«Ревизорро» из Росприроднадзора

Apr 16, 2021 15:33


На днях на Ставрополье, точнее - в регионе Кавказских Минеральных Вод с рабочим визитом побывала глава Росприроднадзора Российской Федерации Светлана Радионовна. Федеральная чиновница высшего ранга приехала с инспекцией - проверить, насколько в особо охраняемом эколого-курортном региона соблюдается природоохранное законодательство России. И насколько законопослушны местные чиновники, надзорники и должностные лица ряда предприятий и ведомств в деле сохранения экологического благополучия «жемчужины России».

Увы и ах, ничего нового - в положительном смысле - глава Росприроднадзора на КМВ не увидела. Все та же запущенность, замусоренность территории, как и во многих других бесчисленных регионах нашей страны; все то же наплевательское, а порой и варварское, отношение к природе. И готовность пожертвовать благополучием и здоровьем как местных жителей, так и бесчисленных курортников во имя «золотого тельца».



За те несколько дней, которые Радионова провела на КМВ, она сумела оценить масштаб экологического бедствия региона п поняла, что если здесь и сейчас самым решительным способам не «надавать по рукам» кой-каким не в меру прытким «доильщикам» и палачам природных богатств, уникальный регион может быть потерян навсегда как единственный в мире бальнеологический курорт с таким богатством природных лечебных факторов. Обо всем увиденном и о тех мерах, которые намерено предпринятьее ведомство по итогам мониторинга, глава Росприроднадзора рассказалш на встрече с местными жителями, которую она провела в Кисловодске. И это само по себе удивительно: высокая столичная гостья не пренебрегла общением с «простолюдинами», променяв диалог с ними на какие-нибудь пышные банкеты в ее честь, что делает 99,9 % федеральных чиновников, прибывая на периферию.



«Изнасилованная» минералка

Первое, что неприятно поразило главу Росприроднадзора - то, в каком плачевном и запущенном состоянии находятся источники природной минеральной воды. Они у дельцов, загребущие руки которых дотянулись до этих богатств, находятся в роли нелюбимой и нещадно эксплуатируемой падчерицы.

Об этой острейшей проблеме, угрожающей потерей уникальных месторождений минеральной воды Светлане Радионовой рассказал независимого общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов.

- Кавминводы - специфический регион, в котором 6 месторождений, 138 источников, 100 из них - питьевые. Аналога этому нет в мире. Под нашей землей громадное озеро минеральной воды. Здесь 200 лет выстраивались курорты, советские ученые на этом месте 10 лет проводили различные исследования, работали 16 Всесоюзных институтов. Было принято постановление о трех охранных зонах, принимались и постсоветские законы, охраняющие нашу территорию, - сетовал он. - К сожалению, в последние годы алгоритм хозяйственной деятельности направлен в губительную для природных богатств сторону. Повсюду, даже в заповедных зонах, идет строительство, загрязнения проникают в этот уникальный резервуар. Строительный мусор сваливается рядом. Чтобы на такой уникальной земле в режиме нон-стоп постоянно что-то строилось, постоянно вырубались деревья, - такого нет ни на одном европейском курорте. А ведь на базе такого огромного, пополняемого месторождения минеральной воды можно развернуть успешный бизнес, это востребованная продукция, она будет расходиться не только по стране, но и за рубежом. Зачем придумывать и строить что-то другое с угрозой погубить уже имеющиеся и оправдывающие себя ресурсы?

- Источники минеральной воды - уникальные природные явления, наша гордость и наши богатства. В мире таких - пересчитать по пальцам! В пандемию мы отчётливо осознали, что родные просторы не только красивые, но, как показала практика, и очень востребованные. На этом бы поставить восклицательный знак и радостно закончить. Но нет...
Незаконная застройка: когда наплевать на закон, когда наличие денег и охраны выше решений судов и требований прокуратуры, когда инспекторов Службы физически не пускают на объект, когда не нужно думать, что ты строишь здание там, где залегают полезные ископаемые и вода, на Кавминводах повсеместна, - поделилась своими наблюдениями Радионова. -  Первый, второй и третий пояс зоны санитарной охраны. Пустые слова? Точно нет!!! Закон должен исполняться. Будем работать в этой части ещё активнее. Привлекать правоохранительные органы. Всё сразу не сделаем, чудес не бывает, некоторых людей не изменить. Лишних обещаний давать не хочется. Но будем пробовать бороться. Системно и упорно.



Нерадивые недропользователи

И вот за такое наплевательское отношение к источникам от Радионовой крепко влетело не только мэрам, сквозь пальцы смотрящим на вакханалию самостоя, но и руководителю «Кавминводресурсов» Евгению Левицкому. Такой выволочки он, видимо, не видел со школьной скамьи - даже заикаться стал в ходе достаточно жесткого пропесочивания и его, и его методов руководства и, по-большому счету, всей деятельности главного недропользователя КМВ. И этот недропользователь, видимо решил, что если ему природные богатства достались на халяву (а так оно и было), тои относится к ним можно по принципу «После нас хоть потоп». Главное - выкачать как можно больше денег из минеральных источников, а дальше - трава не расти.

Пришлось главе Росприроднадоза доходчиво объяснить господину Левицкому, что нельзя качать государственные ресурсы и продавать их, наплевав на все законы и нормы. По факту компания занимается только тем, что извлекает коммерческую прибыль из дармового советского наследства, тупо включая насос и отключая счетчик - никто даже не считает, сколько кубометров воды уходит по трубам в санатории и дома отдыха на Кавминводах.

