На лакомый кусок появились претенденты

Dec 11, 2013 22:22

В ближайшие недели Таджикистан может столкнуться с серьёзнейшим энергетическим кризисом. Это неминуемо произойдёт, если прекратит работу Сангтудинская ГЭС-1. Причина заключается в конфликте между налоговым комитетом республики и совместным российско-таджикским предприятием, которому принадлежит гидроэлектростанция. Инвесторов обвиняют в неуплате налогов, однако в самой компании вину отрицают.

В СИТУАЦИИ, которая сложилась вокруг Сангтудинской ГЭС-1, своя правда есть у каждой из сторон. С формальной точки зрения действия налогового комитета при правительстве вполне законны. Российско-таджикское ОАО «Сангтудинская ГЭС-1», владеющее станцией, задолжало казне 52 миллиона сомони (362 миллиона рублей) налоговых поступлений. В связи с этим 29 ноября налоговый комитет принял решение об аресте счетов компании, а 4 декабря списал с них средства в размере суммы долга.

Что касается самой компании, то там факт задолженности признают, но винят во всём государственный энергохолдинг «Барки точик», которому владельцы ГЭС продают вырабатываемую электроэнергию. Как говорится в распространённом заявлении руководства ОАО, холдинг задолжал компании 404 миллиона сомони (почти 3 миллиарда рублей). С начала текущего года оплачено всего 58% произведённой электроэнергии, но, поскольку налогообложение осуществляется по факту поставки продукции, а не по факту её оплаты, долг «Барки точик» не учитывается при расчёте налоговых обязательств открытого акционерного общества.

То, что государственный энергохолдинг безответственно относится к своим долговым обязательствам, известно давно. На это неоднократно обращали внимание коммунисты Таджикистана, заявляющие, что из-за коррупции и непродуманной тарифной политики «Барки точик» превратился в убыточное предприятие. В правительстве о долгах холдинга, разумеется, знают, но, тем не менее, дали команду взыскать долги с Сангтудинской ГЭС-1 (вряд ли столь серьёзное решение принималось исключительно на уровне руководства налогового комитета). При этом, как отмечают в совместной российско-таджикской компании, её акционеры неоднократно обращались в уполномоченные инстанции республики по вопросу налоговой задолженности. В качестве одного из вариантов предлагалось погасить долги ГЭС перед бюджетом путём зачёта задолженности холдинга «Барки точик» перед станцией. «К сожалению, до настоящего времени ответ на данное предложение не получен», - говорится в заявлении.

Между тем сложившаяся ситуация может иметь крайне неблагоприятные последствия для Таджикистана. Напомним, что каждый год в республике вводятся ограничения подачи электроэнергии. По причине маловодья рек в зимний период ГЭС на 30-40% снижают выработку энергии, а это приводит к массовым веерным отключениям. В этом году лимиты были введены в конце октября. По информации руководства холдинга «Барки точик», свет в дома жителей подаётся по 15 часов в сутки, однако из регионов поступают жалобы на куда более жёсткие ограничения.

Частично решить проблему должен был запуск на полную мощность Сангтудинской ГЭС-2, которую Таджикистан возводит при помощи иранских инвесторов. В начале сентября этого года был сдан в эксплуатацию второй гидроагрегат станции, однако он до сих пор работает в тестовом режиме. По словам таджикских энергетиков, для полноценного функционирования агрегата недостаточно воды в реке Вахш, в связи с чем нужно ждать весенне-летнего периода.

Конфликт вокруг Сангтудинской ГЭС-1 может ухудшить и без того непростую обстановку. Руководство станции (на долю которой, кстати, приходится 15% вырабатываемой в Таджикистане электроэнергии) заявило, что располагает резервом для обеспечения работы ГЭС лишь в течение 5-7 дней. После этого эксплуатация станции станет невозможна. «Применение принудительных мер взимания налогов нанесёт непоправимый ущерб финансово-производственной деятельности компании и приведёт к полной остановке станции в тяжёлый для Таджикистана зимний период», - сообщил генеральный директор ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» Павел Лавров. В компании назвали и примерные сроки вынужденного простоя - 5-6 месяцев.

Действия таджикской стороны в этих условиях можно объяснить либо недальновидностью чиновников, либо намеренным давлением на российских инвесторов. Второй вариант нельзя исключать, учитывая повышенное внимание ряда зарубежных игроков к таджикской энергосистеме. В связи с этим нелишне будет отметить, что совсем недавно был реанимирован проект CASA-1000, предусматривающий экспорт электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан. Его предварительная стоимость - около 1 миллиарда долларов. В этом месяце в Таджикистане пройдут консультационные встречи по данному проекту, а уже в следующем году, как заявляют в министерстве энергетики республики, начнётся его реализация. Инициатором проекта выступает госдепартамент США, а финансирование берут на себя Всемирный банк (штаб-квартира в Вашингтоне) и Исламский банк развития (штаб-квартира в Джидде, Саудовская Аравия). Учитывая, что России принадлежит 75% акций ОАО «Сангтудинская ГЭС-1», не исключено, что на этот лакомый кусок появились претенденты.
http://gazeta-pravda.ru/content/view/16596/79/

Россия, Таджикистан, Статьи

Previous post Next post
Up