Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда наступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
Последний, случайный...
(Б. Ш. Окуджава)
Теперь чуть-чуть напишу о грустном. (Нет-нет, ничего трагичного, ничего такого вообще не произошло, все спокойно).
30-го декабря мы ездили покупать продукты к празднику и какой-то подарок сыночку, пока он спал в машине. Выбрали красивый пластмассовый экскаватор-погрузчик и оранжевый каток (сынок любит технику - будет ему в коллекцию).
Когда мы подъехалии к ТЦ за продуктами, сынуля все еще спал в креслице, муж ушел в ТЦ, а я сидела в машине и думала.
Как неплохо было бы, если бы каждый раз, когда нам как-то плохо, больно, грустно, одолевает ли сметение какое-то, около нас вдруг так - раз и возникало бы какое-то милое, доброе существо. Не важно, как оно выглядит - говорящее ли животное, или кто-то в костюме Санты... А может, и сам Санта, под новый-то год? Важно, что оно нам мило улыбается, и говорит нам то, что мы хотим услышать, то, что нам нужно услышать. Нет, не всегда мы сами можем осознать и сформулировать то, что мы хотим услышать. А это существо бы как раз знало бы это сразу! Просто милый друг, просто тот, кто тебя всегда слышит и понимает, несмотря ни на что. Каким бы сам ты ни был глупым, жестоким ли или алчным, погрязший в своих проблемах или низменных идеях, а Он тебя в любом случае понимает! Он берет тебя за руку и помогает тебе, поддерживает. Говорит правду! Только правду. Но при этом любит тебя, понимает при этом, откуда эта правда и зачем.
Он все раскладывает тебе по полочкам, все становится вдруг ясно, и жить становится легче!
Я постаралась сосредоточиться и представить себе своего Санту. Предположить, что бы он такое мог мне тогда сказать.
Погода была явно не новогодняя. Как обычно, европейский 0, слякоть, тучки над городом, серость и ветерок. На дорогах засохшая грязь с наледью, но на ТЦ сверкают новогодние огни, и люди суетятся, суетятся!...
Носят елки, семенят сапогами туда-сюда... И вот, рядушком со мной в машине появился Санта. В красном костюме, с белой бородкой... Лицо у него было какое-то неопределенное, серое, но очень добрые глаза. Рта, улыбки под бородой почти не было видно, но зато хорошо слышно:
- Что тебя опять развезло-то, чего расклеилась-то?
- Грустно. Мама уехала. Мы будем встречать новый год совсем одни. Дочери на нас наплевать... Сестра это все специально делает! Она специально пакостит мне на Новый год!... Она все вырывала у меня дочь в новогодние каникулы раньше, а теперь, когда у нас с ней (с дочерью) все порвано, успокоилась, и больше сама не хочет ее видеть. В этом году вот позвала маму, и именно 30 декабря! Чтобы она не могла с нами встретить новый год!...
- Послушай. Да, твоя сестра... и мама... И особенно муж сестры Алексей... Ранее... Да! Они вели себя по отношению к твоей семье несколько не этично. Да! Они иногда говорили обидные вещи... Особенно вот это: «Зачем тебе нужна Вера на новый год?» Все это было неправильно. Но все это в прошлом! Это все было раньше. Было и прошло. Отпусти! А сейчас сестра также, как и ты, как и любой другой человек - вполне имеет право пригласить свою маму на Новый год.
- Зачем?!
- В смысле «Зачем»!?... - Санта даже немного разозлился, - Они давно не виделись, и она ее ждет!
- У нее же там муж есть...
- А у тебя его нет?! Приехали! Что не так в том, чтобы встретить новый год с мужем и с сыном!? Они какие-то не те у тебя? Уже ничего для тебя не значат?
- Те. Значат, - смиренно согласилась я с Сантой. - Просто мне очень грустно и плохо. Мама страдает! Мама разрывается! Она плакала, когда уезжала. Зачем это все? Очевидно, что она не хотела ехать. Она хотела остаться с нами! И так и сказала мне со слезами.
- Хорошо! Давай посмотрим на это по-другому. А что, если сейчас также плохо твоей сестре? Вот как и тебе! Она не человек? И ей не может быть плохо? Подумай!
- Может. Ты как всегда прав!
- А Вера... Вера - она когда-нибудь вернется! Она все поймет и осознает!... Вот увидишь! - Санта утешал меня, держа за руку... Старался изо всех сил.
- В 30 лет? - спросила я.
Санта молчал в ответ. Я попробовала спросить его еще раз:
- Я говорю, она все осознает и будет нуждаться в нашем с отцом и братом обществе в свои 30 лет? Почему ты молчишь? Потому что нечего ответить? Скажи, какой мне прок будет от этого ее осознания, когда она уже сама, возможно, будет женой, мамой... (а может и не будет - это не столь важно). А моей дочерью, той, которой 14 - 16 лет, уже не будет. Эти года так и останутся вырванными у меня! Какой мне толк от ее признаний?
Но Санта молчал. Он не знает пока, что ответить на это. Он не нашелся. Он молодец и постарался, но я нашла тему для разговора, по которой он не знал, что сказать.
За истекшие два года ведения этого блога и обсуждений моей проблемы с дочерью с психологами, да и просто людьми, стало совершенно понятно, что вся проблема только лишь в том, что я не могу принять эту реальность. Я не смогла быть последовательной и строгой, чтобы лишить свою дочь средств к существованию, если она не дома, потому что я не хочу, чтобы ей было плохо. Я не смогла переступить через себя и переехать в квартиру, как ей хотелось, потому что не вижу в этом смысла - я не хочу ее покупать. Я знаю, что я в детской позиции, но не хочу и не могу прорабатывать свои обиды. Наверное потому что мое нутро и в этом тоже не видит смысла: есть мой мир, дочь не захотела быть в нем, а я не готова это принять. Все остальное уже детали.