Если компания не исправится - жесткие решения будут приниматься на самом высоком уровне. Никаких компромиссов быть не может: или «Кавминкурортресурсы» соблюдают закон - проводят все полагающиеся обследования, подтверждают запасы минеральной воды, следят за состоянием скважин и участков, или могут «закрывать свою избушку на клюшку» и искать новую работу.

Кстати,  «Кавминкурортресурсы», являющиеся дочкой госкорпорации «Корпорация развития Северного Кавказа», недавно уже огребли неслабый штраф в 300 тысяч рублей за нарушение лицензионных условий пользования недрами, но никаких выводов не сделали.

Госкорпорация и ее дочка распустились настолько, что даже к системе водоотведения подключались самовольно - за что суд велел им заплатить водоканалу 6,5 млн рублей. Видимо, чтобы отбить неприятный убыток, «Кавминкурортресурсы» подняли цену на минеральную воду для санаториев на 7 процентов. При этом, понятное дело, ни ремонтом сетей, ни соблюдением лицензионных требований себя не утруждали. Теперь руководству «водокачки» придется, наконец, заняться делом - а не только подсчетом и делёжкой выручки.

Регион грязи и свалок

Вторым неприятным «открытием» для главы Росприроднадзора стала тотальная замусоренность территорий региона КМВ.

И, хотя во время встречи с жителями Светлана Радионова несколько раз подчеркнула, что не намерена критиковать ни местные власти, ни работу других, не подведомственных ей контрольно-надзорных органов, ее отношение к проблеме замусоренности территорий Кавминвод отлично прослеживалось в тональности диалога с участниками разговора. Вот как, например, глава Росприроднадзора описала свое впечатление от города Лермонтова, на тотальную захламленность улиц которого пожаловались приехавшие на встречу горожане.

По словам чиновницы, Лермонтов встретил ее мусорным полигоном, который расположился в нескольких километрах от границ государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский». Мусор сюда вывозили больше полувека. И, хотя территорию для складирования отходов  закрыли еще в 2013 году, это не помешало несанкционированной свалке разрастаться. На рекультивацию полигона сейчас выделено около 136 миллионов рублей.

- Я приехала в город Лермонтов и первое, что я вижу - свалка. Стоит со мной рядом глава муниципального образования - нормальный нарядный мужик, можно я буду выражаться просты, нормальным языком, не чиновничьим, - сказала Радионова. - И я у него спрашиваю: «Ну и что это у нас с свами? То есть, вы получаете 136 миллионов рублей из бюджета на рекультивацию, но при этом мы вас фактически привлекли к ответственности за причинение ущерба природе и посчитали вам 24 миллиона штрафа, которые для оплаты вы опять же получите из бюджета. Вот такой круговорот денег. Ну как так?». А он мне отвечает, что да, виноваты, но вот пришел инспектор Росприроднадзора и все нам показал. Ну не нужен каждому из нас инспектор над душой, который помогает кому-то прозреть. Это ж банальные вещи. Это же не космический мусор, когда прилетают летающие тарелки и высыпают мусор. Это делают люди, которые здесь живут! Почему это происходит, одному богу известно: быстрая нажива, наплевательство, я не буду здесь жить и не будут жить мои дети, я не люблю свой край и т. д.

Хромая реформа

- Наш регион уникален. Но каждый чиновник, заняв кресло, забывает об этом. Везде мусор, свалки. Бештаугорский заповедник превращен в мусорник: строительные отходы, гниющие останки животных, все это обрастает другой свалкой. Мы обращались ко всем ведомствам, никто не реагирует. Мы сообщали, это особо охраняемая природная территория, нужен шлагбаум, а нам отвечают: ресурсов нет. Наш регион из курортного превращается в мусорный! - с таким криком души обратился к Светлане Радионовой один из участников встречи.

Как призналась Радионова, замусоренность - основная проблема практически всех территорий страны, не только КМВ и Ставрополья. И пока что большого толка от мусорной реформы нет, поскольку что делать с отходами в каждом конкретном случае, в каждой конкретной территории: сжигать, закапывать или перерабатывать, однозначно сказать никто не может. Но, по словам главы Росприроднадзора, ситуация, хоть и со скрипом, но сдвигается с мертвой точки

- Реформа идет. Пришло время, когда мы не молчим. Меняется государственный менталитет. Меняются технологии и подходы. Сейчас, например, вносится законопроект, запрещающий оставлять заброшенные предприятия, - сообщила Светлана Родионова.

К тому же, как сообщила чиновница, в Госдуму готовится внесение законопроекта о конфискации транспортных средств у нарушителей, сваливающих мусор в неположенных местах: лесополосах, берегах рек, полянах, нелегальных полигонах и т. д.

Дети радиации

Еще больший «нежданчик» с негативным контекстом подстерег главу Росприроднадзора на территории лермонтовского хвостохранилища гидрометаллургического завода «Алмаз» - места захоронения радиоактивных отходов от переработки урановой руды.

Здесь царит настоящая анархия:  на землях федерального значения кто-то (местные власти так и не смогли толком объяснить, кто) продолжает выгружать отходы, в том числе и радиоактивные. И также некий кто-то занимается их захоронением. Но кто и на каком основании это делает, Светлане Радионовой добиться от мэра города Станислава Полуляха не удалось.

- Как только я попаду в свой кабинет, я сделаю ряд запросов. Если действительно, эта деятельность никем и ничем не регламентирована, значит, мы будем обращаться в правоохранительные органы. Мне кажется, Российская Федерация должна задать вопросы - кто, как и что делает на её земле, - пообещала глава Росприроднадзора.

Автор: Виктор ФАДЕЕВ. Фото автора.

Previous post Next post
Up