Евротрип. Советы путешествующим.

Sep 01, 2011 18:02

Написал мне в личку френд. Он тоже собрался в автопробег по Европе, спрашивал советов, на какие грабли не наступать, и все такое. Я написал обширный текст, но оказалось, что любезный френд "ограничил отправку ему сообщений", как сказал мне ЖЖ. И других координат тоже не оставил. Так что я решил этот текст чуть дополнить, разбавить фотографиями, и с этого и начать рассказ. Ну, а дальше как пойдет.

***

Многое зависит от ваших предпочтений и размера кошелька. Мы экономили на всем и лишнего себе почти не позволяли. И мы, как правило, предпочитаем уходить подальше от туристических толп. Гетто для туристов в каждом городе одинаковое, а все самое интересное, как нам кажется, совсем не там. Лучше всего приезжать в город на рассвете и часов до семи утра, пока никого нет, можно его объехать вдоль и поперек, понять, что где, и куда дальше ходить. Конечно, не всегда так получается. Кто-то же, наоборот, любит залезть в самое туристическое пекло.




Деньги.

Из денег я собой всегда беру только банковскую карточку. В Скандинавии и Прибалтике карточкой можно расплатиться везде, хоть в общественном туалете. В Германии тоже вроде без проблем. В Голландии карточки почему-то не любят. Даже если в магазине есть терминал для карточек - скорее всего он будет сломан. Так что лучше снять нал в банкомате, который еще придется поискать. А во Франции в крупных супермаркетах есть кассы самообслуживания - чтоб не толкаться в очереди, можно самостоятельно пробить все свои покупки, сунуть карту в автомат, и вуаля.

Дороги.

Во Франции и Италии платные автобаны. Цены порой доходят до 10 евро за сотню километров. Всегда есть вариант бесплатной дороги. По автобану ехать быстро (130 км/ч), но смотреть не на что. По бесплатной дороге долго и медленно, зато можно осматривать окружающие красоты, проезжать через деревни и городки и по горным серпантинам.



Мы обычно с полпути неспеша проезжали по бесплатной, и когда понимали, что время на исходе, выезжали на автобан и перли до цели. За автобан беспроблемно платится банковской карточкой. Можно и налом, но ночью может не оказаться тети в окошке.



А вот автоматические заправки, которых много, иностранные банковские карты не принимают. Иногда принимают нал, но редко. Надо искать заправку с магазином и теткой в окошке (которых меньше и они бывают не круглосуточные) с оплатой не автомату, а человеку. Там примут и карточку, и нал.

На автобанах в западной Европе всегда есть круглосуточные заправки с кафе, магазином, парковкой и зоной отдыха. Там можно перекусить, помыться и заночевать в машине, если деваться больше некуда.



В Германии автобаны бесплатные, можно гнать, до скольки разгонишься. В Австрии и Чехии для проезда по автомагистралям нужно купить виньетку. Это такая наклейка на стекло. Можно купить на любой заправке. Минимальный срок - на 7 или 10 дней. В Австрии стоит 8 евро, в Чехии 10.50 евро, если платить кронами. Можно заплатить еврами, но тогда от 13 до 15. И только налом. В Польше активно копают и строят дороги, так что навигатор сойдет с ума. Нужно быть внимательным и смотреть на указатели. В Польше тоже можно наткнуться на платную дорогу, но стоит уже копейки. От Берлина к Варшаве только, говорят, стоит 60 злотых (600 рублей), там километров 200, но я там не проезжал.

Отдельно следует сказать, что по возвращении на родину у вас тоже есть шанс попасть на "платную дорогу". Чтоб увидеть этот цирк, вам надо пересечь границу из Латвии в Россию на пути Карсава - Остров. Почему "дорога" в кавычках - потому, что деньги с вас возьмут, но дороги вы не увидите. Шлагбаум есть, будка для взимания оплаты есть, а самой дороги - нет. Вот так. Нет ее, и все. Вы попадете на обычную, в меру раздолбанную проселочную дорогу по одной полосе в каждую сторону. То есть сразу после пересечения границы вам следует заплатить в будку 300 рублей только для того, чтоб вам открыли шлагбаум на родину. За эти деньги можно проехать до ста километров по шикарному французскому четырехполосному автобану на хорошей скорости. Бесплатной альтернативы - нет. Либо плати, либо шуруй обратно в Латвию. В принципе, это незаконно. Но кто ж будет тратить время на препирания с наемной тетей в будке, когда домой хочется...

