Бывает ли у вас такое, что вдруг вы чувствуете, что вас что-то тяготит, но вы не можете осознать\вспомнить, что именно?А потом в итоге стоит просто сосредоточенно минут 5 - 10 подумать, все встает на свои места. Реже бывает, что снятся странные сны, от которых остается неприятный осадок на долгое время, и вы не понимаете, отчего такой осадок - ведь вроде бы не приснилось ничего ужасного, и только через несколько дней до вас доходит ассоциативная связь между тем, что снилось и тем, что волнует вас\беспокоит в реальной жизни. Как правило, как только эти связи в голове установлены, так и осадок отпускает. Потому что как минимум после осознания проблемы мозг переходит на иной уровень деятельности: он ищет уже решения проблем, а не тяготится (ну по крайней мере, у здоровых психически деятельных людей так).
Мне могут ответить на всю эту преамбулу: «Эк вы так все время самокопанием заняты? А я обычно четко в курсе, что меня тяготит!» Так вот, не переживайте, я тоже в курсе. И со временем на самокопание у меня тратится все меньше времени. И сегодня для того, чтобы вообще им не заниматься, я решила выписать и проанализировать топ-8 постоянно тяготящих меня проблем, чтобы уже заниматься только их решением, а не осознанием.
1. Преследующие повторяющиеся поломки в доме.
То насос накроется, то прибор какой полетит, то септик не работает. Как говорит мой муж, «В мире нестабильности охота хотя бы, чтобы стабилен был сортир!» Все это раздражает неимоверно и все одно сводится к очередным финансовым затратам. На сегодняшний день достал септик! Я вполне приемлю починку реле и насоса раз в пол года, все это обходится-то где-то в 500 рублей. А вот септик почему-то замерзает, и каждый раз заливает дорогие насос и компрессор. Ну решение тут очевидно: искать причину замерзания! Или менять мастера, который этим занимается, если опять не справится.
2. СВО.
Пожалуй из всех единственная проблема, решение которой найти ну крайне трудно! Если не сказать, почти невозможно. Пока все относительно спокойно, но реально нависает неизвестность. После всех событий последнего года не знаешь, чего ждать в следующую минуту: нападение на твою территорию, мобилизация мужа (чего я с семьей вряд ли переживем). Ехать за границу нам сейчас слишком сложно и рисково. Да и опять же: кто дает гарантии, что за границей не будет волнений в ближайшую пятилетку? Остается только уповать на положительный человеческий фактор в случае мобилизации: у мужа весьма не стандартный случай. По букве закона мобилизовать его могут. Но по духу и по фактам у него столько недоотводов, что любой нормальный судья сочтет мобилизацию такого человека незаконной. Больная сумасшедшая мать, у которой нет ближайших иных родственников, кроме сына. Да, по документам она дееспособна, и оформить недееспособность быстро не получиться. Но по факту, совсем одна без присмотра не выживет. Жена инвалид первой группы (то есть я) и двое несовершеннолетних детей, один младенец. По букве закона за мной в случае мобилизации должна ухаживать моя 74-хлетняя мать, которая не признана нуждающейся в уходе сама, но по факту меня и двух детей она не потянет! У нее артроз двух тазобедренных суставов второй степени, прогрессирующий. И наконец, у самого куча болячек, не делающие его 100% не годным, но и не дающих точно нормально служить! И плоскостопие между 3 и 4 степенями, и высокий холестерин, и дерматит, и печень, и проблемы со сном.
3. Та самая мать мужа.
Очень тяготит то, что на нас висят заботы об этом человеке, с которыми мы не справляемся. Иногда я даже жалею о том, что мы забрали ее в наш город. Осталась бы одна в родном городе, пошла бы в дом престарелых, подруги бы ее навещали, а здесь она никому не нужна. Правда по закону муж вроде как обязан... И давление бы было на нас неимоверное, мол какие мы плохие... А мы реально не тянем ее! Ей нужно внимание и уход, которых мы дать не можем. В случае совместного проживания все сойдем с ума. Я старалась занимать ее первые годы, сейчас меня на это не хватает ни финансово, ни морально. Не знаю, почему! Ситуация подвисла в воздухе: недееспособности пока нет, критических поводов, чтобы класть в психушку, тоже нет, и слава богу, конечно. Но все на тонкой грани! И человек живет один в жутких условиях, навязывает общение (но общаться невозможно - человек совсем стал безумен, ведет исключительно бредовые и неприятные беседы, бестактен и бесцеремонен в большинстве случаев). Денег на ремонт ей нет. Мучает меня и совесть, и раздражение, и страх того, как все пойдет дальше... Не достанет ли она соседей, что те начнут с нас требовать мер... Не выкинет ли чего опасного для себя и окружающих, примут ли ее в обычный дом престарелых в случае необходимости (в ПНИ конечно не хочется сдавать... Это уж совсем...)
