Солнце светит и все еще греет, но ходит уже совсем по-зимнему низко, и привычные летние места, где я обычно сижу, теперь в тени и холодные. Переставила кресло, и новые ракурсы доставили массу интересного. Оказалось, что крыша над первым этажом (над вторым я снизу не вижу) - очень популярное тусовочное место. И царем горы окрестности оглядишь,
и материал для зимних укрытий найдешь
Сразу поясню, что мох растет только на скате, который все время летом в тени деревьев. Mы его не счищаем, потому что я позвонила в компанию-производитель, и они уверили меня, что покрытию и 50-летней гарантии на него мох не повредит, а вот если его водой под давлением счистить, то верхний "наждачный" слой сдерется, и тогда индейская изба вам, а не гарантия.
С некоторым холодком внутри жду, когда дятлы откроют для себя громкие свойства алюминивых крышек над водостоками - вот уж где стук на всю перадорскую разнесется, никто территорию не оспорит. Но пока только молодые кардиналки деликатно постукивают коготками,
ожидая своей очереди у удобной кормушки
заметно, как сильно отличаетcя темный окрас "лица" у взрослой мамы-кардинала от ее, возможно, дочки.
А еще дятлы построили зимний Теремок в сухой сосне, выдолбив не один, не два а целых семь дупел, и там уже к ним "прописались" и чижи, и сиалии,
каждая птичка сторожит свое дупло
но надо дождаться пасмурного дня, чтоб нормально получилось сделать картинки, снимая против солнца, - дятлы упорно долбят с северной стороны, и все дупла в тени.
Какая же классная была в этом году осень! Лес пах арбузами весь октябрь. Шли обычным чередом сложные процессы - заканчивался синтез хлорофилла в листьях, все полезное постепенно скачивалось и запасалось деревьями на зиму в ствол и корни. Было сухо и солнечно, очей очарование наливалось, как спелое яблочко антoцианинами с каждым днем все ярче, и мы с собачкой на очередной прогулке единогласно постановили, что нынешняя осень удалась. Она (собачка) как очевидный эксперт, тоже имела что сказать на тему "откуда в сосновом бору взялся головокружительный запах арбуза", арбуза не забытого на грядке, не перезревшего и скисшего, а только что с трудом взгромозденного на стол, взрезанного и треснувшего под острым ножом, ярко-красного и сахарного на сколе. За столько лет нашего знакомства мне приятно думать, что я научилась разбирать вдумчивые взгляды или характерные наклоны умной собачьей башки, но на этот раз мне явно хвостом виляли и ушами встряхивали: It's all in your head!, что-то типа "навыдумывала тут" со снисходительной улыбкой. Вообще-то это не только я, вона у великих (Куприн, Толстой, Бунин) сколько раз мороз или снег пах разрезанным арбузом , и вообще фруктово-ягодные ассоциации прилетают часто, и любимое у Мандельштама "снег пахнет яблоком как встарь". Но мороза-то не было. Была сухая, солнечная, теплая осень. Вот как дождь пролился, так понятно и ожидаемо пахнуло петрикором - "запахом дождя в лесу": растения в засушливые периоды выделяют масла, которые поглощаются почвой, во время дождя эти масла высвобождаются в воздух вместе с химическим соединением геосмином, метаболическим побочным продуктом актинобактерий, который мы ловим при титре пять молекул на миллион - да, собачка, люди иногда тоже классные нюхачи. Озон в грозу ярко меняет вкусовую палитру воздуха и взбадривает. Но арбузный запах сбивал с толка, и так и остался неразгаданным диссонансом.
Когда будущие внуки дорастут до органической химии, мы пойдем с ними в осенний лес с парфюмерными флаконами, соберем в них запахи после дождя, плотно закроем хорошо притертыми хрустальными крышками. И когда на доске нарисуют бензольные кольца зависимости структуры и цвета антоцианов от pH среды, (внукам "грозит" дополнительное домашнее образование), у них будут не только красные, пурпурные, синие и желтые всполохи перед глазами, но и аромат упавшего очей очарования, только крышечку приоткрыть.
Завтра на День Багодарения на улицe будет пахнуть жареными индейками, ибо готовятся они долгими часами, и у всех отлично работают вытяжки. A лес тут совсем ни при чем.