Ответы на вопросы газеты "Общественный рейтинг"
1. Может ли порог в 9% на парламентских выборах стать катализатором широких протестов?
2. Какую реформу из проведённых за последние два года вы могли бы назвать успешной?
3. «Криминал поднимает голову, а правительство проявляет слабость и бессилие», - заявил депутат парламента. Согласны ли вы с таким утверждением? И почему?
1. Не думаю, что само по себе это условие может стать причиной волнений. Но оно вполне может сыграть роль искры, которая подожжет ворох множества других проблем. Столь высокая планка для прохождения в парламент, да ещё на фоне отсутствия выборов хотя бы части депутатского корпуса по одномандатным округам, неизбежно отсечёт большинство партий-участниц избирательной кампании от заветных кресел.
А поскольку в условиях Кыргызстана партия является синонимом клановых и бизнес-интересов, то ряд влиятельных сил останется за бортом. Это недовольство может быть погашено властью путем определенных компромиссов и уступок, но далеко не факт, что все «обиженные» будут удовлетворены. Поэтому попытки организации протестных акций наверняка будут предприняты. В условиях не самой лучшей социально-экономической обстановки и скрытого напряжения в политической сфере они действительно могут стать катализатором широкого недовольства. Тем более что в Кыргызстане сходятся интересы целого ряда внешних сил, которые не прочь воспользоваться нестабильностью в стране для извлечения геополитических выгод. Как бы то ни было, любые беспорядки будут направлены на передел власти и собственности между влиятельными группировками. Неизбежной жертвой этих разборок окажется народ. К сожалению, трудящиеся нашей страны до сих пор не осознали своих интересов и остаются слепой игрушкой в чужих руках. Пока люди не поймут, что ими манипулируют в грязных целях, этот замкнутый круг разорван не будет, а страна продолжит идти по пути деградации.
2. Не могу припомнить ни одной действительно созидательной, идущей на благо широким слоям населения реформы - причем не только за два года, но и за последние тридцать лет. Даже такие, на первый взгляд, полезные нововведения, как проекты «Безопасный город», «Таза суу» или ремонт дорог, оказались запачканы в таком количестве скандалов, в том числе коррупционных, что их коэффициент полезного действия вызывает большие сомнения. А главное в том, что всё это, по сути, мелочи, которые не затрагивают существующей в стране системы, порождающей нищету, неравенство и бесправие. Абсолютно все реформы периода независимости не только не ломали этой порочной системы, а служили ее укреплению. С этой точки зрения все они были антинародными и провальными.
3. Не согласиться с этим нельзя, хотя почему уважаемый депутат решил поднять эту болезненную тему только сейчас? Вероятно, он просто зарабатывает политические очки перед парламентскими выборами. На самом деле проблема криминала стоит чрезвычайно остро уже давно. Те самые девяностые годы, которые в России принято называть «лихими», в Кыргызстане далеко не уходили. Криминалитет не только существует - он крепко сросся с определенными структурами власти и контролирует целые сферы. Тут и контрабанда, и наркотрафик, и так называемое крышевание бизнес-структур. И если в столице эта проблема, может, не столь ощутима, то в ряде регионов криминалитет, если судить из анализа ситуации, берет на себя функции управления. Это серьезнейшая проблема, которая может аукнуться в самом ближайшем будущем. Особенно в условиях проникновения экстремистских идей, которые вполне могут слиться с криминалом в единый смертоносный клубок.
http://www.pr.kg/gazeta/number848/3618/