4. Моя мама.
Осенью после рождения сына я преодолела в себе очень большой барьер, связанный с раздражением на мою маму. Я разобралась в себе, поняла, чем и почему она меня раздражала. Просто происходит столкновение двух миров. Наше совместное пребывание с мамой в роддоме очень укрепило и усилило мои дочерние чувства к ней! Как она относится ко мне, к моему ребенку... Как трогательно было, когда она водила меня по коридорам роддома (врач сказал, надо ходить, чтобы не задерживались лохии)... Это были счастливые во всех отношениях дни! Я люблю свою маму. Но у нее проблемы: ей надо делать ремонт. Сестра дает на это деньги, а я руковожу ремонтом. Но у мамы свой взгляд на него, и мы начинаем ругаться...
Еще и постоянные реплики в мой адрес типа таких: «Дочь твоя хочет в цивилизацию, как все ее подружки. Сын вырастет - тоже захочет!». Я уже научилась реагировать на все это спокойно. Но иногда это подпорчивает настроение...
5. Моя сестра.
Эта проблема, конечно, заслуживает отдельного рассказа. Как нибудь соберусь - напишу. А пока кратко: сестра ненавидит нашу с ней общую маму. Давно ненавидит, еще с 90-х годов... Тому есть, как мне кажется, причины из детства: в отце, в том, что из-за моего заболевания мне уделялось больше внимания. Но сейчас эта ненависть и ревность, после утраты сестрой мужа и бабушки в один год, приобрели совершенно не здоровый вид. Все события из прошлого сестра вспоминает преувеличенными, острыми... Например, раз ударила - она вспоминает «избила». Все дошло до ручки. При встрече сестра оскорбляет маму, не дает ей слова, предъявляет нелепые претензии типа «На тебе клоунская шапка». Точно знаю, что после появления у меня сына ситуация еще больше усугубилась: сестра завидовала мне (говорила об этом практически не прикрыто), но при этом она тепло и адекватно общается со мной сейчас! И все зло выливает на маму. Потом ее, видимо, мучает совесть, поэтому она присылает деньги на ремонт, присылает деньги мне (говорит, чтобы сыну что-то купила, например). С одной стороны, типичное абьюзерское поведение, которое она «унаследовала» от своего мужа. С другой стороны, я вижу, как она страдает! Она одна, у нее единственная дочь с глубокой формой аутизма (и другие дети вряд ли будут, ей уже 46 лет), она как бы и хочет поучаствовать в жизни мамы, в моей жизни, но у нее ничего не получается из-за непроработанных в детстве обид. Мама страдает из-за этого. Так и говорит: «Как же это страшно, когда тебя ненавидит родная дочь». И я согласна с ней: это страшно!
Я не сплю от их постоянных ссор, от страданий мамы... Настоятельно советую им обеим сходить к психологу. Не знаю, может послушают меня и сходят все-таки. Но такого уровня пипец, как у них, не снимется одним сеансом.
6. Моя дочь.
Те, кто читал все мои предыдущие многочисленные депрессивные опусы про мою дочь, могут смело пропустить - этот пункт, вряд ли тут будет что-то новое.
Кратко: ситуация сейчас такая. Дочь нас с отцом слушается, на все спрашивает разрешение, не требует ничего, учится как может (она устает, поэтому часто пропускает школу). Может даже нам в чем-то помочь, когда очень надо. Есть, конечно, много другого положительного, но ключевая проблема: она прячет эмпатию в семье. А прячет ли? Может, ее и действительно нет. Она говорит, что никого из нас не любит, не позволяет обнять, может смотреть с нами кино или концерт, только выглядывая из своей комнаты. Она никогда не садится за стол с нами. Даже на новый год - сидит отдельно на кухонном столе. Она никогда не поздравляет нас с праздниками, с днем рождения. Такое же точно отношение выказывает и к младшему брату (если он раскричится, то может грубо даже сказать «Заткните его! Застрелите!» При этом с друзьями она обнимается, спешит навстречу, покупает подарки (просит у меня на это деньги, и я конечно даю). Она ласкает животных... Все это говорит о том, что сама по себе эмпатия в ней есть. Но почему-то не к нам, не к родным! Я много ночей проревела из-за сложившихся отношений с дочерью, из-за полного отсутствия в них тепла с ее стороны. И сколько я ни обращалась к психологам, ни обсуждала это на форуме, я так и не понимаю до конца причин этой ситуации. У меня безусловно обдумано множество версий. И тут как с перевалом Дятлова. Каждая версия какая-то не состоятельная и ломается о какие-либо факты и противоречия. Вот я распишу примеры прямо здесь.
