Жизнь бежит, а я не пишу. Не успеваю.
Вчера добралась до Салона, обрадовалась: в этот раз у них там лейтмотивом модерн, есть хорошие стенды, включая наши (дада, формально я отделилась от клана, но эмоционально все равно "наш", конечно). Ну, думаю, два часа есть -
сейчас все обойду. Какой! Мальчишки приехали, Любаша пришла, приятели мои с антикварными каминами на прежнем месте - два часа протрещала как сорока да прохихикала, так и не посмотрела ничего. Очень соскучилась по мальчишкам, в московской жизни мне их часто не хватает.
Видела на третьем этаже две отличные гравюрки, одна с какими-то ушастыми змеями, а вторая с птичулями, средняя из которых - просто мой кармический двойник. Сейчас думаю - ну вот почему не купила? Завтра снова пойду, смотреть все обстоятельно.
С другой стороны, все те же лица, все так же на втором великосветское припудренное выжидание, свет и инкогниты в пиджачках с хищными лицами (а, впрочем, элемент абсурда вкрался и туда - видела ряженого в форме второй мировой, очень пригодного для третьего этажа, но совершенно неуместного на втором), а на третьем - веселый зоопарк. Ковры, патефоны, статуэточки, карты и книги, россыпи дамских штучек и твердый, как топор, запах выпитого и пролитого коньяка. Люблю Салон, такой он водевильный.
**
Сегодня же была в музейных фондах, ездили отбирать материал. Вот там меня постигло чувство священного трепета перед застывшей историей, а потому и счастья (как не прийти в восторг, оказавшись в таком заповеднике? я вообще люблю места, куда нормальных людей не пускают). Некоторые музеи - действительно back in USSR, билетик лет на семьдесят назад - люди, помещения, антураж как будто законсервировались в тех временах. Каменные вазоны на 30 лет создания СССР в человеческий рост, помпезная скульптура, подарки Брежневу, столы размером с аэродром, заваленные истлевающими папками и подшивками журналов за тридцатые годы, громадные картины, намотанные на гигантские бобины-барабаны; кое-где желтая калька надорвана и виднеется темная живопись. Архивные раздвижные стенды, плотно притиснутые друг к другу; они скользят по рельсам, и, чтобы раздвинуть их, приходится крутить огромные ручки-колеса, похожие на штурвалы; в этот момент чувствуешь себя капитаном. Картины, как рыбы, прочно пойманы в железные сетки. Реставрационные мастерские, напоминающие классы во время урока труда. Сырые длинные коридоры. Крутые лестницы. Я бы приплатила за такую экскурсию, а мне все достается бесплатно.
**
Замечаю, что восприятие советской живописи внутри меня меняется. Раньше интересовал преимущественно добрый, лобовой такой соцреализм, потом меня немного перебросило к ОСТовцам, а сейчас вдруг стала симпатизировать шестидесятникам, суровому стилю. Оссовскому, Попкову, Салахову, Васнецову-внуку даже.
Цвет стал интересен, кроме прочего. Раньше вот такая вещь бы мне не понравилась, я бы не поняла ее -
а сейчас очень. Это как раз Андрей Васнецов, внук того самого Васнецова-сказочника. 1968 год.
Раньше бы я сказала, что тот, кто заявляет о симпатии к подобного рода произведениям, просто выпендривается. Хорошо, не сказала бы. Но подумала.
Ну, по части цвета, это со мной Малевич в свое время поговорил, конечно.
А в ИРРИ видела очень крутого, на мой взгляд, Оссовского, причем современного, 2005 года:
Раньше бы тоже мимо прошла и поморщилась.
Или вот Валентин Сидоров, которого я впервые вживую увидела в ГРМ - он там как-то немилосердно задвинут в пыльный угод между ЖК-дисплеем и выходом, и даже не освещен как следует почему-то (вот тоже вопрос). Одна из моих любимых картин, это 1973 год, она называется "Возле старых сараев" -
Это такой особенный художник, у него главным героем всегда оказывается небо. Небо и маленькие люди, дети или взрослые дети. И иногда земля. Но чаще небо.
**
Благодаря затейнице Аннушке советская живопись, кстати, осуществила энную по счету реинкарнацию: моя крошка заказала у дружественного производителя чехол для айфончега с соцреалистической картинкой из нашего сообщества. Получилось круто, я собираюсь повторить этот номер, а в комментах уже собралось несколько последователей. Так тема соцреализма (не впервые, зато знаково) вышла из сферы искусства в область промышленного дизайна, а, значит, стала ближе людям.
Вообще, несколько раз уже говорили мне, что благодаря нашему
образовательному комьюнити в фб кое-кто увидел советскую живопись совсем иначе. Очень круто, очень рада, все не зря.
Вообще, все больше люблю сообщество, иногда там жгут в комментах подписчики, иногда АД шутит, на первое апреля, например, заставляя всю четверку с обложки - рабочего, колхозницу и салаховских летунов-демиургов - лететь в обратную сторону (фолловеры не всегда замечают наш юмор, ну и ладно), иногда подшучиваю в тегах я. Словом, негласный девиз - "советская живопись без нафталина", им и живем.
**
По второй работе (или третьей? или пятой?) ко мне приклеилась страна Япония и мгновенно меня загипнотизировала. Чем больше в нее погружаюсь, тем больше дивлюсь и одновременно не могу поверить, что действительно существует страна, в которой все вот так: канализационные люки как произведения искусства (ну вот, например:
http://goo.gl/AfYwZQ), апп, позволяющий следить за цветением сакуры в режиме онлайн, стиль хароджуку, безудержная порнуха, Хагакурэ, кодекс чести воина, и прочая прочая. В следующей жизни я бы, пожалуй, родилась японкой.
**
Поняла, что обливашки встроились в мою жизнь и стали привычкой; сегодня впервые за месяц не опрокинула на себя таз ледяной воды (очень спешила, не хотелось мочить голову), и организм почувствовал себя обманутым. Чего-то не хватило. Кстати, я говорила, что избавилась от метеозависимости? В это трудно поверить, но маленький скептик внутри меня посрамлен. Все оказалось легче, чем я думала: я нагородила такой огород вокруг своего недуга, что возвела его чуть ли не в ранг религии, а оказалось, что надо было только начать ложиться спать вовремя и обливаться ледяной водой. Не стану, не стану проповедовать метод и призывать под свои знамена, далеко не все готовы лезть на такой аттракцион, и это нормально, но мне помогло. Ну и дела.