва. На Медведково вышел, в надежде быстро пересесть на 735-й автобус, который бы через МКАД быстро домчал до Щёлковской. К счастью, Яндекс-Карты не обманули в этот раз, и такой автобус действительно подошёл. Автобус не синий, как большинство в столице, а бело-зелёный, в старой окраске, даже хотел сфотографировать его, но получился только такой кадр, с влезшим в него случайным прохожим:


Короче говоря, где-то здесь, на территории Лосиного острова, и была преодолена середина пути. На МКАД тоже были остановки - входили и выходили люди. Потом автобус съехал обратно "внутрь Москвы" и по улицам с дальневосточными названиями (Камчатская, Уссурийская, Хабаровская - кстати, почему в Москве нет улицы Владивостокской?!) отправился к Щёлковскому шоссе. Здесь я сообразил, что мне необязательно ехать до метро, а можно выйти и пересесть на автобус в сторону Новогиреево раньше. Вышел на остановка "Чусовская улица", а мог, как выяснилось, выйти и раньше, на остановке "Новосибирская улица" - и точно так же продолжать двигаться в нужном направлении, только ближе к МКАД.


Но - как сделано, так сделано. Это была моя последняя пересадка при солнечном освещении. Вскоре подошёл автобус маршрута №449. Он тоже шёл полный народу, от конечной станции метро (Щёлковская) всё-таки следовал. И здесь у меня засбоила оплата безлимитной картой. Вот оно! - подумал я. Наверное, правы были те, кто говорил про ограничение в 10 поездок. Я посчитал: совершал, кажется, 11-ю или 12-ю пересадку. Значит, верно? Так или иначе, один маршрут я проехал "зайцем". На двух следующих оплатил проезд картой "Тройка" (50+25 рублей).

Здесь нужно заметить, что подавляющее большинство пассажиров в московском наземном транспорте проезд не оплачивает. В будние дни и на центральных маршрутах число безбилетников, вероятно, ниже (по личным наблюдениям), а в выходные и на окраинных маршрутах - выше. Сколько езжу: стабильно платят за проезд (прикладывают карту к валидатору) процентов 20-30 вошедших, причём чаще всего это льготники, прикладывающие к валидатору свою социальную карту. Если дифференцировать контингент, то почти никогда не платят за проезд "правильные пацаны" и пролетарско-бандитского вида персонажи, парни с гор и югов, лощёные клерки, накрашенные "курочки"; студенты и школота тоже не всегда оплачивают. Остальной народ - по-разному.

За время субботнего "круга по Москве" при мне не оплатило проезд процентов 80 пассажиров. Я же подстраховывался - вряд ли бы, конечно, субботним вечером мне встретился отряд контролёров (и он не встретился), но у меня всё-таки стояла задача проехать дальше и быстрее, а не разбираться, что делать при такой встрече в случае чего. А контролёров время от времени в транспорте я вижу: штраф за безбилетный проезд - 2000 рублей. Если из 30 безбилетников "отоварить" двоих, то, в принципе, во многом это покроет неуплату остальными 28, но и проезд, правда, тоже недешёвый.

В общем, это было лирическое отступление. Тем временем солнце село, а автобус довёз меня до следующей точки пересадки - остановки "Сапёрный проезд" где-то в Новогиреево.


Из ближайшего дома заманчиво глядел вход в магазин "Пятёрочка". Но Яндекс показывал, что нужный автобус приедет через 3 минуты и, собрав волю в кулак, я не стал терять драгоценное время на поход в магазин, дабы утолить голод... Если б до автобуса оставалось минут 10, то непременно бы забежал туда.


Автобус пришёл - маршрут т64, стало быть, некогда был троллейбус 64. Когда я добрался до станции метро Выхино, уже окончательно стемнело. Оставшуюся часть пути проделал в темноте. В большинстве российских городов в это время уже можно было бы заканчивать путешествие, рискуя позже вообще никуда не уехать. Но это же Москва! Здесь вполне реально уехать на общественном транспорте и ночью, не отовсюду, но это в принципе возможно. А в эту выборно-праздничную ночь ещё и метро круглосуточно работало.


В районе Выхино тоже можно было найти еды и воды, неподалёку светил витринами киоск с надписью "Шаурма", но, блин, автобус стоял на низком старте, а до всех этих заведений метров 150-200 - пока то да сё - а потом бежать за автобусом, внезапно подошедшим к остановке? Мне нужен был м78, огибающий по МКАД промзону Капотни и затем выходящий к метро Красногвардейская. Если бы я знал, что мне там придётся довольно долго ожидать следующего автобуса (не успел на только что ушедший), то, конечно, пропустил бы этот м78, сходил бы поел, и поехал на следующем через 20 минут (или около того). Но - как было, так было. В 19.49 я отправился по маршруту в завершающий, южный сегмент пути.

На Красногвардейской у остановки тоже не было никаких продуктовых киосков и магазинов, да и уже всё позакрывалось. Хотя не так далеко виднелся не перебрендованный KFC. Хотя большинство этих заведений переименовалось в Rostic's, но часть осталась под американским брендом.


