Истоки и смысл антикоммунизма

Aug 24, 2015 00:09

Представители левых взглядов привыкли объяснять антисоветизм и, шире, антикоммунизм глупостью или корыстью. Считается, что человек, который не просто критикует отдельные стороны советского проекта и коммунистической идеологии, а отвергает их от начала до конца, либо начисто лишен критического мышления и до корней волос обработан буржуазной пропагандой, либо ругает левую идею и все, что с ней связано, «за печеньки». Или, другими словами, за деньги или прочие выгоды от американского Госдепа, Фонда Сороса, Навального и проч. (список можно продолжать почти до бесконечности).

Все это так. Огульная критика раздается из уст и тех, и других. Однако в этой, на первый взгляд, стройной теории есть существенный изъян. Его предпочитают отбрасывать, не замечать, но помогает это мало. Мы продолжаем спотыкаться об эту назойливую коряжину, как бы ни хотелось нам ровной дороги и готовых ответов.

Этим изъяном является присутствие в антикоммунистическом лагере третьей группы. Эти люди не служат Западу (в широком понимании этого слова), да и назвать их недалекими язык не поворачивается. Как правило, это довольно эрудированные, хорошо образованные граждане, которые, тем не менее, на дух не переносят коммунизма, марксизма, СССР и все, что с этим связано.

Они-то и являются самыми опасными, самыми подкованными оппонентами в дискуссиях - тем более что испытанные методы борьбы, основанные на двух вышеназванных «постулатах», в случае с ними не действуют.

Кто же они, эти идейные антикоммунисты, идейные западники?

Прежде чем ответить на этот вопрос, выдвинем следующее предположение: искать истоки антикоммунизма и западничества нужно не только в рациональной сфере - сфере разума, но и области психики, включая подсознание человека.

Понимает ли человек (в данном случае мы имеем в виду именно последний тип - умных антикоммунистов), что преступления капитализма и Запада как его цивилизационного воплощения не то что на порядок - неизмеримо страшнее и «сталинских репрессий», и ГУЛАГа, и борьбы с диссидентством? Не может не понимать. Он прекрасно знает и об ужасах первоначального накопления капитала и колониальных захватов, и о преступлениях США во Вьетнаме и десятках других уголках планеты. Но это знание и это понимание насильно отринуто им, загнано в глубины подсознания. Загнано - но не уничтожено. Человек сам не осознает этого, но эти «постыдные», отвергнутые знания жгут его, тревожат, заставляют постоянно искать оправданий.

Кто громче всех кричит «Держи вора!»? Из старинной русской поговорки известно: сам вор. Но только ли потому, что хочет отвести от себя подозрения (то есть из сугубо рациональных соображений)? Думаю, нет. Сознание, пусть подавленное, собственной вины толкает преступника к поиску того, кто бы мог разделить его грех. Мол, я виноват - а этот-то еще жесточе, еще бесчеловечней! И угрызения совести вроде бы на какое-то время притупляются…

Ненависть антикоммуниста из этого разряда. Выискиванием «соломинок» они подсознательно хотят притупить боль от собственных «бревен», не дающих им покоя. Так получается, что далеко не белоперчаточные, но в тех условиях необходимые действия советских вождей вроде репрессий или коллективизации, возводятся в ранг тягчайших преступлений в истории человечества.

Но антикоммунизм - это не только критика конкретных явлений советского прошлого и определенных положений марксизма. Антикоммунист ополчается на все, что так или иначе связано с нормами человеческого общежития. Доступные медицина и образование, этические устои, взаимопомощь, альтруизм… Все это клеймится как «пережитки прошлого», «опасные заблуждения», «родимые пятна патернализма» и т.п.

Здесь, очевидно, включается тот же психологический механизм. В подсознании человека заложено, что все эти «родимые пятна» - единственно правильные основы человеческого бытия, условия выживания человека как биологического вида и члена общества. Исследования последних лет доказывают, что взаимопомощь заложена в генотипе всех более или менее развитых живых существ, включая человека. Бросаясь спасать тонущего ребенка, человек руководствуется не рациональными суждениями, а инстинктивным порывом.

Антикоммунизм, либерализм подавляют эти естественные и нормальные стремления, что приводит к тотальному, зачастую агрессивному отрицанию всего, связанного с общим. Антикоммунизм - это конвульсии несчастного индивида, отвергающего естественные, коммунистические основы человеческого бытия.

Из всего этого следует, что борьба за коммунизм - куда более сложная задача, чем кажется отдельным товарищам, привыкшим видеть в противнике глупца или сребролюбивого лжеца. Борьба за коммунизм - это перестройка всей среды, которая с детского возраста превращает человека из альтруиста в эгоиста. Тяжело? Тяжело. Но другого пути нет.

Теория, Мысли, Коммунизм

Previous post Next post
Up