Версия 1. В детстве я не достаточно защищала дочь от нападок одноклассников, не могла проводить ее по темну до дома (была на работе). Но почему же тогда эмпатия отсутствует тогда и к бабушке (моей маме), которая в такие минуты всегда провожала, защищала, помогала... Кстати был именно тогда период, когда дочь говорила бабушке «Я тебя люблю!», и с нами тоже все было тогда хорошо. Она ни на кого не обижалась! А потом как отрубило ко всем.
Версия 2. В 4-м классе дочь целовала ненормальная уборщица в школе. Могло появиться отвращение ко всем проявлениям чувств со стороны взрослых. Но то ведь было давно и короткое время. Как такой случай может влиять аж до 14 лет?
Версия 3. Это случай в походе, когда мы с мужем уединились в отдельную палатку, а она проснулась, испугалась, почему нас нет, и потом очень обиделась. У нее взгляд с тех пор поменялся, волчонком часто стала поглядывать. Потом со слезами рассказывала этот случай бабушке. Но совсем отстранилась она от нас ведь все равно позже! Ей было 9 лет тогда, а запретила она нам целовать ее только в 11.
Версия 4. Она видит ппц в отношениях родственников (вот описанные выше проблемы с сестрой, со свекровью и т. д.) и решила от них превинтивно защититься, отрубив всю любовь к родным в себе. Но вопрос: почему она не опирается на положительное: на нашу любовь с мужем? На мою любовь к моей маме? Ведь это важнее, этого больше!...
Версия 5. Дочь не прощает нам то, что мы отличаемся от средне-статистической семьи: я с инвалидностью, наши не стандартные увлечения вокалом, животноводством и растениеводством. Но ведь родителей, и тем более их состояние здоровья не выбирают! И потом ведь мы не требуем от нее разделения с нами наших хобби. Животные не заходят в ее комнату, мы не просим помощи ни в чем и не поем в ее присутствии.
7. Работа мужа.
Муж договорился, что будет работать из дома, так как надо помогать мне ухаживать за маленьким ребенком. Но по факту работает он крайне мало. Начальство не муштрует, но я очень переживаю за то, что он плохо продвигается в работе из-за нас. А дома еще и стоит ремонт в детской. Я все хочу, чтобы все устаканилось, и он наконец продвинулся в своей работе. Я все жду этого момента... Но устаканивается все как-то пока с большим трудом.
8. Кредиты.
Вот из-за этой проблемы я могу вздрагивать во сне и просыпаться. На нас 7 кредитов, 2 на муже, остальные на мне. Плюс 2 кредитные карты, в которые я влезла по самое не хочу, и с одной уже гашу другую! Стыдно признаваться в этом кому-то. Скрываю ситуацию от коллег на работе. Все потому что я построила детскую ребенку еще до его рождения (как пристройку к дому) + веранду и второй санузел. Потом не экономно расходовала декретные деньги: все делала покупки обоим детям.
Успокаиваю себя тем, что декрет закончился, я отдала долги знакомым, и теперь надо ставить постепенно задачу: вылезти для начала хотя бы из одной кредитной карты. Потом из другой и т. д. Греет также душу, что все кредиты выплачиваются уже через 2 года. Что есть страховки... Но справлюсь ли я? К тому же, что-то пока не платят мне как раньше крупные премии. А я к ним привыкла! Очень корю и осуждаю себя за все это.
Эпилог.
Моя отрада - это муж и сын! Я не нарадуюсь на них. Они у меня золото. Муж с сыном делает абсолютно все! Еще и очень ответственно подходит к уходу за ребенком: следит, чтобы был одет по погоде, чтобы была чистая одежда и все пеленки... Горжусь им! Я только кормлю и играю. Муж бережет мою больную спину, еще и ухаживает за мной... Возит меня в тренажерку (мама в это время гуляет с ребенком неподалеку).
Сегодня я сказала ему, когда кормила ребенка: «Смотри, какой он няшный, какое солнышко!... Скажи, что происходит с ними потом, что мы им становимся не нужны? Ведь посмотри: во всем нашем окружении только я очень люблю свою пожилую маму! Сестра ненавидит ее. И у вас с матерью тоже нет никакой нормальной связи... Наша дочь нас не любит...» На это муж вздохнул и сказал: «Как же здорово, что у вас с мамой есть хотя бы эта связь! На это приятно смотреть. Ты не поверишь, но связь с моей мамой-то раньше была! Мы не сюсюкались, но мне этого было и не надо. Я приходил из универа, рассказывал ей про физику, она читала мне свои новые стихи, я пел ее песни на мероприятиях. А потом все общение свелось к тому, что она поносила тебя и твою маму. Как я мог общаться? Сейчас мог бы общаться почаще может... Но устаю от ее бреда...»