Дамоклов меч народного гнева

Aug 23, 2021 19:33



Доведя свои страны до катастрофы, буржуазия Латинской Америки цепляется за власть. Президент Бразилии грозит оппонентам переворотом, на ожесточённое сопротивление натолкнулись первые шаги левого правительства Перу.

Армия как аргумент

Роль демократии при капитализме - сугубо утилитарная. Её используют, когда нужно одурачить трудящихся иллюзией свободы выбора или найти повод для вмешательства в дела других стран. Однако едва господство денежных мешков даёт трещину, капитал отшвыривает демократию как надоевшую игрушку.

Пример такой метаморфозы показывает руководство Бразилии. За год до всеобщих выборов уровень одобрения деятельности Жаира Болсонару едва превышает 20 процентов. В случае голосования он с треском проиграл бы бывшему президенту Луису Инасиу Луле да Силве. Напомним: федеральный верховный суд (ФВС) снял с политика все обвинения. Приговор, в соответствии с которым он провёл 580 дней в тюрьме и не смог участвовать в выборах 2018 года, признан незаконным.

Потеря власти нависла над Болсонару и его окружением дамокловым мечом, ведь в этом случае им придётся отвечать за преступления последних лет. Расследование одного из них началось в июле. Оно касается закупки индийской вакцины от коронавируса «Коваксин». Стоимость одной дозы составляла 1,34 долл., однако в подписанном руководством бразильского минздрава контракте она подскочила до 15 долл. В аферу были вовлечены публичные фигуры, включая лидера проправительственной коалиции в парламенте Рикарду Барруса. Сам президент был в курсе нарушений, но ничего не сделал для их пресечения.

Для бразильцев такие скандалы тем более болезненны, что пандемия стала настоящим национальным бедствием. От коронавируса скончались почти 600 тыс. жителей, что привело к снижению средней продолжительности жизни на два года. Как отметил Лула да Силва, большинство людей погибли из-за безответственности правительства, не принявшего общегосударственную стратегию и потерявшего драгоценные месяцы. «Это геноцид, и виновен в нём Болсонару», - заявил экс-президент.

Не менее разрушительны социально-экономические последствия. Безработица достигла исторического максимума - 22 процента с учётом отчаявшихся найти работу. Доход на душу населения сократился на 11, а среди беднейшей половины населения - на 20 с лишним процентов. Страна вернулась в «карту голода» Всемирной продовольственной программы. Из-за прогресса в ликвидации бедности Бразилия покинула её в 2014 году. Теперь же здесь снова голодает 9 процентов населения, или 19 млн человек. Ещё 117 млн вынуждены сократить потребление пищи.

Несмотря на это, правительство продолжает неолиберальные реформы. В начале августа был дан старт приватизации национальной почтовой службы. Профсоюз почтовиков назвал этот шаг антиконституционным, подчеркнув, что госкомпания не является убыточной, а её передача в частные руки представляет угрозу национальной безопасности. Такую же позицию заняла левая оппозиция, включая Компартию Бразилии (КПБ) и Партию трудящихся, но их голосов не хватило для блокировки решения в парламенте. Ранее была одобрена приватизация 61-процентной госдоли в компании «Элетробрас», вырабатывающей треть электроэнергии страны.

Контролирующие парламент буржуазные партии блокируют запросы об импичменте, коих накопилось свыше сотни. Не дан ход и «суперзапросу», в котором объединены 23 обвинения. Его подали левые партии и даже некоторые депутаты-правоцентристы. Однако по мере приближения к выборам положение Болсонару становится всё более шатким. В связи с этим он пошёл на действия, всё более напоминающие подготовку к перевороту. Поводом стала действующая в Бразилии система голосования. Начиная с 1996 года она является полностью автоматизированной, с использованием электронных урн. В своё время за её внедрение выступал сам Болсонару и с тех пор, избираясь депутатом, а затем и президентом, никаких претензий не высказывал.

