Похоже, вчерашний документ уже слит в унитаз. Вполне возможно, что и принят он был лишь для того, чтобы более-менее «красиво» закончить переговоры. И сразу подразумевалось, что ничего не улучшится, и стороны уже через несколько дней будут обвинять друг друга в духе «мы-то подписали честно, хотели выполнить, но вот эти редиски всё сразу нарушили».
В самом деле, о чём я уже писал вчера, трудно ожидать чего-то прорывного, если не разрешены два главных вопроса. Первый (внутренний) - о «нейтральности» киевских властей. Второй (внешнеполитический) - о нейтральном статусе Украины.
Оба вопроса решить очень трудно. Первый - потому, что центральная власть пока (и, видимо, надолго) чрезвычайно слаба, чтобы высвободиться из-под давления даже относительно малочисленного (но активного) ПС. Да и сама власть в значительной части состоит из подобных (хотя и умеренных) националистов. И, похоже, добровольно ограничивать себя (напр., созданием коалиционного правительства, вместе с ПР, КПУ) они не будут, и толпа с майдана не позволит. Характерно, что и.о. министра иностр. дел Дещица почти сразу «подправил» вчерашние договорённости о прекращении долговременных митингов, заявив, что майдана они не касаются, т.к. «активисты на майдане находятся легально». В самом деле, я не представляю, как бы они распустили майдан? Уговоры там не помогут, а разгонять - кишка тонка.
Кстати, ещё 26 февраля на Газете.Ру было
хорошее интервью с историком Алексеем Миллером, в котором он уже тогда заметил: «Не они ведут движение, а движение куда-то идет с другими лидерами, а они стараются не отстать... Их идеал хорошо отражен в украинском гимне... Украина должна быть украинской, должна восхищаться Бандерой, должна быть единой и мобилизованной, и нация превыше всего. И этот идеал неосуществим. Очень опасно, когда идеал расходится с тем, что возможно. Угроза того, что перед тем, как понять это, они наломают дров, довольно велика».
Между тем, украинское правительство ожидает проект новой Конституции к 1 октября. Целых 5 месяцев, и это только на проект! «A bridge is too far…» Кроме создания коалиционного правительства, делу могло бы помочь что-то типа общенациональной Конституционной комиссии (с представительством всех более-менее значимых партий, этнических, языковых и религиозных групп). Но это тоже маловероятно, по причинам, уже изложенным в предыдыдущем параграфе.
Хотел написать и о трудностях решения второй проблемы, о нейтральном статусе Украины, но уже и так получился слишком большой текст. Так что отошлю к
новой статье Миллера - в ней, ближе к концу, об этом хорошо сказано, на мой взгляд.