Взятка породистым скакуном. О ситуации в Киргизии

Aug 20, 2012 11:07

Больше половины населения Киргизии - беднота

Несмотря на сезон отпусков, в Киргизии продолжается достаточно бурная политическая жизнь. На кону находится судьба правительства и бюджета, а также социальная стабильность.

ИНИЦИИРОВАННАЯ ещё в июне процедура выражения недоверия премьер-министру Омурбеку Бабанову была временно заморожена с уходом 1 июля депутатов парламента на двухмесячные каникулы. Несмотря на это, ряд народных избранников идею отправить главу правительства в отставку до начала осени не оставили и планиру-ют созвать внеочередную сессию Жогорку Кенеша в августе. Среди выдвинутых в отношении премьера обвинений - как неспособность решить серьёзные экономические проблемы, так и подозрение в получении взятки.

Как было заявлено на заседании парламентской фракции «Ата Мекен» (которая активно выступает за отставку Омурбека Бабанова), глава правительства получил взятку от турецкой компании за заказ на строительство новой аэронавигационной башни в международном аэропорту «Манас». Любопытно, что взятка, по словам депутатов, была дана премьер-министру не деньгами, а породистым скакуном стоимостью около 1,5 миллиона долларов. При этом, как утверждают парламентарии, у них есть неопровержимые доказательства преступления.

Экономическая ситуация в Киргизии тем временем вызывает всё большую тревогу как у экспертов, так и у простых жителей. За первое полугодие текущего года промышленное производство в республике сократилось на 31,6 процента, а ВВП - на 5,6. Связано это с сокращением работ на золоторудном предприятии «Кумтор», которое является основным источником финансовых поступлений в бюджет страны.

И если первоначально падение объёмов производства было связано с чисто технологическими причинами (исчерпание запасов на одних участках и начало разработки других), то впоследствии к ним добавились и политические факторы. В парламенте Киргизии была образована депутатская комиссия по проверке деятельности «Кумтора». По мнению народных избранников, компания систематически нарушает экологические нормы. Кроме того, речь идёт о том, что соглашение с канадскими инвесторами, заключённое в 2009 году, является несправедливым и требует пересмотра в сторону увеличения доли Киргизии в прибыли. Ряд депутатов и вовсе призвали к национализации золоторудного предприятия.

Инициатива киргизской стороны вызвала резкое падение стоимости акций инвестора - компании «Центерра голд инк.» (Киргизия, по соглашению, имеет в ней 33 процента акций). Кроме того, 10 августа на руднике были частично прекращены работы. В самом «Кумторе» это объяснили техническими причинами. Однако мало кто сомневается в том, что истинной подоплёкой этого решения стало желание владельцев компании оказать встречное давление на руководство страны. И давление это, надо признать, может быть весьма болезненным. Бюджет страны, а следовательно, социальные выплаты очень зависят от «Кумтора». Сокращение работ на месторождении неминуемо ведёт к дефициту госбюджета. Это уже вызвало ряд крайне непопулярных заявлений членов правительства.

Министр финансов Акылбек Жапаров, к примеру, признал, что казна уже недополучила 6 миллиардов сомов, что привело к сокращению средств, выделяемых на ремонт школ и оснащение учебных заведений необходимым оборудованием. А в качестве одного из решений этой проблемы министр предложил ввести мораторий на «излишние» социальные расходы. И в первую очередь лишить пенсионеров, работающих в бюджетных организациях, пенсий. По словам Жапарова, во времена СССР работающие в государственных учреждениях пенсионеры получали только 50 процентов зарплаты. Однако глава Минфина не уточнил, что советские пенсии позволяли пожилым людям безбедно существовать и даже помогать детям и внукам. В то время как в нынешней Киргизии средний размер пенсий меньше прожиточного минимума, и, чтобы хоть как-то выжить, пенсионеры вынуждены продолжать работать.

Заявление Акылбека Жапарова уже вызвало в республике волну возмущения, однако отказываться от планов радикального сокращения социальных расходов руководство Киргизии не собирается.

Между тем число бедных в стране продолжает увеличиваться. Как заявила на днях начальник управления государственных пособий и денежных компенсаций Министерства социального развития Жыпара Рыспекова, за чертой бедности в Киргизии по итогам 2011 года находились 36,8 процента жителей (в 2010-м этот показатель составлял 33,7 процента).

Однако официальные данные внушают, мягко говоря, недоверие. Согласно статистике, бедным считается человек, получающий в месяц менее 2154 сомов. Но при этом прожиточный минимум в Киргизии вдвое больше - свыше 4 тысяч сомов (и даже эта цифра вызывает множество нареканий, так как прожить на эти деньги очень сложно, учитывая стоимость продуктов питания и коммунальных услуг). По идее, уровень бедности и должен отталкиваться от этого показателя: если доход ниже прожиточного минимума, ты считаешься бедным. Однако власти пойти на такой шаг не решаются, поскольку в этом случае окажется, что бедных в республике - больше половины населения.

Непростая экономическая ситуация может подстегнуть рост и без того тревожных показателей. Климатические условия в этом году (весенняя засуха на севере страны, паводки и сели на юге) негативно сказались на урожайности ряда культур, в первую очередь - зерновых. Зависимость Киргизии от поставок пшеницы из Казахстана и России, таким образом, только усилится, что может вызвать в ближайшее время резкий рост цен на хлеб, являющийся основным продуктом питания для бедных слоёв населения. Избежать роста социальной напряжённости в этих условиях будет очень сложно.
http://gazeta-pravda.ru/content/view/12002/74/

Кыргызстан, Статьи

Previous post Next post
Up