Гришковец. Вышел парень попиздеть.

May 23, 2006 10:21

Вот уже неделю я ношу в себе этот пост, и он не дает мне спать. Я отмахиваюсь от него, и откладываю "на потом", и вообще не хочу писать, но в голове продолжают навязчиво вертеться слова. Он еще не обрел окончательную форму, и местами похож на лозунг, но я все-таки выплесну это, пусть и перескакивая с одного на другое. Избавлюсь и наконец засну.

Затвор щелкнул в ходе беседы на совсем другую тему. Я и забыл вроде об этом, но тут во френдленте промелькнула статья. Дельная в целом статья, в чём-то близкая к тому, что думается мне, только выводы в конце какие-то странные - ни к селу ни к городу... Имеет смысл прочитать где-то до начала предпоследнего абзаца.

Да, я не разделяю массовые восторги по поводу творчества этого персонажа. Года три назад мне случилось в первый и последний раз побывать на его спектакле. Я, пожалуй, не стану говорить, что это был за спектакль. Спектакль как спектакль. Дело не в этом. Дело в некой тенденции, которая породила этот феномен.

Поначалу всё это очень подкупает, причём подкупает сразу: выходит совершенно не театральный, картавый человек, начинает что-то нам рассказывать... по-простому так, проникновенно типа, обаятельно даже. Мы разеваем уши, и ждем чего-то... Чего? Вот он травит байки, публика с упоением рефлексирует. Всё очень мило. Кружки пива не хватает. А вообще вроде можно приятно повести время.

Да. Но что-то не то. Отвлекаюсь. Вижу в глазах пустоту. Механическую эксплуатацию однажды найденного образа "своего парня". Если этот образ и был когда-то чем-то искренним и новым, то уже давно высох и мумифицировался. А другого ничего не придумывается. Это в лучшем случае. А так - более или менее успешная спекуляция желанием невзыскательной публики поностальгировать, или как там это называется... Ну и бог с ним. Время идёт...

Не помню уже, что там дальше было в спектакле - всё тот же бесконечный трёп, кажется. Помню, что по окончании мы с моим сокурсником вышли из зала, пребывая в некотором недоумении. И между нами произошел примерно такой диалог:

- Ну, что скажешь?..
- Ты знаешь... Такое ощущение, что нас наебали.
- Точно. И у меня такое же чувство.

А когда мы узнали, какие деньги выложили зрители, чтобы послушать этого парня, недоумение сменилось негодованием: Спекулянт! Напёрсточник! Пустышка!

...Некоторое время спустя мне в руки попалась книжка рассказов, или зарисовок, что ли - не знаю как и назвать. Какой-то неструктурированный поток сознания. Книжка бессвязная и беспомощная, в которой взрослый дядя изъясняется в манере пятнадцатилетней барышни, не умеющей выразить свои надуманные переживания. Сплошные многоточия. Я и сам могу строчить такое километрами. Нет, вру - так я не смогу. Физически не смогу. Я на уровне рефлексов буду так или иначе стараться структурировать мысли и придавать тексту форму. Хоть и не учился на филологическом. Хотел отнести книжку в макулатуру, но она была чужая.

Да, наверно мне попались не лучший спектакль и не лучшая книжка. Но я увидел в них тенденцию. И она мне не понравилась. И дело не только в том, что человек занят банальным зарабатыванием денег. Я ничего не имею против - пусть себе зарабатывает. Вот только свои деньги я к нему не понесу. Я лучше выслушаю историю случайного собутыльника в ночном буфете провинциального вокзала, или побеседую с друзьями за кружкой пива, или, на худой конец, почитаю френдленту ЖЖ - всё это будет и дешевле, и намного, намного содержательней.

Вот так. Пусть грубо, но честно. Надеюсь, не оскорбил ничьих религиозных чувств. А если и оскорбил - то так тому и быть. Ну, и в заключение предоставим слово самому виновнику этого поста:

К.ЛАРИНА - То есть вы такой болтун были с детства?
Е.ГРИШКОВЕЦ - Тоже нет. Я почему не хочу на какие-нибудь такие программы как «Хорошие шутки», куда приглашают как шутника, я понимаю, что я в этой компании не остроумен и не искрометен. И сцена, во всяком случае, для меня, это не место для каких-то импровизаций, это длительный процесс, потом все это структурировано, а я как филолог, человек ответственный, поэтому это длительный процесс. Конечно, я люблю поговорить, но кто же мне даст в жизни 2 часа говорить, мне даже жена на кухне не даст, поэтому я и выбрал такую профессию, чтобы люди купили билет, а раз уж они его купили, то уж ладно, надо хотя бы эти деньги свои оправдать, послушаем чего.

из эфира радиостанции "Эхо Москвы"

.

театр

Previous post Next post
Up