(очень рекомендую этот жж!)
Оригинал взят у
cicerone2007 в
Ферапонтовские небесаНебо я увидела, когда мы вышли из церкви Рождества Богородицы. Монастырская ограда отсекала нас от суетного мира, и после фресок Дионисия глаза устремлялись только к небесам. А может быть, все, что мы увидели в храме, просто приблизило нас к горнему миру?
Первое паломничество в Ферапонтов монастырь я совершила на третьем курсе. Группа студентов-искусствоведов впервые в истории истфака МГУ победила в социалистическом соревновании. На заседании комитета комсомола я предложила нашу группу премировать поездкой в Ферапонтов. Самое смешное, что так и сделали, освободили нас на несколько дней от занятий, оплатили дорогу и ночлег. Было это безумно давно. В памяти от той поездки остались озерная ширь и нежная голубизна фресок. Что-то было закрыто лесами реставраторов. Сейчас музей показался мне вполне обустроенным. С экскурсоводом нам повезло: с собором нас знакомила хранитель фресок Дионисия.
Первая фреска, которую видит посетитель музея, когда-то находилась снаружи. Она украшает западный портал храма. У двери нас встречают архангелы Михаил и Гавриил. В средней зоне повествование о рождении Марии, а выше расположен Деисус.
Каменный собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году, а расписан Дионисием с сыновьями в 1502. И эти нежнейшие сцены из жизни Богоматери возникли тогда же, когда Леонардо да Винчи писал «Джоконду», а Микеланджело ваял «Давида».
Как ни прекрасны фигурные сцены, но благоговейно любуешься не только ими, но и декоративными деталями: «полотенцами» с медальонами и рельефным терракотовым пояском:
А какой чудесный орнамент стелется по килевидным аркам!
И все это - преддверие того чуда, что ждет внутри собора. Росписи Дионисия -единственный целостный древнерусский ансамбль, дошедший до нас без поновлений. Мастер, работавший в Успенском соборе Московского кремля, монастырях вокруг Москвы, известен нам сейчас как фрескист благодаря росписям в далеком храме на берегу северного Бородаевского озера. К нашему счастью, монастырь беднел, потом был закрыт, а у далекой приходской церкви не оказалось средств на обновление росписи. Именно это спасло росписи Дионисия, которые не были сбиты или записаны мастерами последующих веков. Их просто время от времени мыли. Реставраторы в течение нескольких последних десятилетий вели очистку росписей от многолетних загрязнений и укрепление красочного слоя.
В куполе одноглавого собора - традиционное изображение Христа Пантократора,
В простенках между окнами - Архангелы, а ниже, в медальонах полуфигуры Праотцов. В парусах располагаются Евангелисты. На подпружных арках - многочисленные изображения Святых.
В конхе апсиды - Богоматерь на престоле с Архангелами Михаилом и Гавриилом. На подпружной арке - изображения Пророков. Многократное повторение круга при изображении сияний и нимбов позволяет создать ощущение гармоничного мира, в котором парят фигуры. Время лишь усилило этот эффект. Слой красок истончился, сегодня фигуры смотрятся полупрозрачными.
Такими легкими тенями смотрятся сейчас Отцы Церкви, чьи изображения расположены на стенах апсиды. Их белые и крестчатые облачения словно источают свет.
В люнетах над конхой мы опять видим Богородицу. Сначала в сцене Покрова, а еще выше с младенцем Иисусом на груди. К ней обращены четыре Архангела. На подпружной арке, разделяющей эти изображения, - первосвященники Аарон и Мелхиседек, а в сияниях над ними два Серафима. Над благословляющей Богоматерью по восемь полуфигур Праотцов с каждой стороны и Серафимом между ними.
Остановимся, переведем дух, чтобы продолжить созерцание фресок в следующий раз. Кстати, у музея очень хороший сайт:
http://www.dionisy.com/rus/