В узбекском городе Термез закрыта немецкая авиабаза. Это, однако, не означает прекращения сотрудничества республики с НАТО. В Ташкенте называют ошибкой вывод войск из Афганистана и принимают военную технику от США.
ПРИЗНАВАТЬ присутствие иностранных военных в своей стране власти Узбекистана не любили. Согласно утверждённой больше трёх лет назад «Концепции внешнеполитической деятельности», республика отказывается от вступления в какие бы то ни было военно-политические блоки, а также не допускает размещения на своей территории иностранных баз.
Тем не менее начиная с 2001 года в городе Термез на узбекско-афганской границе действовал объект, используемый бундесвером. Официально он именовался «транспортно-перевалочным пунктом» и использовался для переброски военнослужащих и грузов в Афганистан. В последние годы в Термезе находились около 300 немецких солдат. Кроме того, Ташкент разрешил Пентагону использовать базу в качестве перевалочного пункта для снабжения американского контингента в Афганистане.
Согласно официальной версии, база закрыта в связи с истечением срока её использования, а также с завершением афганской миссии бундесвера. Однако, как заявила совсем недавно министр обороны Германии Урсула фон дер Лейен, немецкие военнослужащие в ближайшие годы не покинут Афганистан. Напротив, их число будет увеличено с нынешних 850 до 980 человек.
Более правдоподобной выглядит другая версия. Позволив Берлину разместить базу в Термезе, узбекское руководство периодически повышало плату за аренду военного объекта. Первоначально Германия платила около 3 миллионов евро в год. В 2005 году плата поднялась до 12, затем до 16 миллионов. В последнее время Ташкент ежегодно получал 35 миллионов евро. Весной нынешнего года немецкий журнал «Шпигель» сообщил о намерениях властей Узбекистана поднять арендную плату до 72,5 миллиона евро. Но, по данным тех же немецких источников, двукратное увеличение расходов вызвало сильное недовольство депутатов бундестага.
Таким образом, делать вывод об охлаждении отношений Ташкента с НАТО преждевременно. Руководство республики выступает за сохранение военных сил альянса в Афганистане и наращивает военно-техническое сотрудничество с входящими в него государствами. Как заявил 12 декабря, на праздновании 20-летия нейтралитета Туркмении, президент Узбекистана Ислам Каримов, сокращение численности коалиции в Афганистане усугубило положение в этой стране, способствовало активизации экстремистских группировок.
В уходящем году Ташкент получил внушительную помощь в виде 308 американских бронеавтомобилей M-ATV и 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин. А в соответствии с пятилетним планом военно-технического сотрудничества между США и Узбекистаном Вашингтон на безвозмездной основе поставит в республику грузовые машины, катера и оборудование на сумму, превышающую 6 миллионов долларов. Кроме того, в рамках программы НАТО «Партнёрство во имя мира» в Ташкенте действуют курсы обучения офицеров узбекской армии английскому языку и военной терминологии. Как отмечалось на церемонии открытия, их целью является «более активное участие Узбекистана в сотрудничестве с партнёрами из НАТО».
Но как же быть с внешнеполитической доктриной, провозгласившей политику нейтралитета? Если перефразировать русскую поговорку, любая доктрина для руководства страны - «что дышло». И «поворачивать» его в Ташкенте не устали. Как призналась недавно посол США в Узбекистане Памела Спратлен, во время своего визита минувшим летом руководитель центрального командования вооружённых сил США Ллойд Остин обсуждал с властями страны вопрос создания американской военной базы. Подобные утечки появлялись и раньше, однако узбекские власти их всякий раз опровергали. Теперь же, когда источником информации стала глава дипломатического представительства, в Ташкенте предпочли отмолчаться.
В любом случае в принципиальности нейтралитета, объявленного руководством Узбекистана, есть большие сомнения. И не исключено, что, распрощавшись с одними иностранными военными, Ташкент пригласит других.
http://gazeta-pravda.ru/index.php/3117-бундесвер-ушёл-ташкент-пригласит-других