В районе туркмено-афганской границы резко обострилась обстановка. Боевики повстанческих группировок захватили большую часть приграничных уездов. В связи с этим, как сообщили сразу несколько изданий, в Туркмении начался массовый учёт резервистов.
ЗА ДОЛГИЕ ГОДЫ гражданской войны в Афганистане установился определённый распорядок боевых действий. Самым «горячим» сезоном является промежуток с апреля по октябрь. В это время талибы и другие экстремистские организации покидают свои «зимние квартиры» - или, другими словами, районы постоянного базирования - и, пользуясь открывшимися горными перевалами, совершают атаки на позиции правительственных сил. Передышка для правительства наступает зимой, когда интенсивность боёв резко снижается.
В последнее время, однако, сезонные различия стали стираться. Контролируемая боевиками территория значительно увеличилась за счёт густонаселённых равнинных территорий, и активность повстанцев практически перестала зависеть от погодно-климатических условий. Это доказало мощное наступление, развернувшееся в конце прошлого и начале нынешнего года в северо-западных районах страны. Самая напряжённая ситуация сложилась в провинции Фарьяб, и прежде нередко попадавшей в боевые сводки. Доклад специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана указывает, что в минувшем году Фарьяб и соседняя с ней провинция Бадгис стали рекордсменами по интенсивности наступательных действий талибов.
События декабря - января лишь подтвердили этот статус. В ходе атак боевиков афганская армия была практически полностью выбита с территории уездов Гарзиван, Ширин Тагаб, Карамкол и Алмар. Три последних граничат с Туркменией, что позволило талибам стать полновластными хозяевами приграничья. Исключение составляет район населённого пункта Акина, где действует один из межгосударственных пунктов пропуска. Всего же, по признанию официальных лиц в Кабуле, под контроль «Талибана»* перешло до 90 процентов провинции Фарьяб.
Не менее ожесточённые столкновения происходят в Бадгисе. В приграничном уезде Мургаб повстанцы захватили несколько армейских контрольно-пропускных пунктов, частью уничтожив, частью рассеяв охранявших их солдат и завладев немалым количеством оружия. Кое-где солдаты сами оставляли позиции, отступая перед превосходящими силами противника. Также бои развернулись в соседнем уезде Аб-Камари. Другой приграничный район - Гормач - контролируется талибами уже несколько лет.
Ещё одной примыкающей к туркмено-афганской границе провинцией является Джаузджан. Положение здесь также близко к критическому. Бои ведутся даже в административном центре - городе Шибарган, не говоря уже о сельской местности. Талибам удалось в значительной степени парализовать движение по стратегической автотрассе Шибарган - Мазари-Шариф, совершая регулярные атаки на охраняющие её полицейские посты.
Тяжёлая для Кабула ситуация на северо-западе не на шутку встревожила правительство и западные оккупационные силы. В январе Фарьяб посетили министр обороны Афганистана Асадулла Халид и командующий контингентом США и НАТО Остин Скотт Миллер. Вскоре после этого афганская армия при поддержке западных военнослужащих начала широкое наступление на позиции боевиков. В Кабуле сообщают о серьёзных успехах. В частности, 24 января стало известно об уничтожении 60 с лишним талибов в уезде Кайсар (провинция Фарьяб). Среди погибших оказался видный функционер «Талибана»* Мавлави Гандам Али, который, как утверждается, был ответствен за финансирование повстанцев в пяти северных регионах.
Но обстановка в приграничных районах всё равно остаётся крайне напряжённой. На этом фоне стала появляться информация о начавшейся в Туркмении кампании по учёту резервистов. Базирующиеся за пределами республики издания ссылаются на некие источники в министерстве обороны. По их данным, всем военкоматам поручено проверить мужчин возрастом до 50 лет на предмет годности к военной службе. Связано это якобы с недокомплектом личного состава в ряде армейских частей.
На эти публикации отреагировало официальное интернет-агентство «Информационный портал Туркменистана». Сославшись на неназванного представителя штаба государственной пограничной службы, издание сообщило, что никакой подготовки к мобилизации резервистов не производится. «Компетентные органы ведут круглосуточный мониторинг оперативной обстановки на туркмено-афганской границе на предмет потенциальных угроз проникновения нарушителей, в том числе и различных вооружённых бандформирований, - заявил источник сайта. - Вооружённые силы с действующим личным составом в состоянии отразить любые потенциальные угрозы безопасности». При этом обращает на себя внимание сам факт публикации: прежде официальные издания демонстративно игнорировали сообщения эмигрантских ресурсов.
Осмелятся ли боевики проникнуть в Туркмению, пока неизвестно (хотя в прежние годы такие попытки предпринимались). Однако с большой долей вероятности они сильно осложнят реализацию международных проектов, участницей которых является Туркмения. Среди них - газопровод ТАПИ (Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия) и так называемый Лазуритовый коридор. Последний был официально запущен в декабре прошлого года и предусматривает строительство автомобильной и железной дорог, связывающих Афганистан, Туркмению, Азербайджан, Грузию и Турцию. Поэтому положение дел на границе с Афганистаном не может не тревожить официальный Ашхабад, даже если там уверяют в обратном.
http://gazeta-pravda.ru/issue/9-30796-29-30-yanvarya-2019-goda/afganskiy-veter-nesyet-ugrozu/