Ну, и культура движения по дорогам там, конечно, совершенно другая. Надо просто смотреть, как поступают все, и делать так же. Очень быстро привыкаешь, только по возвращении на родину начинаешь сильно материться. Например, для меня было неожиданностью, что там вообще не принято моргать поворотниками при перестроении на автобане. Если впереди идущий начинает плавно прижиматься к разметке слева от себя - значит, сейчас будет перестраиваться. Прижимается к обочине - значит, говорит: "обгоняй". На перекрестках, в т. ч. круговых, тоже часто обходится без поворотников. Есть же отдельные полосы: налево, направо, прямо - зачем еще и поворотниками моргать? При этом любой маневр, поведение всех участников движения абсолютно предсказуемы. Нередко можно встретить машины, идущие бампер в бампер на скорости 150 (попробовали б они здесь так - был бы неминуемый паровозик). О езде по крайней левой полосе, обочинам и о том, кто кому уступает дорогу, даже говорить не буду... Интересно, это их в автошколах так дрессируют? Или просто принцип "мы едем вместе по одной дороге" важнее принципа "мне больше всех надо"? Потому что в первом случае выигрывает каждый в скорости и комфорте, а во втором - ну, сами знаете.

Жилье.

На западе хорошо развита система кемпингов. У нас это явление отсутствует как класс. Там же принято путешествовать на кемперах - домах на колесах, или с прицепом-домиком. Или даже пешком с палаткой. Кемпингов очень много, даже дорожные знаки на них указывают. Снять место под машину, палатку и двух человек с подключением к электричеству стоит в районе 30 евро. Можно снять и отдельную будку (маленький домик, кабина, или бунгало) без личного туалета-душа или даже с ними, это будет соответственно дороже. Везде есть общего пользования туалеты, души, мойки, кое-где даже кухни. Кое-что за отдельную плату (стиральные машины, например). Все чисто и ухожено. Часто при кемпинге есть магазин, кафе, доступ в интернет. Почти у всякого крупного кемпинга есть свой сайт в инете. Порой эти сайты уродливы, но вся необходимая информация там есть. Достаточно погуглить "camping %место назначения%". Еще есть сайт поиска кемпингов alanrogers.com. Но там их сильно меньше, чем есть на самом деле. Навигатор (у меня IGO) тоже может подсказать про кемпинги, но информация навигатора не всегда соответствует действительности, надо проверять интернетом.



Надо сказать, что мы попали в самый горячий сезон, Август, когда у всех каникулы и отпуска. Все было забито под завязку, и кемпинги, и гостиницы. И дороже все в полтора раза. В сентябре должно быть поспокойнее, но все-равно лучше заказывать следующее место ночевки заранее, чем ехать наобум. Заранее - это значит хотя бы за день, или даже с утра забронировать ночевку там, где окажешься вечером. Я, как правило, делал так: запланировав маршрут дня на три вперед, с утра перед выездом проводил пару часов в интернете, и находил ночлег на ближайшие три ночи. Иногда только на следующую ночь. И так далее. На текущие сутки порой можно найти очень интересные предложения. Пару раз ехали без бронирования наобум, в итоге долго метались по окрестностям в поисках ночлега, ночевали в машине, но в итоге все-таки что-то находили, причем не самое худшее. Но, повторяю, это был август - самый горячий сезон.

Что касается гостиниц, я, как правило, пользовался сайтами epronto.ru (ищет по нескольким десяткам букинговых сайтов) и blue1.com (на нем можно найти то, чего не найдешь на других сайтах, но больше по скандинавии-прибалтике). Главный и критический минус Еpronto, ставящий под сомнение его пригодность к использованию, заключается в том, что поиск у него возможен только на русском языке. С крупными известными городами проблем нет. Но если вы оказались в каком-нибудь городке Pramousquier, название которого хрен знает как должно писаться по-русски, а скорее, для него вообще не существует устоявшейся русской транскрипции - в таком случае этот сайт будет абсолютно бесполезен. Идите сразу на Booking.com, Expedia и иже с ними.

Также есть сети бюджетных гостиниц, до 50 евро, которые лучше искать на их собственных сайтах.



Это premiereclasse.com, hotelf1.com, и, с некоторой натяжкой, balladins.com. Они обычно находятся где-нибудь на отшибе в торговой или промзоне, но в доступности доезжания на машине или общественном транспорте до центра города. У них своя территория, вполне тихо, ничего не мешает. Первые два порой даже стоят рядом друг с другом. У них всегда есть парковка, интернет, круглосуточная электронная регистрация. То есть можно приехать ночью, подойти к автомату, сунуть в него кредитку и снять номер (во все номера отдельный вход). С бронью тоже можно зарегистрироваться в автомате. Самообслуживание, короче. Однако в августе вечером без брони туда можно не соваться - все занято. Мы сами наблюдали из окна подъезжающие и отъезжающие машины с людьми, мечущимися в поисках ночлега. Premiereclasse - он поновее и весьма нам понравился, несколько раз в нем ночевали. F1 как-то не впечатлил. С Balladins отдельная история - так себе, и дороговато вышел.



