Аттракцион невиданного жлобства, или Как Минфин экономит на наших жизнях

Nov 21, 2013 20:27

Потащено с ресурса "Материнство":

Статистика аварийности и смертности на российских дорогах удручает. Каждый год наша страна теряет по 28 тысяч человек погибшими в ДТП. Это население среднего районного центра. Еще 250 тыс. получают ранения - а это уже население большого города.


И всё-таки в сравнении с 34-мя тысячами погибших и почти 300 тыс. раненых в середине 2000-х нынешние показатели внушают осторожный оптимизм. Наилучшие были зафиксированы в 2010 году (26567 погибших), а в 2011-2012 смертность немного выросла и стабилизировалась на уровне около 28 тысяч в год. По 2013-му году данные предварительно-оптимистичные: число погибших за 10 месяцев 2013 года пока на 7% ниже, чем за тот же период в 2012-м.

Снижение тяжести ДТП связывают с несколькими причинами. Одной из них заслуженно называют стремительный рост доли иномарок в автопарке страны. Действительно, благодаря встроенным системам безопасности автомобили зарубежного производства гораздо безопаснее и для пассажиров с водителем, и для пешеходов.

Однако не менее важной причиной послужило то, что с 2005 года государство наконец-то озаботилось дорожной безопасностью и выделило 47 млрд. рублей на Федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Можно спорить об эффективности разделов программы, рассуждать о «распилах и откатах», но, как бы то ни было, за 7 лет действия программы число погибших и раненых на дорогах снизилось на 15%.

Казалось бы, успех нужно закреплять и наращивать. С 2012 года началось обсуждение следующей версии этой программы на 2013-2020 гг. В первоначальном варианте за 7 лет предполагалось потратить на дорожную безопасность 99 млрд рублей. В номинальном выражении это в 2 раза больше, чем за 2006-2012 гг., но учитывая инфляцию, реальный рост был бы скромнее (порядка 30-40%).

Почему «был бы»? Потому что по требованию Минфина расходы на эту программу обрезали в 3 раза, с 99 до 32 млрд рублей!

Знакомьтесь:


Анализ бедствия сделали журналисты Ленты.ру в статье «Русское бедное».


Самые большие сокращения коснулись обеспечения помощи пострадавшим при ДТП (в 16 раз!). В результате не будут ни строить вертолетные площадки в российских больницах (их планировалось 15 штук), ни создавать-реконструировать посты МЧС для размещения спасательной техники. Как известно, наиболее эффективна медицинская помощь в первый, «золотой» час. Учитывая размеры территории страны, отказ от медицинской авиации неизбежно означает смерть в ДТП сотен людей, которых можно было бы спасти.

Второй по силе удар нанесли по безопасности детей. 300 школ и детских садов по всей стране остались без целевых средств на ремонт и оборудование знаками прилегающих улиц. Нам ведь для детей ничего не жалко, не так ли?

Давно известно: две главные причины смертности на дорогах - гибель пешеходов и лобовые столкновения! «Лечатся» они барьерными ограждениями и новыми светофорами. Но все это Министерство финансов и г-н Силуанов тоже считают роскошью: раздел ФЦП по повышению безопасности на дорогах и организации движения урезали с 40 миллиардов рублей до 13! Так, из программы полностью исключили строительство барьерных ограждений (планировалось построить 1600 км). Расходы на установку пешеходных ограждений сокращены в 1,5 раза, как и реконструкция и строительство светофоров. Затраты на повышение пропускной способности перекрестков - в 2 раза. Работы в аварийных местах решили оценить количественно, а не по километражу (144 штуки вместо 620 км), а расходы на них сократили в 4 раза!

Что интересно, расходы на строительство надземных переходов сокращать не стали. Вот только г-ну Силуанову невдомек: если на трассе построить надземный переход, но не сделать барьерные ограждения по бокам и в центре, многие будут продолжать переходить по земле в нарушение правил. Хорошенькая забота о безопасности, ничего не скажешь.

Что же произошло с расходами на рекламу, пропаганду и нормотворчество? А их сокращать не стали! Так что вместо реального повышения безопасности нам будут рассказывать о безопасности и рекламировать ее. Будут тра-ля-лякать, а не действовать.

Итак, сокращение расходов на безопасность дорог Минфин провел с особым цинизмом. Он ее не просто обрезал, а кастрировал, сократив в первую очередь адресные вложения в решение конкретных проблем. Такое впечатление, будто кое-кто полагает: россиян развелось слишком много, пора прореживать популяцию. «Не я же изобрел естественный отбор?».

Чтобы подсластить пилюлю, целевые показатели программы оставили неизменными: "сократить смертность в ДТП к 2020 году до 19925 человек, то есть почти на 29%". Вы не забыли, что по итогам предыдущей программы за 47 млрд смертность за 7 лет снизилась всего на 15%? Теперь денег на следующие 7 лет в реальном выражении выделяют вдвое меньше, а целевой показатель ставят вдвое выше! Это даже не научная фантастика; похоже, г-н Силуанов всерьез намерен отобрать у г-на Чурова славу главного "волшебника".

Допустим, цену человеческой жизни г-н Силуанов не понимает. Зайдем с другой стороны: по заявлениям Правительства, «размер социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий за 2004 - 2011 годы оценивается в 8,2 триллиона рублей». Потраченные 47 млрд за 7 лет - это всего 0,5% от суммы ущерба, "аж" пол-копейки на рубль! Теперь и того кажется много, хочется потратить всего 0,3%. Антон Германович, вы правда считаете, что лучше потерять 8 триллионов, чем вложить 50 миллиардов?

Что делать?

На мой взгляд, любому человеку, которому не все равно, сколько сограждан погибнет на наших дорогах, следует обратиться к Министерству финансов и Правительству России с требованиями:
1. Не сметь экономить за жизнях сограждан! Увеличить объем ФЦП по безопасности до изначально запланированных сумм (99 млрд. рублей).
2. Приоритет в финансировании отдать детской безопасности, помощи пострадавшим в ДТП и главное - конкретным решениям по повышению безопасности движения: установке разделительных и пешеходных ограждений, точечной работе по местам повышенной аварийности, строительству светофоров, освещению пешеходных переходов.

Если Минфин будет упорствовать, есть 2 мысли, как исправить ситуацию.

Первое. Поступить с Минфином по аналогии: сократить прямо сейчас всему министерству зарплаты в 2 раза, а целевые показатели им увеличить в 2 раза. Сэкономленные средства пустить на безопасность движения.

Второе. Если г-н Силуанов всерьез верит, что за в 2 раза меньшие деньги реально добиться в 2 раза лучших результатов по снижению смертности, следует его серьезно замотивировать. Так сказать, установить KPI. Скажем, за каждый недовыполненный процент по снижению смертности назначить ему по 1 году тюремного заключения. Вот снизится к 2020-му году смертность всего лишь на 15% вместо 29% - пожалуйте на нары на 14 годочков, Антон Германович.

Радикально? Антиконституционно? Не более, чем неописуемое государственное жлобство минфиновских крохоборов на человеческих костях.

злое, маразм крепчал, люди, кросспост, политика

Previous post Next post
Up