В любом деле человеку нужно к чему-то стремиться, чтобы показать свою профессиональную состоятельность и, если повезет, профессиональное же превосходство. Процесс ради самого процесса более подходит разве что для хобби, в любой же профессиональной деятельности люди хотят, чтобы их стремления были заслуженно оценены.
Не важно: врач ты или учитель, слесарь или инженер - каждому требуется признание его заслуг, иначе это и не профессионал вовсе (да и не уверен, что человек, ибо только роботы полностью безэмоциональны).
Долгое время считалось, что система образования -это не то место, где должны присутствовать соревнования. Для детей еще куда ни шло - Олимпиады и конкурсы, оценки, в конце концов. Но сами школы при этом поддерживались либо по принципу уравниловки (каждому по потребностям, но всем одинаково), либо с бонусами для избранных, но наличие этих самых бонусов определялось не качеством образования, не количеством «золотых» и «серебряных» медалистов, а связями с элитой и доступом к бюджету.
Сейчас власти Москвы переходят на принципиально новый способ финансирования школ. С одной стороны, ВСЕ школы, без исключения, обеспечиваются всем самым необходимым (от расходов на ремонт до расходных материалов). С другой стороны, теперь те, чьи выпускники показывают лучшие результаты, получают специализированные (и немалые! до 15 млн. рублей) гранты, которые можно потратить либо на оборудование, либо на премии педагогам. Директору, конечно же, тоже выделят премию, но ее размер строго ограничен и прописан, так что деньги действительно дойдут до тех, кто их заработал.
Всего в этом году планируют выделить на эти цели 1,3 млрд. рублей. В прошлом году, например, гранты получили 170 школ, для которых они стали весьма неплохим подспорьем.
Фактически в московском образовании удалось сделать то, что так давно собирались сделать вообще в российском образовании: ориентироваться на качество образования.
Не на отчеты или выработку норм.
Не на отработку программ.
Даже не на результаты сдачи ЕГЭ (хотя и на них тоже, естественно, просто в общем контексте), а на общее развитие детей. Учитываться будет все: от победы в конкурсах самодеятельности до побед на международных олимпиадах.
Результаты не заставили себя ждать. Открываем список школ, подготовивших призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников
http://vos.olimpiada.ru/team/year/2016/schools. И разбегаются глаза. А все потому что практически каждая школа столицы смогла подготовить своих учеников к участию в этой «битве умов». В финал Олимпиады прошли ученики 214 московских заведений - то есть, каждая 3-я школа Москвы дает образование на уровне, позволяющем претендовать на диплом Всероссийской олимпиады школьников.
Единственный вопрос ,который остается при этом: удастся ли распространить сей положительный опыт на все российские школы? Уж больно правильный он, мне кажется.
Вы как? Согласны?