Свержение правительства Сирии стало результатом интриг региональных и глобальных игроков - в первую очередь Турции, Израиля и США. Отдав страну во власть террористических группировок, они создали взрывоопасную ситуацию во всём регионе.
Дирижёры террора
Как недолеченная болезнь может обернуться серьёзными проблемами после временного облегчения, так и не устранённые до конца угрозы безопасности чреваты риском новых взрывов. Эту горькую истину испытала на себе Сирия. В 2016-2019 годах сирийским правительственным войскам при поддержке Ирана, России и движения «Хезболла» удалось отвоевать у мятежников большую часть страны. Но завершён процесс не был, и не столько по причине слабости армии, сколько из-за международных интриг. Внешнее вмешательство не просто сопровождало гражданскую войну - оно было определяющим. Никуда не делось оно и после коренного перелома, частично изменились лишь его формы.
Зарубежные силы - как поддерживавшие Дамаск, так и выступавшие против него - договорились о компромиссе. США сохранили присутствие на северо-востоке, где они опираются на преимущественно курдские «Сирийские демократические силы». Турция установила контроль над северо-западной провинцией Идлиб и рядом приграничных районов на севере. По договору с правительством Башара Асада в стране остались российский контингент и иранские военные советники.
Вечным статус-кво быть не мог. Удержание плацдармов государствами, которые добивались свержения законной власти и поддерживали боевиков, было продиктовано единственной целью - дождаться благоприятного момента и взять реванш. В Дамаске это хорошо понимали. Особую тревогу вызывал Идлиб, где окопались различные оппозиционные организации. Причём как относительно умеренные, так и откровенно террористические, включая отряды иностранных боевиков - чеченских, уйгурских, таджикских и т.д. Вся эта смесь враждовала друг с другом, а победительницей, к 2020 году подчинившей себе провинцию, оказалась группировка «Хайят Тахрир аш-Шам»*. «Выйдя из шинели» «Аль-Каиды»*, она долгое время была известна под названием «Джебхат ан-Нусра»*, призывая к джихаду и созданию всемирного исламского халифата.
В 2019-2020 годах правительственные силы несколько раз пытались ликвидировать «террористическое гнездо», но итог каждый раз был один. Турция требовала от участников «астанинского формата», прежде всего России, надавить на Дамаск, взамен обещая разоружить радикалов и пресечь их вылазки. Напомним, Идлиб был объявлен «зоной деэскалации» под контролем Анкары, однако заниматься наведением порядка та не спешила. С первых лет сирийского конфликта финансируя и вооружая мятежников, она нашла общий язык с боевиками. В Идлибе закрепились турецкие войска, под видом «наблюдательных пунктов» были созданы полноценные военные базы. Регион полностью зависел от турецкой помощи, включая поставки природного газа, электроэнергии, продовольствия и других, куда менее мирных, товаров.
Спекулируя на теме «курдского терроризма», Анкара подчинила себе другие территории на севере провинций Алеппо и Ракка. Формально они находятся под управлением сирийской оппозиции и созданного ею «временного правительства» со штаб-квартирой в турецком Газиантепе. Фактически районы превращены в протектораты. Реальные рычаги власти принадлежат пришлым «советникам», подчиняющимся губернаторам сопредельных провинций Турции - Хатая, Мардина и Газиантепа. Территории подключены к турецкой электросети, платёжным средством является лира. В школах введено обязательное изучение турецкого языка. Строительством мечетей и обучением имамов занимается управление по делам религии Турции.
На полном содержании Анкары находятся базирующиеся здесь отряды повстанцев, объединённые под общей вывеской «Сирийской национальной армии». Турецкий режим бросает их всюду, где у него есть экспансионистские интересы - будь то Ливия или Карабах. Официальная пропаганда навязывает жителям Турции мысль, что север Сирии (как и северный Ирак, греческие острова в Эгейском море и ряд других земель) - незаконно отторгнутый кусок страны. «Мы не гости там, а хозяева», - заявлял в 2020 году президент Реджеп Тайип Эрдоган, оправдывая помощь идлибским боевикам в боях с правительственными войсками.