И вот теперь он принялся утверждать, что электронное голосование - сплошное мошенничество, потребовав возвращения к традиционной системе с бумажными бюллетенями. В противном случае, пригрозил Болсонару, он откажется от передачи власти. «Либо мы проведём чистые выборы, либо выборов не будет», - заявил он. Столь откровенное давление привело к острому конфликту с ФВС. Глава последнего Луиш Баррозу не только отказался поддержать претензии Болсонару, но и санкционировал расследование против президента. «Заявляя об уязвимости системы голосования, он формирует дискурс о нелегитимности демократических институтов и провоцирует группы своих сторонников на атаки против этих институтов», - сообщили в суде.

Действительно, Болсонару призвал выходить на улицы против «этого сукина сына», как он окрестил Баррозу, и «всех остальных мошенников». Другим козырем президента стала армия. В разговоре со спикером нижней палаты Артуром Лирой министр обороны Вальтер Брага Нетту потребовал немедленного утверждения законопроекта об отказе от электронного голосования. Среди сторонников Болсонару раздаются призывы применить 142-ю статью Конституции, согласно которой вооружённые силы являются гарантом законности и порядка. По их мнению, это позволяет президенту опереться на армию, распустив парламент и верховный суд.

Вызывающий демарш был приурочен к рассмотрению законопроекта о системе голосования. Утром 10 августа депутаты собрались на заседание, и в это время к парламенту под предлогом парада были стянуты крупные военные силы, включая бронетехнику. Одновременно Болсонару провёл министерское совещание с участием армейского командования. Несмотря на открытое давление, депутаты не поддержали документ - за него было отдано 229 голосов при необходимых 308.

Очевидно, что на заключение палаты повлиял страх перед массами. За последние недели в стране прошла серия «национальных мобилизаций», организованных левыми партиями и профсоюзами. Участие в них приняли сотни тысяч жителей. Очередная общебразильская акция протеста намечена на 7 сентября. С растущим недовольством вынужден считаться даже Болсонару. Угрожая переворотом, он в то же время сыплет популистскими обещаниями. Так, президент пообещал увеличить размер введённого при Луле да Силве пособия «Семейный пакет», хотя прежде критиковал его за «потворство иждивенческим настроениям».

В настоящее время в Бразилии установилось хрупкое равновесие, которое буржуазия будет разными способами пытаться склонить в свою сторону. От трудящихся это требует решимости в отстаивании собственных интересов.

Ненависть элит

Непредсказуемым является и будущее Перу. Напомним: на президентских выборах там победил кандидат социалистической партии «Свободное Перу» Педро Кастильо. Правые силы, включая его соперницу Кейко Фухимори, пытались не допустить вступления в должность бывшего школьного учителя и профсоюзного активиста из горного региона Кахамарка. Однако ни судебные иски, ни призывы к армии вмешаться не помешали Кастильо стать президентом.

Инаугурация была наполнена символическими образами. Во-первых, она прошла в день 200-летия провозглашения независимости Перу. Во-вторых, местом проведения выбрали район Аякучо, где в 1824 году были окончательно разгромлены испанские колонизаторы. Как заявил Кастильо, независимость не дала полной свободы жителям. Простые люди, продолжил он, должны начать строительство новой эры и искоренить вековые пороки развития. «До сих пор шесть из десяти детей живут в бедности, почти 3 млн жителей неграмотны. Но у людей есть ответ - глубокие структурные изменения. Не должно быть бедности в богатой стране! В наших силах создать нацию, достойную тысячелетней истории, которой будут гордиться будущие поколения», - заявил Кастильо.

Среди приоритетов он обозначил борьбу с голодом, всеобщий доступ к образованию и здравоохранению, модернизацию сельского хозяйства путём ирригации и обеспечения крестьян техникой, отход от экспортно ориентированной модели экономики, с упором на развитие науки и технологий. Но необходимым условием изменений является реформа Конституции. Она принята во время диктатуры Альберто Фухимори и основана на неолиберальных догмах. Кастильо выступил за созыв учредительного собрания и разработку новой Конституции.

