Шкурный интерес «братских связей»

Apr 07, 2022 22:29


Ресурсы и стратегическое положение Центральной Азии привлекают внимание внешних сил, причём далеко не бескорыстное. Свою активность в регионе наращивает Турция, рассматривающая регион как зону своих национальных интересов.

Главной тенденцией международных отношений последних лет является эрозия неограниченной гегемонии США, установившейся с разрушением Советского Союза. На сцену мировой политики выходят новые игроки. В стремлении заполучить рынки и ресурсы они обращают внимание на такие «узловые» регионы, как Центральная Азия. Являясь перекрёстком существующих и планируемых транспортных коридоров, источником богатых залежей полезных ископаемых (газ, нефть, уран, руды цветных металлов и т.д.), она, как магнит, притягивает всё больше держав.

Одним из самых напористых претендентов на регион выступает Турция. Объединение под её «крылом» всех тюркских народов, или «великого Турана», фактически является частью официальной идеологии. Соответствующие карты, где Турция обозначена ядром огромной территории - от молдавской Гагаузии до Якутии и от северной Сирии до Татарстана, - не только заполняют ультраправые издания, но и демонстрируются на высшем уровне. Именно с таким «шедевром картографического искусства» президент Реджеп Тайип Эрдоган недавно позировал перед камерами в компании с лидером Партии националистического движения Девлетом Бахчели.

Фантазиями на тему альтернативной геополитики дело не ограничивается. Турецкая дипломатия проявляет завидную активность на самых разных направлениях, не исключая постсоветское пространство. Символом нового этапа её экспансии стал недавний визит Эрдогана в Узбекистан. Это далеко не первое посещение республики, однако нынешним контактам стороны всеми силами старались придать характер особой важности. «Углубление отношений с братским Узбекистаном - это не выбор, а историческая необходимость. Наши отношения основаны на общей истории, языке, вере и культурных связях», - заявлял Эрдоган. Его коллега Шавкат Мирзиёев подхватил этот пафос. Назвав Центральную Азию прародиной турецкого народа, он добавил, что её двери всегда открыты для «наших турецких братьев». «У нас одни исторические корни, общие надежды и устремления», - отметил глава республики.

Программа визита была исключительно насыщенной. Помимо двусторонних переговоров президентов и проведения заседания совета стратегического сотрудничества в Ташкенте, она включала посещение Эрдоганом двух древних городов - Хивы и Ургенча, а также участие в церемонии запуска тепловой электростанции в Кибрайском районе Ташкентской области. Объект мощностью 240 МВт построен с участием турецкой компании «Ченгиз энерджи». Ею же начато возведение ещё одной электростанции в Сырдарьинской области.

По итогам переговоров было объявлено о выходе двусторонних отношений на уровень «всеобъемлющего стратегического партнёрства». Как отметил Мирзиёев, за последние годы взаимный товарооборот Турции и Узбекистана вырос в два с половиной раза, достигнув 3,6 миллиарда долларов. Впятеро увеличилось число совместных предприятий, а объём турецких инвестиций вырос в 70 раз. Ближайшая цель двух стран - довести торговлю до 5, а в перспективе - до 10 миллиардов долларов. Этому будут способствовать подписанные документы. Среди них соглашения о преференциальной торговле, о создании Турецко-Узбекского университета в Ташкенте, о сотрудничестве государственных информационных агентств, а также об оборонном сотрудничестве. Как сообщил Эрдоган, Турция готова поделиться с Узбекистаном своими достижениями в военно-промышленном комплексе.

На других направлениях внешняя политика Анкары не менее активна. В марте в Нур-Султане прошло 12-е заседание казахстанско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Турецкую делегацию возглавлял вице-президент Фуат Октай. На его переговорах с главой правительства республики Алиханом Смаиловым обсуждались перспективы Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Помимо Казахстана, в проекте участвуют Турция, Азербайджан и Грузия. По транспортному коридору, включающему железнодорожные магистрали Казахстана, его порты на Каспийском море Актау и Курык, а также железную дорогу Баку - Тбилиси - Карс, товары из Китая и Центральной Азии будут поступать в Турцию и далее в Европу.

Подписание четырёхсторонней декларации о запуске проекта состоялось в конце марта. В документе отмечается необходимость в кратчайшие сроки завершить строительные работы для увеличения пропускной способности железнодорожных линий и говорится о важности взаимных инфраструктурных инвестиций.

Участвуя в создании грузовых маршрутов в обход России, Казахстан следует курсу, провозглашённому правительством. «В отношении морского сектора РФ пока официально не введены санкции. При этом имеются риски задержек в портах России, так как некоторые судоходные компании не принимают грузы из российских портов. В связи с этим министерство изучило альтернативные варианты логистики через порты Латвии, Китая. Поднят вопрос развития потенциала ТМТМ», - заявили в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Со своей стороны, Киргизия в марте отправила в Турцию делегацию министерства обороны во главе с его руководителем Бактыбеком Бекболотовым. По итогам переговоров с турецким коллегой Хулуси Акаром была подписана дорожная карта военного и военно-технического сотрудничества сроком на пять лет. «Стабильность и безопасность Киргизстана очень важны как для Турции, так и для всего региона в целом. Отношения между нашими странами развиваются стремительно и всесторонне на основе братства. В дорожной карте мы обозначили конкретные шаги в сфере обороны и безопасности, заявленные лидерами двух стран в июне 2021 года в ходе заседания совета стратегического сотрудничества высокого уровня. Анкара готова делиться с киргизскими братьями всем, что касается технических и консультационных вопросов», - заявил министр обороны Турции.

То, что это не просто декларация о намерениях, подтверждают конкретные примеры сотрудничества. В феврале Анкара поставила Бишкеку автомобильную технику и средства связи, а в прошлом году Киргизия закупила у Турции ударные беспилотники «Байрактар ТБ2». Они направлены на усиление пограничной службы.

Кроме того, в феврале в Анкаре прошёл бизнес-форум с участием десятков компаний двух стран. Обсуждалось развитие сотрудничества в сфере энергетики, строительства, транспорта, туризма и т.д. Несколько позже Турцию посетил министр здравоохранения Киргизии Алымкадыр Бейшеналиев. Результатом визита стало соглашение о поставках лекарств и медицинских изделий. Анкара должна подстраховать Бишкек в случае перебоев импорта из России и Украины, на долю которых приходится почти 60 процентов поступающих в Киргизию лекарственных средств.

На первый взгляд страны Центральной Азии могут извлечь выгоду из сотрудничества с Турцией. Однако у этого процесса есть теневая сторона, и она уже даёт о себе знать. Проникновение иностранного капитала создаёт почву для политического влияния Анкары, которое трудно назвать безобидным. Для расширения зоны своих «жизненных интересов» Турция не только не брезгует вмешательством в гражданские и межгосударственные конфликты, но и активно провоцирует их обострение. Примеров Сирии, Ливии, Закавказья и Украины достаточно, чтобы республики Центральной Азии тысячу раз задумались над последствиями укрепляющейся дружбы с Анкарой.
https://gazeta-pravda.ru/issue/36-31239-7-aprelya-2022-goda/shkurnyy-interes-bratskikh-svyazey/

Казахстан, Центральная Азия, Турция, Кыргызстан, Узбекистан, Статьи

Previous post Next post
Up