На северо-западе Европы есть страна с уникальной и древней историей и культурой - Бретань. Причем образование здесь независимого государства относится к IV в. (ни Франции, ни других современных европейских государств тогда в помине не существовало).
В XV-XVI вв. Бретань была последовательно покорена Францией, причем ценой огромных жертв. После этого страна была постепенно лишена последних остатков самостоятельности, а позже - и культуры. Чем не геноцид?
Под французскую корону Бретань была подведена в начале XVI века - силой, и сила эта была применена к четырнадцатилетней девочке. Ее звали Анна, и она была герцогиней Бретани, представительницей пресекшегося по мужской линии рода Дрё. Чтобы взять ее замуж, король Карл VIII подверг город Ренн такой свирепой и безжалостной осаде, что спустя 500 лет, в 1991 году, реннцы отказались праздновать юбилей этого брака.
Бретонцы, до сих пор обожающие свою скромную «герцогиню в сабо», охотно расскажут вам долгую историю ее короткой жизни: бретонские права и бретонские свободы Анна отстаивала упорно и последовательно.
Невзирая на присоединение к Франции, Бретань осталась в достаточной мере сама по себе. У нее был собственный парламент, основанный как раз умницей Анной: ни один королевский налог не мог затронуть бретонцев, минуя его. Строго говоря, бретонцы сами решали - какой налог они будут платить и в каком размере. Бретань делилась на четыре епископских земли - Трегор, Леон, Корнуайль и Ваннетэ. Все прошло и быльем поросло. Три века флаг с черно-белыми горностаями верно служил лилейно-белому.
Только чума XVIII столетия - французская революция навсегда противопоставила Бретань Франции и Францию... Республиканская Франция не простила бретонскую верность Франции королевской.
Осмысленное деление края по епископским кафедрам было заменено взятыми с потолка четырьмя департаментами. Сам бретонский язык было решено извести. По начало XX века в школах Бретани практиковался унизительный и мерзкий обычай. Если ребенок случайно, хотя бы на переменке во время игры начинал говорить по-бретонски, его наказывали так называемым «знаком». «Знак» мог быть чем угодно: рваным башмаком, дырявым камнем - словом, какой-нибудь дрянью. Дрянь эта вешалась ребенку на шею, и он должен был таскать ее, пока, и в этом самое мерзкое, не настучит на другого заговорившего на родном языке ученика. «Знак» перевешивался с маленького доносчика на новую жертву, чтобы дальше навязывать выбор между башмаком на груди и стукачеством. Какая прекрасная демократическая педагогика!
Противостояние между Бретанью и Францией продолжается по сей день. Девяностые годы прошлого века помнят манифестации доведенных до безумного отчаянья бретонских рыбаков, не могущих более конкурировать с промышленным ловом рыбы. Минул десяток лет - и опустели рыбацкие деревушки. Вчерашние рыбаки рассеиваются по городам в поисках работы, богатые парижане скупают их живописные домики для своего летнего отдыха.
В результате на сегодняшний день неповторимая бретонская культура почти ликвидирована. Равно как и бретонский язык (достаточно сказать, что его преподавание в местных школах - но и теперь лишь в качестве второго - было разрешено только в 1976 г.!).
Западные поборники "прав человека" фактически уничтожили древнюю страну. Но в Бретани продолжают
действовать силы, настаивающие если не на независимости от Франции, то на гораздо более широкой автономии.
Думаю, задача всех прогрессивных сил Земли - помочь этим движениям освободить свободолюбивый край от владычества ответственного за геноцид парижского режима.