Испытание санкциями

Jun 16, 2022 11:41


Удержавшись у власти благодаря вмешательству России и других стран ОДКБ, казахстанский режим не спешит поддерживать Москву в её противостоянии с Западом. Республика укрепляет связи с США и поддерживает антироссийские санкции.

Едва наступив, 2022 год стал преподносить сюрпризы. Они заставили переосмыслить устоявшийся взгляд на многие вещи. Казавшиеся стабильными системы погружаются в хаос, а крепкие межгосударственные связи не выдерживают проверку испытаниями.

Первый - полугодовой - юбилей скоро отметят драматические события в Казахстане. Несмотря на довольно приличный срок, изначально окружавший их туман недосказанности и умолчаний так и не рассеялся. Недавно президент Касым-Жомарт Токаев повторил своё январское утверждение, что страна столкнулась с террористической атакой против государства. Ею, добавил он, руководили «хорошо подготовленные профессионалы». Вот только имена «профессионалов» и даже рядовых «террористов» до сих пор не обнародованы. Это даёт новые козыри версии о том, что события начала года были банальной делёжкой власти. Воспользовавшись массовым недовольством, окружение «лидера нации» Нурсултана Назарбаева при поддержке спецслужб схлестнулось с командой Токаева, на которого сделал ставку ряд влиятельных бизнес-фигур.

Как бы там ни было, точку в конфликте поставило введение сил Организации Договора о коллективной безопасности. Не участвуя в столкновениях, они позволили окончательно склонить чашу весов в пользу Токаева. Президент заручился поддержкой соседей, включая Россию, и смог начать демонтаж системы двоевластия. Финалом процесса стал референдум 5 июня по внесению поправок в Конституцию. Изменения лишили Нурсултана Назарбаева закреплённых в Основном Законе привилегий и при внешней демократизации политической системы сохранили большие полномочия за Токаевым.

Получив помощь в критический момент, казахстанская власть, казалось бы, должна чувствовать себя обязанной ближайшим союзникам. Но буржуазная политика построена на правиле «своя рубашка ближе к телу», что лишний раз доказали последующие события. Замруководителя администрации президента Тимур Сулейменов посетил Брюссель, где заявил, что Казахстан будет соблюдать вводимые против России санкции и не станет инструментом для их обхода Москвой. «Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Белоруссией и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Поэтому меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и Евросоюза, - пояснил он. - Мы сделаем всё, чтобы контролировать санкционные товары. Мы сделаем всё возможное, чтобы контролировать любые инвестиции в Казахстан лицами или организациями, которые находятся под санкциями, и это то, что мы хотели донести до европейцев».

После негативной реакции со стороны российских политиков и СМИ в республике поспешили сменить риторику. На встрече с Владимиром Путиным Токаев заверил, что Россия является основным торгово-экономическим партнёром Казахстана. По его словам, страна настроена на углубление сотрудничества вопреки «трудностям, исходящим из современных геополитических реалий».

Какое из этих утверждений ближе к жизни, показали конкретные шаги республики. Недавно стало известно, что Магнитогорский металлургический комбинат лишился основного поставщика руды. Расположенное в Казахстане Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение прекратило отправку сырья, покрывавшего почти 70 процентов потребностей российского предприятия. Произошло это после того, как председатель совета директоров Магнитки Виктор Рашников попал под западные санкции.

В течение нескольких недель Казахстан не пускал российские и белорусские фуры с европейскими товарами. После введённого Брюсселем запрета для Москвы и Минска на перевозку грузов по территории Евросоюза власти Белоруссии ввели аналогичные ограничения для европейских перевозчиков. Последним разрешается лишь перегружать товары на российские и белорусские машины. Однако казахстанские власти отказались принимать фуры, сославшись на содержащиеся в законодательстве запреты. Лишь после контактов на высшем уровне республика согласилась «в качестве жеста доброй воли» временно снять ограничения.

Дошло до того, что для дистанцирования от попавшего под санкции российского сырьевого сектора Казахстан решил переименовать свою марку нефти. Прежде она называлась Urals - как и сорт добываемого в России «чёрного золота». Новое название, по мнению властей, более нейтральное - KEBCO (Казахстанская экспортная смесь сырой нефти).

Страх перед санкциями активно разжигается и используется западными столицами в собственных интересах. Этот вопрос неизменно поднимается во время регулярных контактов казахстанских властей с американскими и европейскими коллегами. Так, во время визита в Нур-Султан помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу откровенно заявил, что республика не пострадает от антироссийских инициатив, если воздержится от активной поддержки Москвы.

Эта же тема обсуждалась в ходе встречи министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди с государственным секретарём США Энтони Блинкеном. «Российская агрессия отзывается эхом за пределами Украины - включая Центральную Азию - в сфере продовольствия, энергетики, торговли. Мы работаем над тем, чтобы справиться с её побочными эффектами», - заявил глава американской дипломатии. Его коллега ответил словами, которые в Вашингтоне, несомненно, ждали. По заявлению Тлеуберди, Казахстан будет поддерживать усиленное стратегическое партнёрство с США.

Роковым просчётом властей республики, как и многих других постсоветских руководителей, является крайне ограниченный горизонт планирования. Стремясь к сиюминутной политической выгоде, они не думают о последствиях необдуманных шагов.
https://gazeta-pravda.ru/issue/63-31266-16-iyunya-2022-goda/ispytanie-sanktsiyami/

Россия, Казахстан, США, Украина, Статьи

Previous post Next post
Up