Став 63-м президентом Перу, Кастильо является первым, кого можно назвать выходцем из народа, а не из столичной элиты. Это проявилось и в произнесении инаугурационной речи на двух языках - испанском и кечуа, и в отказе занимать президентский дворец. Его здание построено на месте резиденции жестокого покорителя империи инков Франсиско Писарро. «Нужно отказаться от символов колониальной эпохи, пережитки которой сохраняются спустя столько лет», - заявил президент, предложив разместить там исторический музей. Всё это пугает правящий класс. «Здесь его презирают и боятся, - пишет одна из газет. - Такие, как Кастильо, не ходят по Мирафлорес и Сан-Исидро [престижные районы Лимы], не сидят за столиками кафе, не играют в теннис по воскресеньям и не планируют вакцинацию в США».

Кадровые назначения ещё сильнее взбесили «сливки общества». Новое правительство преимущественно состоит из общественных активистов провинции. Премьер-министром стал инженер-электрик, глава отделения «Свободного Перу» в регионе Куско Гидо Бельидо. Министерство образования возглавил лауреат всемирной учительской премии за 2017 год Хуан Кадильо. Новый глава МВД Хуан Карраско получил известность разоблачениями коррупционных схем в регионе Ламбаеке. Легендарной фигурой является министр иностранных дел Эктор Бехар. Социолог и писатель, получивший блестящее образование, он увлёкся коммунистическими идеями и в 1960-е годы стал одним из основателей партизанской организации «Армия национального освобождения». После её разгрома Бехар провёл пять лет в тюрьме, а затем посвятил себя науке и публицистике.

С резкой критикой правительства выступили правые силы. Избранная при поддержке буржуазных партий спикер парламента Марикармен Альва потребовала пересмотреть его состав, намекнув, что в противном случае депутаты выразят вотум недоверия. Также она призвала созвать государственный совет - чрезвычайный орган управления в составе глав трёх ветвей власти, генпрокурора и т.д. Очевидно желание оппозиции ограничить власть президента и правительства.

Ещё непримиримее другие представители правых. Депутат Адриана Тудела призвала «разработать стратегию для победы в нашей борьбе против коммунизма». По её словам, парламентарии должны набрать две трети голосов и отстранить президента от власти. О продолжении борьбы с «нелегитимным тоталитарным правительством» сообщила Кейко Фухимори. Сторонники ультраправых взглядов собирают в столице митинги под лозунгом «Нет - коммунизму!» и несколько раз пытались прорваться к штаб-квартире Кастильо.

Главной мишенью избран премьер. Генпрокуратура заявила о начале проверки его «связей с террористами». Поводом стало высказывание четырёхлетней давности, когда Бельидо назвал членов партизанских группировок «людьми, сделавшими неверный выбор». «Но они остаются перуанцами, и у них есть права», - добавил он. Расследование в связи с «незаконным финансированием» открыто против «Свободного Перу».

С другой стороны проголосовавшие за Кастильо массы требуют скорейшего выполнения обещаний. Активисты «Свободного Перу» проводят марши с призывом «Новая Конституция или смерть!». Отмечены случаи блокирования разрабатываемых иностранными компаниями месторождений с требованием роста отчислений.

Оказавшись под перекрёстным огнём, власти делают достаточно противоречивые шаги. С одной стороны, они заявили о пересмотре соглашений с инвесторами, указав, что бизнес должен способствовать социальному развитию страны. Положительные решения приняты во внешней политике. МИД сообщил о выходе страны из «Группы Лимы» и недопустимости вмешательства во внутренние дела Венесуэлы, Кубы и других стран. С осуждением антигуманной блокады Кубы выступил Кастильо.

Вместе с тем угрозы со стороны правых толкают правительство к уступкам. Президент назначил министром экономики умеренного Педро Франке, ранее работавшего в аппарате Всемирного банка, а также сообщил, что сохранит главу центробанка Хулио Веларде, занимающего этот пост с 2006 года. «Мы не чависты, не коммунисты и не экстремисты, - заявил президент. - Мы будем развивать истинную перуанскую модель, учитывая наше разнообразие и культуру».

Залогом спасения новой власти является опора на трудящихся. Только так она сможет противостоять натиску и двигаться по прогрессивному курсу.
https://gazeta-pravda.ru/issue/90-31150-2023-avgusta-2021-goda/damoklov-mech-narodnogo-gneva/

Бразилия, Фашизм, Латинская Америка, Коммунизм, Перу, Статьи

Previous post Next post
Up