Удар в спину
Понимали ли в Москве, что, помогая Анкаре, они закладывают бомбу замедленного действия? Наверняка. Однако прагматичные интересы вроде экспорта «голубого топлива» и перспектив создания совместного газового хаба заставили закрыть на это глаза.
По той же причине Россия выступила посредницей в инициативе Анкары восстановить дип-отношения с Дамаском. Несколько месяцев назад власти Турции предложили Асаду, которого ещё недавно называли «тираном, устроившим государственный террор», сесть за стол переговоров, а Москве - оказать на него влияние. Глава Сирии не исключил диалога, но обусловил контакты выходом Турции с занятых территорий и прекращением поддержки боевиков. «Нельзя решить проблему, не видя её истинных причин», - подчеркнул он. Эти справедливые условия в Анкаре отвергли. Там заявили, что сохранят на севере Сирии «пояс безопасности», а заодно потребовали от Дамаска заключить соглашение с оппозицией. Другими словами, Турция добивалась согласия на отторжение земель.
Получив отказ, Анкара вернулась к курсу конфронтации. 11 ноября Эрдоган демонстративно покинул зал заседаний во время выступления Асада на совместном саммите Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества в Эр-Рияде. Турецкие СМИ и чиновники принялись обвинять Дамаск, а заодно Россию и Иран в «бесчеловечных» ударах по Идлибу. Ещё до этого началась усиленная переброска оружия. Только за первые две недели ноября границу Турции с Идлибом пересекли около двухсот танков, БТР, грузовиков с военными грузами. Учитывая, что перешедшие в наступление исламисты имели бронетехнику и ударные дроны, «подарки» предназначались именно им. Для региональных изданий это «секрет Полишинеля». Газета «Аль-Араб», например, написала о длительной подготовке атаки турецкими и катарскими спецслужбами.
В эскалации Анкара цинично обвинила Дамаск. Глава турецкого МИД Хакан Фидан, который в пору руководства разведкой выстраивал тесные связи с экстремистами, заявил об «игнорировании законных требований оппозиции» и нежелании сирийских властей «примириться с собственным народом». Боевики, добавили в Анкаре, хотели провести «ограниченную операцию», а дальнейшее наступление вызвано, дескать, беспорядочным отступлением войск.
Следует уточнить, что именно ускорило отступление. 1 декабря, когда в Алеппо ещё шли бои, в тыл правительственным силам ударила протурецкая «Сирийская национальная армия». Объявив о начале операции «Рассвет свободы», она захватила города Телль-Рифъат, Ас-Сафира, ключевую авиабазу Квайрес.
Российские власти предпочли и теперь не портить отношения с партнёром. Вместо этого СМИ наполнились публикациями о «разложении сирийского режима» и «неблагодарности Асада», который-де не давал Москве выгодные контракты. В Анкаре (и не только там) это наверняка расценят как слабость, заняв более жёсткие позиции и по вопросу транзита газа, и по Украине.
Для Турции это возможность повысить ставки в торге не только с Москвой, но и с Вашингтоном. Совсем недавно Эрдоган признался, что хотел бы обсудить с Дональдом Трампом то, как «формировать развитие событий на Ближнем Востоке». В частности, Анкару не устраивает поддержка США курдских формирований.
Торжество стервятников
Победа исламистов выгодна и другим участникам «ближневосточной игры» - Израилю и США. Совпадение их интересов с планами Анкары трудно назвать случайным, а участие в эскалации - косвенным. Вашингтон много лет финансирует «временное правительство», есть много фактов поддержки Израилем и США идлибских группировок.
За неделю с небольшим до начала боёв Турцию посетил с визитом генсек НАТО Марк Рютте. Он был принят главами МИД, минобороны и самим Эрдоганом, похвалив их «за приверженность коллективной безопасности альянса» и военно-политическую поддержку Киева. Стороны обсудили укрепление оборонных связей. Вскоре после этого министр обороны Турции Яшар Гюлер сообщил о прогрессе в переговорах с США по поставкам истребителей F-35. Напомним, сделка была заморожена после получения Анкарой российского комплекса C-400. Теперь же, заявил Гюлер, «у Вашингтона больше нет возражений против использования Турцией C-400».