А в Кракове, например, больше распространены хостелы. Там можно снять как койкоместо в общей комнате, так и целую квартирку в историческом центре. Такую чудесную квартирку мы и сняли, евро за 40 и с птицей на балконе.





Есть сайты и для поиска хостелов. Например, hostelbookers.com.

Питание.

Об экономии бюджета. Каждый раз питаться в общепите очень накладно. Хотя повсеместно есть шаверма и кебаб - за 4 евро огромная порция. Весьма съедобно и питательно. Но просто необходимо обзавестись маленьким туристическим газовым баллоном, горелкой-примусом к нему и набором посуды для разогрева и потребления пищи. В супермаркетах есть вкусные консервы и полуфабрикаты. Супы, гуляши и прочая снедь. Разогреть можно хоть в гостиничном номере, хоть на трассе в лесу. Горелка у нас была, баллоном и походной кастрюлькой обзавелись по дороге. С баллоном, правда, ошиблись - сложно было найти с подходящим разъемом.

Амстердам.

Что надо знать автопутешественнику про Амстердам. Можно было бы сказать, что если ты не уверен в себе, то в центр Амстердама на машине лучше не соваться. Но я проехал этот центр и ночью, и утром, и в час пик, и даже запарковался на набережной без перил.



Сначала кажется, что ты попал в гигантский муравейник. Велосипедисты, мопеды, пешеходы, машины, трамваи - все кишмя кишит и движется по узким проходам в хаотичном порядке. Глаз да глаз, чтоб никого не задавить. Это на первый взгляд. Скоро понимаешь, что все это броуновское движение на самом деле подчинено вполне определенным законам и порядкам. Иначе бы город просто встал. А все, напротив, куда-то едет. Однако, скорость передвижения на общественном транспорте выше раза в три, чем на машине. И цены на парковку в центре - до пяти евро в час, самые дорогие в Европе. И мест, как правило, нет.

Лучший выход - оставить машину на перехватывающей парковке, называется P+R (Park + Ride). Их несколько штук по кругу. Стоит 8 евро за сутки, в эту цену входят билеты на общественный транспорт для всех пассажиров - на поездку в центр и обратно. Кое-где вместо билета можно взять велосипед. Билеты обязательно надо использовать и сдать по возвращении, иначе парковка будет стоить совсем других денег. Я объехал несколько парковок и выбрал наиболее понравившуюся - P+R Bos en Lommer. Это был, в отличие от других, крытый паркинг, что показалось мне безопаснее. Ночью в него въезда нет, только выезд. На любой парковке можно взять книжицу с информацией обо всех таких парковках и прочем. Всякая информация для туристов есть на сайте iamsterdam.com.

Еще парковка в центре Амстердама имеет одно отличие от парковок в других странах. Никаких талончиков под стекло класть не надо. Надо вбить в автомат номер своей машины, он пропечатается на билете, билет положить в карман. Все автоматизировано и компьютеризировано. Большой брат следит за тобой, ага.

Также вокруг Амстердама есть куча кемпингов, но нам места в них не нашлось, август. Зато нашлась комната в самом сердце Амстердама с видом на канал практически нахаляву - за 50 евро.



Сдаю рыбное место - Ohmkar Guesthouse. Его можно найти на booking.com, Expedia, или других букинговых сайтах. Это три комнаты над магазином сувениров, по комнате на этаж. Удобства, кухонька, вид на канал, простенько, но весьма душевно и в самом центре. Есть хороший интернет. Дверь откроет в любое время суток приветливый парень (похоже, он там один безвылазно сидит при магазине, покуривая вечерами). Но заказывать надо сильно заранее - там всегда занято. Нам был просто дар небес, что оказалась свободная комната в эту ночь. Других подобных гестхаусов я не нашел, но наверно должны быть.



Ну, и до паркинга из центра, где мы сняли комнату и разгрузились, я доехал на машине минут за 30-40, обратно из паркинга в центр по тому же маршруту я доехал на трамвае за 10 минут. Остановка прямо возле дома. Обратно в паркинг те же 10 минут на трамвае.

И ночью надо проехать по улице Beneluxbaan. Днем там делать совершенно нечего, а ночью очень красиво. Подсветка офисных центров и разноцветные дорожные фонари в тумане вставляют не хуже косяка. Фото, увы, нет: тут либо рулем крутить, либо фотоаппаратом щелкать - что-нибудь одно.

Продолжение следует.

картинки, путешествия

Previous post Next post
Up