Отсюда было несколько вариантов "уезда" дальше, однако наиболее оптимальным был вариант маршрута №837, через МКАД и Бирюлёво Западное. В 21:01, спустя 21 минуту, наконец подошёл автобус - отчего-то на лобовом табло у него светилась надпись "Заказной", что несколько настораживало. Но ничего: довёз, куда надо, хотя и понадобился целый час - постояли малость в пробке на кольцевой. Но зато я обнаружил, что моя соцкарта всё-таки работает, т.е. в том автобусе, в котором не получилось ей оплатить проезд, скорее всего, были просто неисправны валидаторы, так как проблемы возникали не только у меня. А значит, карта действительно безлимитная.

В 22:02 я прибыл в последнее место пересадки - остановку у метро Тёплый Стан. Несмотря на поздний час, тут люди южной наружности вовсю торговали фруктами и чем-то ещё с ящиков прямо на асфальте, в подземном переходе паренёк пытался толкать контрафактные (наверное) телефоны из картонного ящика, туда-сюда сновал вечерний люд. До нужной остановки пришлось пройти по двум подземным переходам и мимо торговых рядов. Ещё были открыты разнородные забегаловки, но я спешил завершить путешествие и на них уже не смотрел. На остановке по улице, которая так и называлась - Тёплый Стан - стояла толпа людей и лежала куча мусора, накопившегося за день в урне и не уместившегося в ней.


Отсюда до Тропарёво можно уехать автобусами нескольких маршрутов, мне попался 227-й, на нём я в 22:34 и прибыл в район, из которого и начал своё путешествие.

Всё это время, пока я путешествовал, писался трек на телефоне, и по прибытии к метро Тропарёво обозначился 1% зарядки аккумулятора, т.е. всё же хватило! (Трек записался). Показал, что я проехал 156 км, время записи составило 10 часов 14 минут 45 секунд. Таким образом, "вокруг Москвы" я объехал за 10,5 часов, если учитывать время ожидания первого автобуса (когда я ещё не включил запись).

Мне понадобилось совершить 16 пересадок, воспользоваться 17-ю маршрутами. Если чётко следовать правилу, что надо передвигаться строго по улицам, максимально близким к МКАД, но не по самой кольцевой, то, видимо, пришлось бы и времени потратить часа на 4 больше, и количество маршрутов выросло бы значительно. Тем не менее за кольцевую дорогу я нигде не выехал, как и хотел.

На ожидание автобусов на остановках и пересадки в общей сложности я потратил 2 часа 45 минут. Получается, что моя "гипотеза" о 8-9 часах оказалась не так уж и не верна (зафиксированное время в движении 8 часов 6 минут 33 секунды). Если ещё вычесть и все промежуточные остановки (их количество я не считал, но прикинуть можно), то и 6 часов вокруг Москвы не кажутся таким уж наивным предположением.

Пересадок с необходимостью смены остановочного пункта (площадки), т.е. пешеходного перехода между ними, набралось 9 штук: на метро Озёрная, на улице Генерала Глаголева, на метро Щукинская, на МЦД Трикотажная, на Метро Планерная, на Интернате, на Чусовской улице, на метро Выхино и на метро Тёплый Стан. А пересадок на одной и той же остановке всего 7: на Востряковском кладбище, на метро Крылатское, на Ижорской улице, на Лобненской улице, на метро Медведков, на Сапёрном проезде, на метро Красногвардейская.

Самое продолжительное время ожидания на остановке: 21 минута на Красногвардейской, минимальное: 0 минут - на Лобненской улице.

Также зафиксирована максимальная скорость - 81 км/ч. Не исключаю, что это какой-то глюк, вначале была 58 км/ч, но всё возможно.

По самой Москве и маршрутам. В восточной и южной части Москвы больше "прямых" маршрутов, в том числе проходящих по МКАД. В западной и отчасти северной части Москвы на схеме сети чувствуется влияние водоёмов, барьерности территории. Там же находится наиболее обособленный от остального города район - Строгино - зажатый между рекой и магистралями. По какой причине в маршрутной сети не задействован автомобильный тоннель по проспекту Маршала Жукова, не совсем ясно, но его включение в маршрутную сеть увеличило бы связность с находящимся южнее районом Крылатское.



Некоторые выводы. Главный - Москву объехать на маршрутных автобусах - можно. Если удастся согласовать пересадки, то, наверное, реально и часов за 8, а не за 10,5. Стартовать надо, конечно, утром, а не в полдень, как я - тогда и время на подумать, и на пообедать можно выкроить. Если ехать без перерыва, то обязательно надо запастись хотя бы какими-нибудь бутербродами-пирожками и водой, а то на остановках в большинстве случаев ничего подобного не "обломится". И не забыть взять зарядку к телефону.

Я от подобных путешествий в дальнейшем, пожалуй, воздержусь - если только за деньги. Впрочем, загадывать не буду. Не исключаю, какой-то участок маршрута ещё проеду из любопытства. И всё же - "не повторяйте это дома", как говорится. Хотя есть идея настоящего "вокруг Москвы" по внешней стороне от МКАД - интересно, воплотима ли она в жизнь? )

Previous post Next post
Up