Новый вариант туркменской Конституции будет принят в режиме… видеосвязи. Власти решили воспользоваться пандемией и упростить проведение реформы. Сами поправки также призваны облегчить жизнь руководству страны, создав предпосылки для контролируемой передачи полномочий.
ТРУДНО судить о мире в целом, но на постсоветском пространстве руководство Туркмении во главе с Гурбангулы Бердымухамедовым точно является самым оригинальным. Перечень увлечений президента, которые он активно демонстрирует с помощью местных СМИ, включает сочинение и исполнение песен, езду на лошадях и велосипеде, а также активную литературную деятельность. В начале августа за авторством Бердымухамедова вышла 53-я книга - «Духовный мир туркмен». Прежние творения главы республики были посвящены вопросам здравоохранения, лекарственным растениям, спорту, разведению собак и лошадей, музыкальным инструментам, ковроткачеству и многому другому.
Ещё одним хобби президента можно назвать регулярное переписывание Конституции. Изменения в Основной Закон вносились при нём уже четырежды: в 2006, 2008, 2016 и 2017 годах. Учитывая же, что процедура принятия поправок растягивается на долгие месяцы, можно сказать, что граждане Туркмении практически постоянно живут в состоянии конституционной реформы.
Очередная серия этого законотворческого спектакля началась осенью прошлого года. В сентябре было объявлено о создании конституционной комиссии по внесению изменений и дополнений в Основной Закон, а в следующем месяце состоялось её первое заседание. С тех пор процесс шёл ни шатко ни валко, пока, наконец, власти неожиданно не объявили о его выходе на финишную прямую. На прошедшем 19 августа в онлайн-режиме заседании конституционной комиссии Бердымухамедов объявил работу над изменениями завершённой. По его словам, народ страны поддержал реформу, что показали встречи с жителями в различных регионах. Теперь проект конституционного закона рассмотрит Халк Маслахаты - Народный совет.
Заседание этого высшего представительного органа, объединяющего депутатов и глав исполнительной власти всех уровней, руководителей партий и общественных объединений, а также представителей общественности (всего более 2500 человек!), намечено на конец сентября. Причём состоится оно также в формате видеоконференцсвязи. Как отметил президент, этого требует «распространение в мире пандемии», хотя, напомним, власти Туркмении до сих пор заявляют об отсутствии в стране случаев заражения COVID-19.
Главной поправкой в Основной Закон является создание двухпалатного парламента. Существующий законодательный орган - Меджлис - станет его нижней палатой, а упомянутый Халк Маслахаты - верхней. Правда, перед этим Народный совет ждут серьёзные изменения как количественного, так и качественного характера. Численность палаты снизится до 56 человек. Восемь из них будут назначаться президентом, остальные - выбираться местными советами депутатов областей и столицы. «Приведение деятельности законодательного органа страны в соответствие с современными реалиями позволит национальному парламенту представлять все слои туркменского общества, решать актуальные задачи современности, а также кардинально улучшить положение дел по разработке и реализации законов», - заявил Бердымухамедов. Как добавил президент, в качестве «высшей ценности общества и государства» в Конституции определён человек, а его защита и поддержка являются главными задачами органов государственной власти.
В действительности руководством республики движут куда более прагматические мотивы. Согласно предложенным изменениям, сложивший полномочия президент станет пожизненным членом верхней палаты парламента, а её спикер сможет взять на себя обязанности главы государства в случае досрочного ухода последнего. Это может означать подготовку процесса передачи власти. Наиболее вероятным преемником Гурбангулы Бердымухамедова рассматривается его сын Сердар, в настоящее время возглавляющий министерство промышленности и строительства. Не исключено, что после реформирования парламента он станет спикером Халк Маслахаты. Аналогичная политическая рокировка, к слову, уже совершена в Таджикистане.
Однако жизнь может внести коррективы в планы властей. Судя по официальным сообщениям, дела в Туркмении идут лучше некуда. Страна не только счастливо избежала эпидемии коронавируса, но и демонстрирует устойчивый рост экономики. 18 августа на заседании правительства президент сообщил, что ВВП республики за январь-июль вырос на 5,7 процента. Розничный товарооборот увеличился почти на 20 процентов, а доходная часть бюджета исполнена на уровне 108,6 процента от плана.
Подобные заявления вызывают серьёзный скептицизм. В июле Туркмения столкнулась со вспышкой внебольничной пневмонии, которая во многих других странах считается следствием коронавирусной инфекции. После этого власти рекомендовали гражданам носить маски и соблюдать правила гигиены, а также закрыли мечети, рынки и точки общественного питания. Внутри страны прервано железнодорожное сообщение.
То же самое относится к экономике. По итогам первого полугодия объём поставок природного газа из Центральной Азии в Китай снизился более чем на 20 процентов. Сильнее всего это ударило по Туркмении, на долю которой приходится 70 процентов регионального экспорта «голубого топлива». Несмотря на это, в Ашхабаде сообщили о росте продаж сырья. Подобные нестыковки свидетельствуют о том, что истинное положение дел в стране далеко от оптимистичных сообщений руководителей.
https://gazeta-pravda.ru/issue/76-31008-27-avgusta-2020-goda/sindrom-navyazchivogo-zakonotvorchestva/