Незадолго до эскалации западные СМИ сообщили о послании Белого дома, переданном Асаду дипломатами ОАЭ. Оно касалось ряда американских санкций, действие которых истекает в конце года. Вашингтон обещал не продлевать их, если Дамаск откажется от союза с Ираном и перекроет каналы поставок оружия «Хезболле». Отметим, что карательные меры США, особенно принятый при Трампе «закон Цезаря», способствовали сильнейшему кризису. Иностранный бизнес, опасаясь рестрикций, избегал сотрудничества с Дамаском. Вероятно, сирийские власти ответили отказом, что привело к активации «плана Б».
Это часть общей антииранской политики. В конце ноября совет управляющих МАГАТЭ одобрил резолюцию, выдвинутую Великобританией, Германией и Францией при поддержке США. Тегеран обвиняется в нежелании сотрудничать с инспекторами агентства и увеличении запасов урана. В октябре против Тегерана был введён крупнейший за несколько лет пакет американских санкций. В него попали десятки компаний в сфере нефтяной и химической промышленности, танкеры и зарубежные фирмы, уличённые в торговле с исламской республикой. «Эти меры помогут лишить Иран финансовых ресурсов, используемых для поддержки его ракетной программы и террористических групп, которые угрожают Соединённым Штатам и их союзникам», - заявил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
Не могут не радоваться и власти Израиля. По опросам, правительству Биньямина Нетаньяху не доверяют две трети граждан, в случае досрочных выборов правящая коалиция потерпит поражение. В условиях продолжающегося расследования коррупционных преступлений премьера и ордера на арест, выданного Международным уголовным судом, это грозит политику весьма неприятными последствиями. В то же время оттягивать час расплаты военными авантюрами всё сложнее. За два месяца наземной операции в Ливане израильские войска продвинулись на отдельных участках не более чем на 2-5 км, и это несмотря на варварские бомбардировки. 27 ноября израильские власти вынуждены были согласиться на перемирие, предусматривающее вывод войск из Ливана.
Потерпев неудачу на этом направлении, Тель-Авив решил попытать счастье на сирийском. Ещё в ноябре его силы вошли в демилитаризованную зону между Сирией и оккупированными Израилем Голанскими высотами, начав возводить заграждения и дороги. Повысилась интенсивность авианалётов. За первые десять дней ноября израильские ВВС совершили восемь атак. Целями впервые стали позиции сирийских войск в непосредственной близости от Идлиба - в Ас-Сафире и Саракибе. Эти же города стали одними из первых целей наступления боевиков.
Возможно, от Израиля исламисты получили сведения о местонахождении иранских советников. В первые же сутки атаки погиб глава миссии - генерал-майор Киюмарс Пурхашеми. «Израиль поддержал наступление как возможность ослабить Сирию, здесь открываются возможности для перемен», - писала газета «Едиот ахронот». После падения Дамаска Тель-Авив пошёл на открытую агрессию, вторгнувшись на юг Сирии и нанося массированные удары по военным объектам. И всё это - при полном молчании нового режима. Назвав свержение Асада «историческим днём в истории Ближнего Востока», Нетаньяху признался: оно стало прямым результатом ударов, которые Израиль нанёс по Ирану и «Хезболле».
Не скрывают ликования и в западных столицах. «Падение режима Асада является основополагающим актом справедливости», - заявил Байден. В США намекнули на усиление военного присутствия в Сирии. Там привычно намереваются извлечь выгоду из хаоса, понимая, что наиболее вероятный сценарий - это фактический распад страны и перманентный конфликт по типу Ливии, Йемена и Судана.
Драматический откат ситуации в регионе заставляет сделать ещё один вывод. Утверждения о том, что западный мир испытывает агонию, а на смену ему победоносно шагает многополярный мир в лице БРИКС, скоропалительны. Первый продолжает весьма успешно добиваться своих целей, в то время как второй пока не научился ставить долгосрочные интересы впереди сиюминутных.
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.
https://gazeta-pravda.ru/issue/138-31631-1316-dekabrya-2024-goda/predreshyennaya-tragediya/