Власти центральноазиатских республик продолжают эксперименты над культурой и исторической памятью. В Узбекистане реабилитируются главари басмаческого движения и сужается сфера применения всех языков, кроме государственного. Раздаются призывы запретить акцию «Бессмертный полк» как «орудия пропаганды».
После обретения постсоветскими странами независимости местные элиты принялись говорить о «возрождении национального самосознания». Под этим предлогом сносились памятники, переименовывались города и улицы, переписывались учебники истории, сужалась сфера применения русского языка. Уничтожая память о достижениях социализма, новые режимы укрепляли свою власть, поскольку похвастать собственными победами им было трудно.
Несмотря на то, что Советского Союза нет уже больше 30 лет, правящие классы не забыли об этом сомнительном способе поддержки своего господства. Они прибегают к нему всякий раз, когда социально-экономическая обстановка ухудшается, обнажая пороки капиталистического выбора.
В Узбекистане новый всплеск обличений «преступного прошлого» и инициатив с националистическим душком пришёлся на пандемию коронавируса и вызванные ею проблемы. В 2020 году президент Шавкат Мирзиёев издал указ «О дополнительных мерах по дальнейшему изучению наследия жертв репрессий и увековечению их памяти». После этого Верховный суд республики принялся оправдывать «невинно пострадавших». Первыми среди реабилитированных оказалась группа басмачей во главе с Ибрагимбеком - одним из самых жестоких предводителей мятежников, совершавших в 1920-х - начале 1930-х годов кровавые рейды с афганской территории. Как пояснил президент, эти «патриоты» «боролись за нашу национальную независимость» и «провинились лишь в том, что были великими».
В этом году работа Верховного суда продолжилась. Недавно он оправдал 120 человек, проходивших по шести уголовным делам. Большинство из них были признаны виновными в бандитизме и вооружённой борьбе против Советской власти. Многие реабилитированные - родственники и ближайшие соратники бухарского эмира Сеида Алим-хана, который поддерживал басмаческое движение, установив связи с белогвардейцами и Британской империей. Например, судьи оправдали муфтия (мусульманского священнослужителя) Садриддина Хана, который в марте 1920 года от имени эмира написал письма английским и японским властям, призывая их вмешаться и спасти монархию от большевиков.
Показательно, что «кровожадные коммунисты» не спешили расправляться даже с открытыми врагами Советской власти. Тот же Садриддин Хан был депортирован из страны, после чего проживал в Афганистане, Турции и Иране, где и умер в 1944 году. Тем не менее узбекские СМИ не устают твердить о жестокости «тоталитарного режима» и приветствовать процесс реабилитации. «Справедливость восторжествовала, а честные имена жертв репрессий, которые самоотверженно боролись за независимость и отдали во имя неё свои жизни, навсегда останутся в сердцах наших людей», - написало одно из них.
Ещё одним характерным признаком «антикризисных» идеологических спекуляций в постсоветских странах являются поднимаемые языковые вопросы. Два года назад в республике ввели штрафы за использование госслужащими любых языков, кроме узбекского. После этого были приняты поправки в закон «О государственном языке», утвердившие его статус как единственного языка делопроизводства. Кроме того, узбекский язык признан «национальной ценностью», неуважение к нему или его искажение не допускаются и преследуются по закону.
Наконец, правительство утвердило «дорожную карту» по полному переводу узбекской письменности на латиницу. Соответствующая реформа была начата ещё в 1993 году, однако вплоть до сегодняшнего дня в стране широко используется кириллический алфавит. Согласно решению кабмина, к началу следующего года во всех средствах массовой информации, книгах, документах госорганов, вывесках, уличной рекламе и т.д. должна использоваться исключительно латинская графика.
Параллельно власти идут на уступки религии, ослабляя прежде существовавшие ограничения. Внесённые в законодательство изменения упростили процедуру регистрации религиозных организаций, а также сняли запрет на ношение хиджаба и других культовых одеяний в общественных местах. Недавно появилась информация о том, что схожие ограничения сняты среди медицинских работников. Об этом сообщил депутат Расул Кушербаев. Его слова опроверг министр здравоохранения Уктам Исмаилов, заявивший, что утверждённый в конце марта Кодекс этики медицинских работников оставил в качестве формы белые халаты. Впрочем, он признал, что во внутренних правилах отдельных медучреждений могут допускаться отклонения от этой нормы.
На оригинальное нововведение пошло министерство культуры. Распоряжением его главы Озодбека Назарбекова все сотрудники должны носить дупли - узбекские тюбетейки. По словам чиновника, этот шаг направлен на продвижение национальных традиций. «Призываю представителей всех сфер, творческих людей, патриотов родины, волонтёров поддержать эту инициативу», - заявил Назарбеков.
Но министру далеко до «лавров» вице-спикера парламента, лидера партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») Алишера Кадырова. В прошлом году он потребовал запретить флаг СССР, назвав его «символом захватчиков, окрашенным кровью наших предков». И вот теперь политик ополчился на «Бессмертный полк». Призвав не приносить «чистую память о мучениках в жертву ненавистным политическим целям», он настаивает на запрете акции. «Бессмертный полк» - это демонстрация «мягкой силы» и орудие пропаганды Советского Союза. Мы против таких демонстраций!» - заявил он.
Руководство страны на подобные инциативы не реагирует, что вполне объяснимо. Переключать внимание граждан с реальных проблем на проблемы искусственные - излюбленная тактика постсоветских элит.
https://gazeta-pravda.ru/issue/39-31242-14-aprelya-2022-goda/tsinichnyy-raschyet-istoricheskikh-fantaziy/