Энергетический капкан

Apr 07, 2020 21:43


В Киргизии чиновники объявили о готовности реализовывать крупные энергетические проекты собственными силами. За столь неожиданной новостью могут скрываться интересы иностранных держав, стремящихся к установлению контроля над стратегической отраслью.

На заре независимости, убеждая жителей в безболезненности и даже пользе развала СССР, новые власти Киргизии особый упор делали на энергетике. Как утверждалось, мощностей действующих электростанций хватит не только для бесперебойного снабжения республики, но и для экспорта в больших объёмах.

К энергетическому потенциалу стали относиться как к некому естественному богатству, а не сложной системе, требующей постоянных вложений. Этот хищнический подход неизбежно привёл к глубокому кризису. Если с 1970 по 1989 год производство электроэнергии в стране увеличилось почти в пять раз - с 3,5 до 15,1 миллиарда кВт-ч, то за годы суверенитета этот показатель так и не был превзойдён. Например, в 2018 году суммарная выработка электроэнергии составила 15,06 миллиарда кВт-ч.

Единственным более или менее заметным проектом за все тридцать лет стал запуск Камбаратинской ГЭС-2 на реке Нарын. Вот только основные её сооружения построили в 1986-1991 годах, тогда же Ленинградским металлическим заводом была произведена одна из трёх запланированных гидротурбин мощностью 120 МВт. С её установкой в 2010 году достижения современной киргизской энергетики закончились…

Последующие инициативы остались на бумаге. Заключённые в 2012 году соглашения с компаниями «РусГидро» и «Интер РАО» о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС были разорваны по инициативе Бишкека. Тогдашний глава республики Алмазбек Атамбаев объяснил это невыполнением российскими корпорациями взятых на себя обязательств.

Производство на уровне тридцатилетней давности оказалось не единственной проблемой. Из-за хронического недофинансирования и коррупции в отрасли наблюдается критический уровень износа оборудования, достигающий, по разным данным, от 50 до 80 процентов. Всё вместе это привело к тому, что Киргизия стала испытывать растущий дефицит электроэнергии и вынуждена импортировать её из Казахстана и Таджикистана.

Бишкеку не хватает своих средств, чтобы даже «латать дыры», то есть заменять устаревшее оборудование. Модернизация столичной ТЭЦ была проведена за счёт китайского кредита. Реконструкция крупнейшей в стране Токтогульской ГЭС производится благодаря средствам Азиатского банка развития. Эта же организация, а также Евразийский фонд стабилизации и развития намерены выделить Бишкеку кредиты для модернизации Уч-Курганской ГЭС.

Возвращать долги власти планируют испытанным способом - усилив тарифное бремя. Как заявил недавно начальник управления стратегического развития национального энергохолдинга Кубаныч Беков, действующие цены являются убыточными. А потому, по его словам, средневзвешенный тариф необходимо увеличить с нынешних 1,36 сома (1,32 руб.) за 1 кВт-ч «хотя бы» до 1,69 сома (1,64 руб.). Как добавил чиновник, повышения тарифов требуют от Киргизии международные финансовые организации и потенциальные инвесторы.

В этих условиях настоящей сенсацией стало сообщение о намерении возвести крупные гидроэлектростанции. Оно прозвучало из уст главы национального энергохолдинга Айтмамата Назарова. По его словам, приоритет будет отдан Камбаратинской ГЭС-1. По разработанному ещё в советское время проекту, она должна была стать крупнейшей в стране. Плотина высотой 275 метров и четыре гидроагрегата общей мощностью 1860 мегаватт обеспечат выработку свыше 5 миллиардов кВт-ч электроэнергии. По крайне приблизительным расчётам, строительство ГЭС обойдётся в 3 миллиарда долларов. Кроме того, Назаров заявил об установке двух оставшихся турбин Камбаратинской ГЭС-2.

Что касается финансирования, то, как уточнил чиновник, Киргизия за счёт госбюджета построит подъездные пути и другую инфраструктуру, а для других целей привлечёт кредитные средства. Учитывая, что госдолг республики уже достиг 4,6 миллиарда долларов (54 процента ВВП), это весьма смелый шаг.

Секрет подобной решимости приоткрыли сами руководители энергокомпаний. Генеральный директор ОАО «Электрические станции» Таалайбек Толубаев заявил, что проекты окупятся за счёт экспорта в Афганистан и Пакистан. Имеется в виду проект CASA-1000, предусматривающий строительство трансграничной ЛЭП для поставки электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Южную Азию. Главным его вдохновителем являются США, а финансирование планируется осуществлять за счёт подконтрольных Вашингтону и его союзникам финансовых организаций - Всемирного банка, Исламского банка развития и Европейского инвестиционного банка.

О тесной связанности строительства электростанций и проекта CASA-1000 говорит и недавнее заявление президента Киргизии. Выступая 20 февраля перед парламентом, Сооронбай Жээнбеков сообщил о поиске инвесторов для Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, а также о скором начале работ по прокладке ЛЭП CASA-1000.

Скорее всего, толчком для этих громких деклараций стал визит в Центральную Азию госсекретаря США Майка Помпео и последовавшая за этим публикация новой региональной стратегии Вашингтона. Среди её приоритетов, напомним, значится поддержка Соединёнными Штатами развития рынка энергетики и совместное осуществление таких проектов, как газопровод ТАПИ и ЛЭП CASA-1000.

Сделать заявление о строительстве электростанций своими силами (читай: на деньги доноров) чиновников Киргизии могли подтолкнуть всё те же США, обеспокоенные последними новостями. Во-первых, о готовности вернуться к проекту возведения Камбаратинской ГЭС-1 объявила компания «Интер РАО». Во-вторых, интерес к Верхне-Нарынскому каскаду проявила иранская государственная компания Iran Water & Power Resources Development Co. Для изучения проекта она попросила Бишкек ознакомиться с технико-экономическим обоснованием, но в этом компании было отказано. В одном из интервью Айтмамат Назаров намекнул на то, что причиной являются введённые против Тегерана международные санкции.

В действительности международные санкции были сняты с Ирана ещё несколько лет назад, после заключения «ядерной сделки». Подобная забывчивость киргизских чиновников наталкивает на мысль о её взаимосвязи с интересами Вашингтона. А где присутствуют интересы США, там, как известно, добра не жди. Вместо этого Бишкек ждёт втягивание в сомнительные авантюры и рост зависимости от Запада.
https://gazeta-pravda.ru/issue/internet-vypusk-gazety-pravda-6-aprelya-2020-goda/energeticheskiy-kapkan/

Америкосы, Иран, Экономика, Россия, Кыргызстан, Статьи

Previous post Next post
Up