Афганистан и ЦА. Миражи тревожного будущего

Jun 30, 2021 11:40


Наступление боевиков в Афганистане затронуло республики Центральной Азии. Афганские войска бегут из приграничных районов, пытаясь спастись на территории сопредельных стран. Руководство последних пробует договориться о совместных действиях, но пока безуспешно.

Ведя войну против правительственных сил и оккупационного контингента, талибы установили своеобразный ритуал. Каждый год в конце апреля-мае они объявляли о начале весенне-летнего наступления, присваивая ему имена своих погибших руководителей или известных битв прошлого.

В этом году боевики изменили традициям, не делая никаких заявлений. Их пропаганда изображает нынешнюю кампанию как окончательную, которая приведёт к полной победе без каких-либо сезонных или политических пауз. Воодушевлённый выводом войск НАТО, «Талибан»* развернул сильнейшее за двадцать лет наступление и теснит армию практически во всех регионах. Как признал 23 июня в выступлении перед американским конгрессом глава объединённого комитета начальников штабов США Марк Милли, мятежники полностью контролируют 81 уезд из 419, причём свыше двадцати из них были захвачены за последнее время.

Над большинством остальных районов талибы властвуют частично - нередко в руках правительственных сил остаются лишь административные центры и крупные военные базы. Сельская местность - безраздельное владение Исламского эмирата, как именуют себя повстанцы.

Но и это разделение уходит в прошлое. Очевидно, что боевики поставили целью захват крупных городов. В настоящее время в их осаде находятся столицы провинций Гильменд, Забуль, Урузган, Тахар, Фарьяб и Кундуз - соответственно Лашкаргах, Калат, Таринкот, Талукан, Меймене и Кундуз. В последней талибам удалось захватить несколько городских районов.

Главные усилия брошены ими на завоевание северных регионов, граничащих с постсоветскими республиками Центральной Азии. Вероятнее всего, боевики хотят предотвратить помощь Кабулу извне, чтобы взять его в блокаду и в конце концов вынудить сдаться. Как прогнозируют разведслужбы США, мнение которых приводит газета «Уолл-стрит джорнэл», это произойдёт в течение полугода после завершения вывода иностранных сил.

Только с середины июня под полный контроль талибов перешли уезды Чах-Аб, Янги-Кала, Даркад, Дашти-Кала, Ходжагор провинции Тахар и уезды Дашт-и-Арчи, Имам-Сахиб и Калайи-Зал провинции Кундуз. После этого в их руках оказался более чем 300-километровый участок границы с Таджикистаном. Последний оплот армии - городок Шерхан-Бандар - пал 22 июня. Свыше сотни военнослужащих были убиты, ранены или попали в плен. Ещё 134 афганских военнослужащих, перейдя по мосту через реку Пяндж, попросили убежища в Таджикистане. Проходящая по этому мосту дорога является главной транспортной артерией между двумя странами, и потеря её для Кабула весьма чувствительна.

Неспокойно и на узбекско-афганской границе. Вскоре после бегства солдат в Таджикистан аналогичное событие произошло на 170 километров западнее. Более полусотни военнослужащих и ополченцев перешли на территорию Узбекистана, но после проверки были отправлены на родину. Примыкающая к республике афганская провинция Балх многие годы была оплотом Кабула, но теперь больше половины её принадлежит талибам. Среди их последних завоеваний - приграничный уезд Шортепа.

То же самое касается границы с Туркменией. После захвата мятежниками уездов Хамьяб, Каркин (провинция Джаузджан), Кайсар, Алмар (провинция Фарьяб), Мургаб и Аб-Камари (провинция Бадгис) она на большей части своей протяжённости принадлежит боевикам.

Власти республик готовятся к возможным инцидентам. Режим повышенной готовности на границе ввёл Таджикистан. Глава Горно-Бадахшанской автономной области Ёдгор Фаизов на совещании с представителями правоохранительных органов и вооружённых сил заявил о необходимости быть готовыми к принятию тысяч афганских беженцев.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон обсудил ситуацию на границе в телефонных беседах с главами Казахстана и Узбекистана - Касым-Жомартом Токаевым и Шавкатом Мирзиёевым. Эта же тема была поднята во время визита в Душанбе президента Киргизии Садыра Жапарова.

Однако никаких конкретных решений пока не принято. Разбежавшись по «национальным квартирам», руководители республик избегают согласованных действий, в которых им мерещится посягательство на суверенитет. Немалое значение имеют интриги зарубежных игроков, вносящих разлад в отношения между странами и пытающихся использовать их в своих авантюрах. Эти же силы могут использовать афганский кризис для укрепления контроля над Центральной Азией. Поэтому будущее региона выглядит довольно расплывчато.

* Организация, запрещённая в РФ.
https://gazeta-pravda.ru/issue/67-31127-2930-iyunya-2021-goda/mirazhi-budushchego/

Туркменистан, Центральная Азия, США, Статьи, Афганистан, Ислам, Таджикистан, Узбекистан

Previous post Next post
Up